Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Пригородненская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Формирование профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования»
Подготовила учитель биологии и химии
МКОУ «Пригородненская СОШ»
Ашихмина Светлана Анатольевна
2017 – 2018 учебный год
Формирование профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования
Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной педагогической деятельности в новых условиях должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным, и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики?
Компетентный – знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области.
«Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся». (А.К. Маркова)
Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать профессиональные проблемы.
Быть компетентным означает умение использовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, связанная с готовностью решать профессиональные задачи.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО –КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
3. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
4. ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ в сферах предметной
Специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
5. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
6. РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
7. ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, связанная с умением работать в сфере ИКТ технологий.
8. КОМПЕТЕНЦИЯ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, характеризующая учителя как экспериментатора.
9. КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Что должен уметь компетентный педагог?
1. Успешно решать проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
2. Понимать какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях.
3. Видеть и понимать жизненные интересы своих учеников.
4. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам.
5. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся.
6. Закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике.
7. Планировать учебные занятия с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы
8. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.
9. Привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт.
10. Привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен.
11.Оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
12. Оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств.
Педагог должен понимать, что:
1. Нужно быть готовым к постоянным переменам.
2. Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
3. Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя.
4. Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
Передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам.
В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создает для этого условия. Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.
С помощью каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя.
- диагностирование;
- тестирование.
2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
- обучение на курсах повышения квалификации;
- работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер – классы, предметные декады;
- активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях;
- участие в различных конкурсах;
- участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций;
- обобщение и распространение опыта;
- аттестация;
- творческий отчет;
- использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий;
- самообразование
3 этап. Анализ деятельности учителя.
- обобщение опыта;
- разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов;
- самоанализ деятельности.
Остановлюсь на одной из форм повышения профессионально-личностного потенциала педагога – это участие в работе Интернет – порталов, где учителя имеют возможность создать свое виртуальное сообщество и обсуждать интересующие проблемы. Учителя зарегистрированы на сайтах КИРО, издательский дом «Первое сентября», «Российский общеобразовательный», «Про Школу.ру», «Открытый класс». Они принимают участие в конкурсах, форумах, публикуя свои разработки, транслируя свой педагогический опыт. Благодаря Интернету педагоги дистационно повышают уровень квалификации. В Интернет – конкурсах принимают участие и учащиеся нашей школы. Родители имеют возможность познакомится в свободном режиме с работой педагогов и результатами работы своего ребенка через сайт школы.
Важным показателем профессионализма учителя являются результаты государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, а также результаты школьных, муниципальных и региональных олимпиад.