СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на областном семинаре "Система работы по развитию проектно-исследовательских умений младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В декабре 2014 года выступление  "Система работы по развитию проектно-исследовательских умений младших школьников" на областном семинаре. Эпиграфом выступления стали слова Конфуция: "Я  слышу, и я забываю.Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю".

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на областном семинаре»

Платонова Ирина Геннадьевна

МБОУ СОШ № 29 г.Северодвинск

учитель начальных классов


Выступление на областном семинаре (22 октября 2014)


Система работы по развитию проектно-исследовательских умений младших школьников

(Слайд 1)

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций


В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения: (Слайд 2)

  1. самостоятельно добывать новые знания,

  2. собирать необходимую информацию,

  3. выдвигать гипотезы,

  4. делать выводы и умозаключения.


Речь идет о развитии проектно-исследовательских умений. И не случайно эпиграфом к нашему выступлению взяты слова древнего философа Конфуция … (Слайд 3)

Именно в практической деятельности ребенок получает самые прочные знания. (Слайд 4) Ведь установлено, что человек усваивает 10% информации, если слышит; 40%, если видит и 90%, если делает сам. Поэтому достаточно внимания мы стараемся уделить в своей работе проектной деятельности. (Слайд 5) Начиная с 1 класса, при создании коллективных проектов мы развиваем:

  • интеллектуальные умения (развитие познавательных интересов учащихся);

  • исследовательские умения (ориентация в информационном пространстве);

  • организационные умения (планирование деятельности, распределение обязанностей);

  • коммуникативные умения (сотрудничество в процессе работы, оказание помощи);

  • презентационные умения (выступление перед аудиторией);

  • рефлексивные умения (оценка своего вклада и общего результата).



(Слайд 6) Ведь проект – это “пять П”:  Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.


Работа по развитию проектно-исследовательских умений ведется в разных формах: (Слайд 7) через урок (большие возможности дают современные УМК.), внеурочную деятельность (кружки, ГСПП, праздники, экскурсии, походы и др.)

Остановимся более подробно на организации внеурочной деятельности, а именно кружковой работе.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно: в 1 классе это кружок «Решение проектных задач», во 2-м, 3-м, 4-м кружок «Я - исследователь».

Как же ребёнок познаёт мир? Очевидно, что любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы.

Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя). Например: в 1 классе были выполнены следующие проекты: «Осенний лес» (Слайд 8), «С праздником, мамы!» (Слайд 9), «Детская площадка» (Слайд 10), «Космос» (Слайд 11), «Сочиняем сказку» (Слайд 12) и др.. Все представленные проекты являются краткосрочными, на их создание уходило 1 занятие.

Но уже в 1 классе можно планировать и долгосрочные (до нескольких месяцев). Например: (Слайд 13) наш класс разрабатывал проект «Птицы», в ходе которого было создано несколько продуктов: это выставки рисунков, поделок, конкурс плакатов и самый значительный – участие в акции «Покормим птиц зимой». (Слайд 14)


К первым зимним холодам

Дети подготовились.

Для зимующих пичуг

Домики построили.

Юля, Катя, Даня, Марк

Попросили пап и мам

Смастерить кормушки

Для маленькой пичужки.

Принесём мы зёрнышек

Семечек и крошек

И к кормушкам нашим

Не подпустим кошек.

Снегири, воробушки,

Нарядные синички,

На здоровье кушайте,

Маленькие птички!


Во 2 классе, работая над проектом «День рождения елочки» (Слайд 15), ребята попытались сами поставить проблемы «Откуда пришёл обычай наряжать на Новый год ёлку? В каких ещё странах есть обычай наряжать ёлку к Новому году? Какие игры и конкурсы можно провести возле новогодней ёлочки?». Работая в группах попытались найти ответы на эти вопросы. (Слайд 16) Нарисовали ёлочку, сделали и как итог проекта провели праздник «День рождения ёлочки»

В 3 классе мы начали очень серьезный творческий проект «Набираемся житейской мудрости». Изучая на уроках литературного чтения басни Эзопа и Крылова И.А., перед детьми встал вопрос: «А можем ли мы сами стать баснописцами?». Проблема поставлена. Решали ее индивидуально. Наш результат – это сборник басен. (Слайд 17)


ХИТРАЯ ЛИСИЧКА

Одна лисичка обожала

К своим подружкам в гости приходить:

В компьютер поиграть, попрыгать, порезвиться

И обязательно чайку попить.

