СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсо-вете по теме: « Пути эффективного взаимо-действия в режиме: учитель – ученик - воспитатель»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Учитель - ученик – воспитатель»

Я предлагаю остановиться на способах и приемах, помогающих строить эффективную работу с учащимися. Надо заметить, что учитель или воспитатель постоянно находятся в поиске способов, которые оказывают позитивное влияние на их взаимодействие с учеником в частности и класса в целом. При этом отбор осуществляется с учетом трех основных сфер воздействия:

  • Урок (самоподготовка)
  • Воспитательное (внеклассное)  занятие
  • Индивидуальная беседа.

Можно провести анкетирование в среднем звене «Учитель (воспитатель) моими глазами» с целью понять, насколько стереотип отношения к педагогу  как к личности  и предметнику связан с его культурой поведения  и общения.

     Анкетирование это своеобразный срез, сопутствующей целью которого также является анализ педагогом своей деятельности, выявление проблемных зон в отношениях с детьми.

В некоторой степени ребенок на подсознательном уровне при оценивании опирается на тип учителя и стиль его взаимодействия с учениками. Рассмотрим типологию, согласно которой все педагоги условно делятся на семь типов. С самого начала необходимо сделать важное предупреждение: предлагаемая типология вовсе не преследует цели обидеть учителей и воспитателей или указать на их недостатки. Психологическая характеристика учительских типов необходима, прежде всего, для понимания причин появления этих недостатков и для предостережения педагогов от грубых воспитательных ошибок.

«Наполеон»

Краткая характеристика. Неприязненное отношение к детям здесь сочетается с откровенным использованием их в собственных целях. Такой учитель или воспитатель напоминает полководца, для которого солдаты – это просто «пушечное мясо». Обладая прекрасными творческими способностями, он может блистать чудесными методическими находками и, возможно, высоко цениться руководством. За его абстрактными построениями человека просто не видно.

«Самодур»  

Краткая характеристика. Это яркий представитель агрессивных обывателей, оказавшийся в школе из-за неблагоприятного и случайного стечения обстоятельств. Этот тип разрушителен и страшен для детей. Неспособность к творчеству и неприязнь к детям выливаются в жесткий контроль над ними, в стремление ограничить учеников твердыми рамками запретов.

«Нарцисс»

Краткая характеристика. Этот тип характеризуется неприязненным отношением к ученикам, но без активного манипулирования ими, с концентрацией на себе  и своей творческой работе. Такой педагог похож на лектора, вдохновенно читающего лекцию и внимательно следящего за внешней реакцией слушателей, которая должна подтверждать его профессионализм. Но на самом деле он совершенно равнодушен к тому, каково их истинное мнение. Его не интересуют слушатели как личности. Главное, что он по-своему реализовался, получил удовлетворение.

«Наблюдатель»

Краткая характеристика. Педагогическая деятельность в этом случае превращается в пассивное невмешательство с оттенком недоброжелательности в отношениях. Отсутствие творчества делает такого учителя, воспитателя неспособным даже к манипуляциям. По-видимому, такие люди совершенно не расположены к педагогической профессии.

«Штамповщик»

Краткая характеристика. Вероятно, это самый распространенный тип педагога. Он любит детей, но из-за отсутствия творческого начала действует под давлением сложившихся стереотипов, шаблонов, устаревших требований, работает по готовым рецептам  одинаково со всеми классами и со всеми детьми. Поэтому такой педагог осуществляет насилие по отношению к детям.

«Кот Леопольд»

Краткая характеристика. Этому типу свойственны слабость творческого начала,  застенчивость, уважение и любовь к ребенку. Эти характеристики приводят к боязни не навредить, к полной пассивности. Такой педагог напоминает садовника, который настолько любит деревце, что опасается даже поливать его, окапывать, обрезать веточки, надеясь, что лучше всего оно разовьется само, без всякой помощи. Подобная позиция порой может привести к гибели деревца.

«Доктор Фаустас»

Краткая характеристика. Учитель или воспитатель  лепит ученика  в соответствии со своими представлениями о нужном обществу человеке. Он формирует личность. Многие, даже несомненно талантливые педагоги, поднаторели именно в этом, и  для многих это единственный видимый путь.

«Самоактуализатор»

Краткая характеристика. Именно в этом пространственном углу лежит путь самоактуализирующейся личности учителя, воспитателя. Система отношений с детьми, основанная на принятии их как ценностей, на любви к ним, одухотворенная личностным творческим потенциалом, порождает и систему соответствующей педагогической деятельности, направленную на развитие.

        Педагогический труд представляет собой единство трех пространств – педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога. В каждом из этих пространств можно выделить некоторое системообразующее качество.

          Так, по мнению многих  психологов, ведущим качеством личностного развития учителя или воспитателя правомерно считать творческое начало.

          Наверное, каждый из нас сейчас отметил в себе определенные черты, заимствованные сразу у нескольких типов педагогов. Вполне естественно, что, работая с разными классами или группами, на разных по типу уроках и внеклассных занятиях и по ряду других причин тип, а следовательно, и стиль взаимодействия может и должен варьироваться. Однако необходимо отслеживать свой стиль, который вы используете в определенной ситуации при работе с конкретным ребенком, чтобы не вывести ситуацию на конфликт.

