Выступление на педсовете «Повышение качества образования и воспитания в условиях социально-гуманитарной направленности образовательного процесса»
1 слайд
Тема выступления: «Гуманитарная направленность в работе педагогов начальной школы в условиях реализации стандартов обучения»
2 слайд
Общество перед образованием
ставит новые социальные требования.
Главная задача школьной модернизации -
это развитие личности,
способной к анализу существующей ситуации,
самостоятельности в принятии решений и действовать, в изменяющихся условиях.
Новые качества российского образования соответствующие запросам современной жизни
Возможно получить с помощью
компетентностного подхода
к содержанию образования,
к организации образовательного процесса,
к оценке достижений учащихся.
3 слайд
Направления работы, структура, содержание, и формы заложены в ФГОСах. Сам ФГОС состоит из трёх «Т»: требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации Основной образовательной программы.
Каждая школа определяет
свой путь в развитии качества образования.
Одни школы делают акцент на программу
духовно-нравственного воспитания,
другие на программу здорового образа жизни,
но все мы сегодня должны уделить больше внимания
4 слайд
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с помощью действия.
5 слайд
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, где ученик сам формулирует проблему, находит её решение, оценивает правильность этого решения.
6 слайд
Так на уроке русского языка во 2 классе, при выполнении задания: записать высказывание, пропуская орфограммы слабых позиций. Один ребёнок или пара детей работают у доски, остальные — в тетрадях. После написания — взаимопроверка в парах и фронтальная проверка работ на доске. Дети задают ребятам у доски вопросы: «Почему вы написали букву Е в слове сидели? Почему пропустили букву в слове реки? Урок проходит в форме диалога: ученик-ученик, ученик — учитель — ученик. Дети не боятся сказать неправильно. Задают вопросы, которые их интересуют.
7слайд
Все учебники комплекта по системе Эльконина-Давыдова объединены общим сюжетом:
Учащиеся учат робота Сам Самыча.
Робот пунктуально следует заданным детьми правилам и способам действия, наталкивается на ограниченность знаний, что и создает проблемную ситуацию.
Обсуждение и анализ ситуаций приводит к постановке очередной учебной задачи, которая решается совместно с персонажем учебников.
8 слайд
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
личностные действия - умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности;
регулятивные действия - умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат;
познавательные универсальные действия - умение добывать, преобразовывать и представлять информацию;
коммуникативные действия - умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща.
9 слайд
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.
Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
10 слайд
Основной функцией контроля и оценки в безотметочной системе является определение учеником границ своего знания - незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание проблем, возникших в учебной деятельности и способов их преодоления.
11 слайд
Основными принципами безотметочного обучения являются:
критериальность.
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.
· приоритет самооценки.
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
· гибкость и вариативность.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
· естественность процесса контроля и оценки.
Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.
12 слайд
Так, для оценивания работы по составлению звуковой модели слова, дети выбирают следующие критерии:
13 слайд
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются следующие виды работ:( вы их видите на слайде)
Все виды контрольно-оценочных работ (стартовая, модульная, итоговая) по учебным предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям.
14 слайд
Самооценка ученика должна постепенно дифференцироваться. С первых дней обучения ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
15, 16 слайд
По результатам каждой контрольно-оценочной работы выполняется анализ, схема которого разрабатывается учителем и согласуется с администрацией ЦО.
· Результаты анализа работ каждого учащегося оформляются на листе и доводятся до сведения родителей учащихся через дневник.
17 слайд
При проведении стартовых, модульных, итоговых работ по учебным предметам фиксируется процент выполнения каждого задания и всей работы в целом. Такой подход дает возможность иметь достаточно достоверное представление о том, какое предметное умение сформировано и в какой мере. Также это дает возможность отследить динамику формирования конкретного умения у каждого учащегося.
Процент выполнения задания несложно перевести в традиционное пятибальное оценивание.