У всех в лесу она уж побывала,

Весёлой и беспечною слыла,

И у других гостить не уставала,

Но только в дом свой не звала.

Ну, что ж ты, кумушка лисица,

Коль любишь у других ты веселиться,

То будь добра подруг к себе позвать

И потрудиться их принять.

И как в народе говорится,

Чтобы ленивой не прослыть,

Если любишь ты кататься –

Люби и саночки возить!

Ефимова Екатерина


Принимая участие в ГСПП «Волшебный свиток», на одном из этапов работали над проектом в рамках конкурса «Родословная рукотворных вещей». Ребята решили более подробно познакомиться с Мезенской росписью. (Слайд 18)

Роспись волшебную эту 

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку – Русь познавать.

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно...

Светлана Ледкова

Разделившись на группы, они собирали и изучали историю мезенской росписи, пробовали рисовать элементы мезенской росписи, изготовили бумажный короб и расписали его. А увлекшись, пошли дальше: пригласили к нам на мастер-класс художника. Получились замечательные разделочные сувенирные доски!

(Слайд 19)

В ходе решения системы проектных задач школьников формируются следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Во внеурочной деятельности, начиная со 2 класса, организуется наряду с проектами и работа над развитием исследовательских умений.

(Слайд 20)

Этапы исследования

  • Мотивация или создание проблемной ситуации

  • Исследование

  • Обмен информацией

  • Оформление

  • Презентация

  • Подведение итогов


Вот некоторые темы над которыми работали дети: (Слайд 21)

  • Могут ли разные предметы плавать в жидкостях на разных уровнях?

  • Почему корабли не тонут?

  • Как погружается подводная лодка?

  • Почему плачут дети?

  • Почему летучие мыши спят вниз головой?

  • Можно ли узнать погоду по облакам?

  • Могут ли кошки предсказывать погоду?

  • Может ли еловая ветка быть барометром?

  • Всегда ли верны прогнозы погоды?

И многие, многие другие.


Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Как пример предлагаем вашему вниманию исследовательскую работу ученицы 3 класса «Всегда ли верны прогнозы погоды?», представленную на городском конкурсе учебно-исследовательских работ «Ученые будущего» и на областной конференции «Юность Поморья».

Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности и способствует формированию дружного детского коллектива.



Просмотр содержимого презентации
«Выступление на областном семинаре»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций  Платонова Ирина Геннадьевна МБОУ СОШ № 29 первая квалификационная категория

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

Платонова Ирина Геннадьевна

МБОУ СОШ № 29

первая квалификационная категория

УМЕНИЯ:  самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и  умозаключения.

УМЕНИЯ:

  • самостоятельно добывать новые знания,
  • собирать необходимую информацию,
  • выдвигать гипотезы,
  • делать выводы и

умозаключения.

Я СЛЫШУ, И Я ЗАБЫВАЮ.  Я ВИЖУ, И Я ПОМНЮ.  Я ДЕЛАЮ, И Я ПОНИМАЮ.  КОНФУЦИЙ

Я СЛЫШУ, И Я ЗАБЫВАЮ. Я ВИЖУ, И Я ПОМНЮ. Я ДЕЛАЮ, И Я ПОНИМАЮ. КОНФУЦИЙ

90 % 40 % 10 %

90 %

40 %

10 %

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ  КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ  ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ  РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ  КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ  ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ  РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
  • ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
  • РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ
ПРОБЛЕМА П ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ) П ПОИСК ИНФОРМАЦИИ П ПРОДУКТ П ПРЕЗЕНТАЦИЯ П

ПРОБЛЕМА

П

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ)

П

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

П

ПРОДУКТ

П

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

П

УРОК ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУЖКИ ГСПП ПРАЗДНИКИ ЭКСКУРСИИ ПОХОДЫ

УРОК

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КРУЖКИ

ГСПП

ПРАЗДНИКИ

ЭКСКУРСИИ

ПОХОДЫ

К первым зимним холодам Дети подготовились. Для зимующих пичуг Домики построили. Юля, Катя, Даня, Марк Попросили пап и мам Смастерить кормушки Для маленькой пичужки. Принесём мы зёрнышек Семечек и крошек И к кормушкам нашим Не подпустим кошек. Снегири, воробушки, Нарядные синички, На здоровье кушайте, Маленькие птички !

