СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете по теме "Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете по теме "Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников" (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете по теме "Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников"»

Выступление на педсовете по теме

« Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников»

Патриот - любитель Отечества, ревнитель

о благах его, отчизнолюб,

отечественник, отчизник.

Патриотизм - любовь к Отчизне.

В. Даль

Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Так и любовь к Родине, питают ручьи различных чувств и сливаясь образуют глубокое гражданское чувство.

Реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи:

-любовь к родителям и родному дому;

-любовь к природе, её охрана и изучение;

-любовь к родному краю;

-знакомство с национальной культурой;

-воспитание чувства национальной гордости;

-изучение государственной символики;

Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного патриотического воспитания детей. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования от 09.10.2009 г. ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни


Начальная школа является второй ступенькой  долгого и кропотливого труда по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся.

Эта тема  актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед нами, педагогами, стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности, найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание и чувства современных  школьников


Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Воспоминания детства: колыбельная песня матери, сильные руки отца, , мудрая сказка бабушки — западают глубоко в душу и надолго определяют самочувствие человека.

Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Недаром поэты и музыканты столько стихов и песен сложили о родном доме.

В школе через разные формы: урок, классный час, внеклассные мероприятия, школьные праздники – идет формирование гражданской позиции и патриотических чувств.

Представление о Родине у детей младшего возраста меняется, расширяется с годами, поэтому эту работу учителя начальных классов начинают с воспитания чувства любви к родителям, к семье, к дому, а затем уже расширяют это понятие: мой город Невинномысск, мой край, моя Родина, моя Россия.

Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине и поэтому на уроках литературного чтения, окружающего мира, на спецкурсе «экология» воспитание гражданина начинается с развития умения видеть и любить  родную природу. Наблюдаем за сезонными изменениями в природе, любуемся первым снегом, облаками на небе, ярким ковром из листьев, распустившимся цветком. Ведь острее всего красота воспринимается именно в детстве.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам русского языка.
Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Например, в процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку и литературному чтению.
Решению воспитательных задач патриотического характера способствуют уроки литературного чтения. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. С интересом дети читают рассказы об историческом прошлом нашей страны. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. (раздел 2 «О доблестях, о подвигах, о славе,,,» былины). Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

В учебниках окружающего мира подобран необходимый материал, который позволяет приобщать детей к культурному наследию народов нашей страны и воспитывать патриотические чувства. В учебнике для 4 класса есть раздел «Путешествие в прошлое Росси» (на его изучение выделен 21 час 3 четверть). Изучение этого раздела предоставило возможность ученикам познакомиться с богатой событиями историей Отечества, осознать себя частичкой своего народа и гражданами своего государства. На уроках окружающего мира дети знакомятся с символикой страны, учат наизусть гимн, изучают природу и природные зоны нашей Родины и др.

В начальной школе проводятся различные внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы.

Ребята из начальной школы принимали участие в акции «Покормите птиц зимой», в празднике «День матери», в спортивном соревновании «Папа, мама, я – спортивная семья!». На уроке технологии мой класс создал социальный проект «Детская площадка в моём дворе». В конце прошлого учебного, мой класс совершил экскурсионную поездку в г. Кисловодск. Таким образом, познакомились с одним из городов Ставропольского края. В нашей школе стали традиционными классные часы, посвящённые дню города, Освобождению города Невинномысска от фашистских захватчиков, Дню Победы. Были проведены классные часы по теме «Крым и Россия едины», «Чернобыль 30 лет спустя».

В прошлом учебном году в начальной школе было проведено много мероприятий посвящённых 70-летию Победы. Это классные часы о блокаде Ленинграда, о Курской битве, классные часы к Дню Победы. В начальной школе была проведена литературно-музыкальная композиция «Песня звала в бой!» совместно с детским садом №29. Ответственными были Мартынова В.В. и Мазий Е. В.. Ведущей была Мазий Е. В. Учителя начальной школы разучивали со своими классами военные песни и стихи. Праздник получился запоминающимся и трогательным.

В течение 4 лет старалась воспитать в детях чувство национальной гордости. «Чем могут гордиться россияне?». Такой вопрос я задала своему классу. Вот что написали дети.

Наша страна самая большая.

Россияне могут гордиться своей могучей, великой страной.

У нас много полезных ископаемых.

Россия - самая красивая страна. У нас красивая и разнообразная природа.

Своей историей, великими победами, своей армией.

Миролюбивой политикой, Красной площадью, президентом Путиным.

Освоением космоса.

Знаменитыми учёными, композиторами, писателями, художниками и писателями.

Могучим духом своего народа.

Победами на олимпиаде с в Сочи

Первым в мире космонавтом.

Мы победили фашистов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!