18, 19 слайд
Отметки не выставляются, а качество усвоения знаний и уровень сформированности умений, выявленные в процессе устных ответов, групповой работы, при предъявлении текущих работ учащихся оценивается следующими видами оценочных суждений ( см. слайд)
20 слайд
Приемы формирования контрольно-оценочной деятельности были следующие:
Волшебные линеечки
Прогностическая оценка
Задания-ловушки
Составление заданий с ловушками
Составление задачи, подобной данной
Классификация задач по способу их решения
Обнаружение ошибки
Создание помощника
21, 22 слайд
Многие из перечисленных приемов формирования контрольно–оценочной деятельности использовались ежедневно. Оценку с помощью «волшебных» оценочных линеечек нельзя назвать формальным актом, т. к. перед тем, как изобразить на линеечке оценку, ученик определяет критерий оценивания (сначала это делается вместе с учителем, потом всем классом, а в итоге ученик может выделить этот критерий самостоятельно). Оценивая свою работу, на полях дети рисуют шкалу и ставят на ней крестик, который обозначает по их мнению на сколько правильно они выполнили задание. Чем выше крестик на шкале, тем выше они оценили свою работу.Затем учитель на этой шкале ставит свою оценку, а потом идёт анализ поставленных знаков. Оценочные шкалы должны быть всё время разные, обладать гибкостью, показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика. Шкалы как инструмент оценки хорошо «работают» в 1-2 классах, а в 3-4 классах ребята требуют иную форму оценивания своих работ. Поэтому наравне со шкалами мы вводим и баллы, но не пятибалльную систему оценивания. Это может быть разное количество баллов.
Например, на уроке математики в 3 классе дети в течение 10 минут самостоятельно решают уравнения. Перед проверкой они договариваются с учителем, сколькими баллами будут оценивать эту работу: 6 уравнений — 12 баллов( 2 б. - нахождение неизвестного; 1 б. - вычисления). Баллами можно оценивать и работу на уроках русского языка: словарный диктант. Количество правильно написанных слов может сооответствовать количеству баллов за работу и т.д.
23слайд
Оценка работы идёт и при помощи карточек.
24 слайд
Правила безотметочной безопасности
Правила безотметочной безопасности | Комментарии |
Не скупиться на похвалу | От заслуженной похвалы у любого человека, особенно ребенка, за спиной вырастают крылья. Окрыленный человек способен на многое |
Хвалить исполнителя, критиковать исполнение | Например, вместо «Ты сделал три ошибки в этом примере», лучше сказать: «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки» |
«На ложку дегтя – бочку меда» | Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем |
Ставить перед ребенком только конкретные цели | Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективней установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – попробуем пропустить меньше букв». |
«За двумя зайцами …» | Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д. |
Формула «опять ты НЕ …» – верный способ выращивания неудачника | Без комментариев |
Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки | Без комментариев |
25 слайд
Детские инструменты формирования контрольно-оценочной деятельности:
1.«Карта знаний»
2.«Тетрадь динамики моих знаний».
3.«Тетрадь открытий».
4.« Портфолио ученика».
5.Оценочный лист
26 слайд
«Тетрадь динамики моих знаний». Оценка за диктант представляет собой таблицу из нескольких строк, каждая из которых есть отдельное умение. Оценивалось каждое умение, а не вся работа в целом. Таким образом, ученик видел, какие умения требуют дополнительной отработки. Так оценивались любые виды письменных работ.
27 слайд
«Тетрадь открытий». Это хранилище знаний, личный справочник. Она ведется с первого класса на протяжении всего периода обучения в начальной школе, постепенно модифицируется под задачи учебного года
28 слайд
Система Д.Б.Эльконина-В,В.Давыдова, по которой я работаю, имеет все основания для формирования самоконтроля и самооценки
- во- первых, ставит своей задачей формирование у учащихся учебной деятельности. Контроль и оценка являются отдельными учебными действиями, составляющими структуру этой деятельности. Сформированность этих действий у школьников в первые 4 года обучения даст им возможность на последующих этапах образования самостоятельно ставить не только учебные, но и личностно значимые, социальные задачи.
- во-вторых, решить проблему содействия становлению человека, способного учить самого себя, изменять себя и окружающий мир, невозможно внесением лишь отдельных приёмов в область контрольно-оценочной деятельности. Достичь целей образования можно, создав целостную систему, целостный механизм в которой будут определены место, содержание, формы контрольно-оценочной деятельности ученика и учителя.
29 слайд (см. слайд), 30 слайд(солнышко)