К первым зимним холодам

Дети подготовились.

Для зимующих пичуг

Домики построили.

Юля, Катя, Даня, Марк

Попросили пап и мам

Смастерить кормушки

Для маленькой пичужки.

Принесём мы зёрнышек

Семечек и крошек

И к кормушкам нашим

Не подпустим кошек.

Снегири, воробушки,

Нарядные синички,

На здоровье кушайте,

Маленькие птички !

Откуда пришёл обычай наряжать на Новый год ёлку? В каких ещё странах есть обычай наряжать ёлку к Новому году? Какие игры и конкурсы можно
  • Откуда пришёл обычай наряжать на Новый год ёлку?
  • В каких ещё странах есть обычай наряжать ёлку к Новому году?
  • Какие игры и конкурсы можно

провести возле новогодней ёлочки?

ХИТРАЯ ЛИСИЧКА Одна лисичка обожала К своим подружкам в гости приходить: В компьютер поиграть, попрыгать, порезвиться И обязательно чайку попить. У всех в лесу она уж побывала, Весёлой и беспечною слыла, И у других гостить не уставала, Но только в дом свой не звала. Ну, что ж ты , кумушка лисица, Коль любишь у других ты веселиться, То будь добра подруг к себе позвать И потрудиться их принять. И как в народе говорится, Чтобы ленивой не прослыть, Если любишь ты кататься – Люби и саночки возить!

ХИТРАЯ ЛИСИЧКА

Одна лисичка обожала

К своим подружкам в гости приходить:

В компьютер поиграть, попрыгать, порезвиться

И обязательно чайку попить.

У всех в лесу она уж побывала,

Весёлой и беспечною слыла,

И у других гостить не уставала,

Но только в дом свой не звала.

Ну, что ж ты , кумушка лисица,

Коль любишь у других ты веселиться,

То будь добра подруг к себе позвать

И потрудиться их принять.

И как в народе говорится,

Чтобы ленивой не прослыть,

Если любишь ты кататься –

Люби и саночки возить!

Роспись волшебную эту  Будем как книгу читать, В стройных ее силуэтах Матушку – Русь познавать. Мезенской роспись зовется, В каждом рисунке добро. В сердце твоем отзовется, Нежною сказкой оно...  Светлана Ледкова

Роспись волшебную эту 

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку – Русь познавать.

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно...

Светлана Ледкова

рефлексировать целеполагать планировать моделировать проявлять инициативу вступать в коммуникацию

рефлексировать

целеполагать

планировать

моделировать

проявлять инициативу

вступать в коммуникацию

Мотивация или создание проблемной ситуации Исследование Обмен информацией Оформление Презентация Подведение итогов
  • Мотивация или создание проблемной ситуации
  • Исследование
  • Обмен информацией
  • Оформление
  • Презентация
  • Подведение итогов
Могут ли разные предметы плавать в жидкостях на разных уровнях? Почему корабли не тонут? Как погружается подводная лодка? Почему плачут дети? Почему летучие мыши спят вниз головой? Можно ли узнать погоду по облакам? Могут ли кошки предсказывать погоду? Может ли еловая ветка быть барометром? Всегда ли верны прогнозы погоды?
  • Могут ли разные предметы плавать в жидкостях на разных уровнях?
  • Почему корабли не тонут?
  • Как погружается подводная лодка?
  • Почему плачут дети?
  • Почему летучие мыши спят вниз головой?
  • Можно ли узнать погоду по облакам?
  • Могут ли кошки предсказывать погоду?
  • Может ли еловая ветка быть барометром?
  • Всегда ли верны прогнозы погоды?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!