СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете "Компетентностный подход в воспитании"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме "Компетентностный подход в воспитании". Раскрыты компетенции, принятые в РФ. Даны практические советы применения.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Компетентностный подход в воспитании"»







Выступление на педагогическом совете

муниципального общеобразовательного учреждения

«Кораблинская средняя школа № 1»

Тема:

Компетентностный подход в воспитании



Выступающий: учитель начальных классов

Синицына Наталья Анатольевна

























В «Толковом словаре русского языка» (Ожегов С.И. и др., М.: «ОГИЗ», 1936) КОМПЕТЕНТНОСТЬ – это осведомленность, авторитетность.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере.

Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики – постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное развитие.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. В РФ определены следующие группы ключевых компетенций:

  • Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, принимать решения;

  • Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности.

  • Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет);

  • Коммуникативные компетенции. Способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

  • Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, покупателя, клиента, члена семьи;

  • Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

умение ориентироваться в природной среде, умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивное отношение к своему здоровью; знание и применение правила личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владение способами оказания первой медицинской помощи;

  • Образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях. Всё это даёт возможность использовать приобретённые знания и умения, как в повседневной жизни, так и в дальнейшем.

  • Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; владение эффективными способами организации свободного времени;

Вот несколько практических советов, которые помогут при реализации компетентностного подхода в воспитании.

 решайте проблемы С детьми, а не ЗА детей; 

 не "предусматривайте" возможных трудностей, а воспитывайте у детей способности к их преодолению;

 воспитывайте волю учащихся; волевых усилий не будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня; 

 воспитывайте чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека. 

опирайтесь на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу; 

 уважайте личность ребенка, не унижайте его достоинства; 

призывайте ребенка к добру и будьте добрыми сами; 

 защищайте интересы ребенка и помогайте ему в решении его актуальных проблем; 

 постарайтесь увидеть в каждом ученике ЛИЧНОСТЬнезависимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам. 

 открывайте перед детьми принципиально новые "измерения" мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;

наполняйте внутренний мир учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии; 

вовлекайте учащихся в активный процесс открытий в единстве с развитием у них способности проводить гуманистическую экспертизу по критерию ценности; 

 вводите учащихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других. (3) 

делайте школу родной для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива; 

 помогайте друг другу: педагоги и учащиеся - члены одного коллектива;

 развивайте у детей потребность во взаимопонимании; 

СОучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный педагог "рождает" равнодушных учащихся

Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно – культурной среды, в которой живёт и развивается школьник.

Таким образом, ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования.

Формирование ключевых компетенций воспитуемых обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей учащихся, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося.

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

- метод наблюдения;

- метод коллективного анализа деятельности, размышления;

- метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

- метод тестирования и анкетирования.

Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

- метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;

- метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;

- метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

- метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения;

- метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;

- метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);

- метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.

Методы поддержки развития организаторских способностей:

- метод «творческого выполнения задач»;

- метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;

- метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);

- метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

- метод «создания воспитывающих ситуаций» - ситуаций свободного выбора поведения;

- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);

- метод творческого поиска.

Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают:

- метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;

- метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);

- метод самореабилитации - самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;

- метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;

- метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

- метод самоконтроля;

- метод самопрогнозирования - построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.

Методы педагогической поддержки «социального здоровья» - это методы, которые с одной стороны - необходимы для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни, веры в свои силы, с другой стороны - позволяют стабилизировать общее эмоциональное состояние и предотвратить асоциальное поведение.

- метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

- метод «увлечения весельем» - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;

- метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);

- метод самонаблюдения за своими эмоциями - метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;

- метод «подавления отрицательных переживаний» - способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, подавление отрицательных эмоций;

- метод «устранения плохих привычек»;

- метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;

- метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для самостоятельности: САМОактуализации, САМОопределения, САМОсозидания, САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Таким образом, воспитательная работа со школьниками является важным направлением педагогической деятельности. Без воспитания невозможно вырастить ребёнка полезного обществу, самостоятельно реализующего свои планы, умеющего свободно решать проблемы в окружающей действительности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!