Вне зависимости от того, к какому типу относится педагог, для эффективного взаимодействия с детьми ему необходимо строить свою работу на основе следующих ключевых положений:

  1. Урок или воспитательный час должен быть освобождён от страха: никто никого не боится и никто никого не пугает. Вместо страха в основу урока или занятия должна быть положена открытость педагога. Приёмы:
  • Начало : «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами».
  • Актуализация: вочеловечивание материала, то есть объяснение актуальности сухой лекции через жизненный пример.
  1. Создание ситуации успеха на уроке или самоподготовке с целью формирования положительного отношения к учению.  Примеры - установки:
  • Опрос-выяснение позиции или мнения по проблеме: «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать как не надо делать».
  • Контрольная работа: «Контрольная работа проста. Этот материал вы знаете. Подобные задания мы выполняли с вами не раз».
  • Авансирование результата (объявление о положительных результатах до того как они получены): «У тебя, конечно же получится», «Я уверена, вы с этим  справитесь и справитесь хорошо».
  • Персональная исключительность: «Именно у тебя получится, ты же…», «Именно ваш класс должен хорошо справиться с заданием: вы серьезно и вдумчиво работали всю четверть».
  • Высокая мотивация предлагаемых действий: «Это нам всем очень полезно…»
  • Скрытая инструкция (указатель на операцию, которая может стать опорной для ребенка в исполнении заданного): «Тут главное, как ты помнишь…».
  • Оценивание (акцент на детали): «Особенно удалось вам вот это…», «Вот эта часть неплохо…». Фактически полученная отметка выступает не только оценкой знаний, но и служит социальной оценкой личности: определяет положение ученика в школе, в классе, в группе; устанавливает иерархию сверстников; во многом определяет дальнейшую судьбу выпускника. Если оценка, выставленная учителем, не соответствует ожиданиям обучающегося, то во взаимоотношениях в системе «учитель – ученик» может возникнуть конфликтная ситуация. Показатели успеваемости нередко служат поводом для подобных ситуаций в межличностных отношениях с учителями. Примечательно, что среди отличников больше половины испытывают антипатию к учителям. Вероятно, критическое отношение к учителям связано с конфликтами из-за ошибок, которые имеют большое значение для этой группы учащихся. Наиболее спокойные и ровные отношения с учителями у хорошистов и тех, кто имеет тройки. С другой стороны, ученики четко фиксируют зависимость отношений учителей к ученикам от оценок, отмечая тот факт, что оценки отчасти влияют на это отношение, а большая часть учеников полагает, что оценки значительно определяют отношение.
  • Ситуация неуспеха (данную методику может применять  только профессионал): «Все как прежде. Ни шагу вперед. Топчемся на месте. Кончилось время первых уроков. Вы уже умные и сильные, но последние результаты…»

Можно говорить о том, что каждый тип педагога характеризуется определенным стилем общения с учащимися. Однако учителя, воспитатели  зачастую не владеют нужными приемами общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога  профессиональных навыков общения могут укорениться и въесться в творческую индивидуальность педагога, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

       В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи советуют педагогам  для развития коммуникативных способностей делать себе определенную установку.

        Мы только что разработали негласный кодекс для учителей, который может служить одной из форм педагогической поддержки и способствовать формированию уверенности и авторитета педагогов.

        Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

       А теперь предлагаю немного практической работы. (см. приложение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                          Задание №1

  • Предлагаю вам выбрать и назвать одного из  учеников своей группы, которого вы считаете трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • 5.
  • Педагогам предлагается подумать и рассказать, чему они учатся, работая с данным учеником, что добавляет в их профессиональный багаж взаимодействие с ним.

 

 

 

  • Принимая во внимание тот факт, что воспитательный час  является центральной формой взаимодействия воспитателя и ученика, я предлагаю вам рассмотреть типичные ситуации, которые могут иметь место на занятии, на которых между педагогом и учеником вышло разногласие, трение и т. д. по вине воспитателя , или ученика, или группы учащихся, или всего класса в целом, или с обеих сторон.

Ситуация

Степень вины сторон

Пути решения проблемы

Пути предупреждения проблемы

Педагог вызывает ученика к доске. Тот пререкается, отказывается выходить.

 

 

 

 

Ученик входит в класс, извиняясь за опоздание. Педагог не пускает его в класс, отправляя ученика туда, где он задержался.

 

 

 

 

 

Воспитатель ведет внеклассное занятие. Учащиеся не слушают материал, разговаривают, переписываются, зная что педагог не повысит голоса и не сделает серьезных замечаний.

 

 

 

 

 

 

10 заповедей воспитания В.А. Караковского:

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.
  • Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
  • Воспитание без уважения – подавление.
  • Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.
  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь: при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
  • Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».
  • Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

 

 

Что надо не забыть,

если хочется устроить радостную и добрую жизнь?

  1. заповедей Симона Соловейчика)

 

  1. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают всё время.
  2.  Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе получится.
  3. Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы 10 минут.
  4. Для проведения творческих дел не обязательно самому быть ведущим, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.
  5. Все командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.
  6. Любое дело не только сообща делается, но и организуется.
  7. В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.
  8. Каждое дело нужно обсуждать в общем кругу. С того начинается всё.
  9. Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще нужно больше разговаривать – меньше придется кричать на них.
  10. В общем деле все в ответе за всё. И каждый – самый главный.

 

 

 

Используемая литература:

1. Вачков Игорь | Такие разные учителя, или Новая типология...

psy.1september.ruarticle.php…

2. Взаимодействие учителя и ученика в образовательном...

doc4web.ru…vzaimodeystvie-uchitelya-i-uchenika-v…

3. Педагогическое взаимодействие "учитель-ученик"...

knowledge.allbest.rupedagogics/…_0.html

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!