СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете : «Домашняя работа - средство сближения обучения и самообразования»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете : «Домашняя работа - средство сближения обучения  и самообразования»

           Свое выступление я бы хотела начать с главной  проблемы -это   ухудшение здоровья учащихся. Давайте рассмотрим, какие же последствия    от   перегрузки  наших детей :

  •  большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений
  • большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями
  • более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения
  • в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки
  • в 4 раза – психоневрологических отклонений
  • в 3 раза – патология органов пищеварения.

 Поэтому и встал вопрос о дозировке дом. задания. 

    Казалось бы , все это нам известно. Но почему то в практике .мы часто об этом забываем. Посещая уроки, мы видим, что дом. задания задаются на ходу. Часто после звонка, без соответствующих инструктажей. Очень редко дифференцируя дом. задания. Не выполняется работа над ошибками. Это мы увидели ,проверяя тетради. Проверяя дневники, часто видим вопросит. знаки учителей. 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете : «Домашняя работа - средство сближения обучения и самообразования»»

Выступление на педсовете : «Домашняя работа - средство сближения обучения и самообразования»

Свое выступление я бы хотела начать с главной проблемы -это ухудшение здоровья учащихся. Давайте рассмотрим, какие же последствия от перегрузки наших детей :

  • большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений

  • большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями

  • более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения

  • в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки

  • в 4 раза – психоневрологических отклонений

  • в 3 раза – патология органов пищеварения.

Поэтому и встал вопрос о дозировке дом. задания.

Казалось бы , все это нам известно. Но почему то в практике .мы часто об этом забываем. Посещая уроки, мы видим, что дом. задания задаются на ходу. Часто после звонка, без соответствующих инструктажей. Очень редко дифференцируя дом. задания. Не выполняется работа над ошибками. Это мы увидели ,проверяя тетради. Проверяя дневники, часто видим вопросит. знаки учителей.

Особое внимание необходимо учитывать на нормы продолжительности домашней подготовки к урокам: по СанПиН домашнее задание :

  • в 1 классе –не задают

  • во 2 классе – до 1,5 часов;

  • в 3–5 классе – до 2 часов;

  • в 6–7 классе – до 2,5 часов;

  • в 8 классе – до 3 часов;

  • в 9–11 классах – не более 4 часов.

Встает вопрос,а нужны ли вообще дом. задания? Зачем нужны
домашние задания?

Учителя задают детям работу на дом по трем причинам: чтобы дать ученику попрактиковаться в знаниях и умениях, которые он получил в классе, чтобы подготовить его к следующему уроку и чтобы дать ему возможность поработать над проектом.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.

Как отбирать содержание домашнего задания?

Чёткая постановка целей помогает грамотно отобрать содержание домашнего задания. Отбор содержания должен соответствовать уровню развития учащихся и уровню обученности на данном уроке. Содержание домашнего задания должно плавно вытекать из содержания урока и связывать его с последующим уроком. Учащиеся должны хорошо понять смысл задания. Нельзя на домашнее задание перекладывать то, что не успели на уроке.

Какова методика задавания?

Домашнее задание должно быть личностно значимым, творческим, практически направленным, вариативным, дифференцированным. При соблюдении данных принципов можно давать домашнее задание на любом этапе урока. Категорически нельзя давать за несколько минут до конца урока, и конечно же, после звонка. Домашнее задание следует написать на доске, разъяснить его смысл, выслушать вопросы учащихся и проконтролировать запись в дневнике.

Как организовать домашнее задание для слабоуспевающих учащихся?

слабоуспевающий учащийся нуждается в нашем постоянном сопровождении – специально подбирать наиболее рациональную для слабых учащихся систему упражнений, а не механически увеличивать число однотипных заданий;

  • более подробно объяснять порядок выполнения домашнего задания, предупреждая о возможных затруднениях в работе;

  • давать карточки-инструкции для выполнения определенного вида заданий;

  • давать задания по повторению пройденного материала, который требуется для усвоения новой темы;

  • необходимо составлять план ликвидации пробелов в знаниях учащихся, указать содержание задания или номера упражнений, сроки их выполнения.

Как организовать домашнее задание для успешных и одарённых детей?

Содействовать развитию умственных способностей одаренных детей. Для этого следует предлагать им дифференцированные задания и задания по выбору, задания повышенной трудности, учитывать индивидуальные особенности и интересы в процессе урока, давать возможность проявлять способности во внеурочной деятельности.

Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания?

  • Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить.

  • Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки - вместе с другими факторами педагогического процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения

и самообразования

  • Ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы, вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке – и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку.

Рекомендации по дозированию домашнего задания
на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от урока;

  • осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания;

  • предупреждать учащихся о возможных затруднениях;

  • включать в содержание домашнего задания работу над ошибками;

  • осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания;

  • проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся;

  • давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке;

  • при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем;

  • систематически проверять домашнюю работу учащихся.

Могут быть полезны следующие советы:

  • Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности.

  • Умейте видеть и отразить в характере заданий обусловленность их содержания и воздействия на личность.

  • Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности.

  • Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей; политического, мировоззренческого и нравственного воспитания, а также в целях оптимального развития каждого ученика.

  • Особенно ориентируйтесь на те цели, которые, с вашей точки зрения, с точки зрения ваших коллег и классного руководителя, являются актуальными для данного класса.

Нельзя:

  • завышать объем предлагаемой домашней работы;

  • давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни;

  • перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогов развития их самостоятельности);

  • предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);

  • задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;

  • предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;

  • давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию, допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения);

  • отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти;

  • не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.

  • Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.


Зам. директора по УВР Смиловенко Н.Н.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!