Выступление на педсовете
«Роль классного руководителя в организации профорентационной работы в выпускных классах»
В наш сложный век очень тяжело определиться в огромном разнообразии существующих профессий, которых в мире более 40 тысяч. Универсальных рецептов выбора профессий нет. Однако каждый педагог старается научить своих воспитанников избежать ошибок и разочарований при выборе будущей профессии, проводя профорентационную работу в школе.
В 2009-2010 учебном году я выпустила 11 класс. На протяжении 7 лет работы в этом классном коллективе я с ребятами старалась разобраться «Кто мы?», «Какие мы?», «Кем мы хотим быть?», «Кем можем стать?»
Каждый ребенок по-своему талантлив, обладает определенными задатками, способностями, наклонностями. Тематические классные часы «Познай себя» учили ребят искусству самопознания, умению проводить самонаблюдение, самокритику, самоанализ; отмечать свои способности, недостатки и достоинства, фиксировать в каких видах деятельности они проявляются. Анализируя свои поступки, действия, умения и навыки, давая им точную оценку, дети учились искусству самооценки, воспитывали в себе наблюдательность, самокритичность, высокую требовательность.
В 9-ом классе особое внимание уделялось тому, где ребята продолжат учебу. Проводились коллективные обсуждения, а также индивидуальные беседы и консультации с учащимися и их родителями. При этом рассматривались возрастные, физиологические, психологические, финансовые аспекты данного вопроса. Большая профорентационная работа была проведена школьным психологом Голиковой, которая неоднократно тестировала, анкетировала девятиклассников, давала советы и рекомендации, отвечала на волнующие ребят вопросы. Мной, как классным руководителем, особое внимание уделялось микроклимату в классе. Если класс дружный и сплоченный, ребенку в нём уютно и комфортно, и при этом он чувствует уважение одноклассников и доброжелательное отношение педагогов, то ему не хочется уходить из школы после 9-го класса. Так из 18 выпускников 9-А класса в 10 класс пришли 14 человек.
В 10-11 классах профорентационная работа проводилась на более высоком уровне. Учащиеся не просто продолжали знакомство с профессиями, а рассматривали их по сферам деятельности:
Человек – Человек (учитель, воспитатель, переводчик, врач, юрист, продавец, экскурсовод и т. д.)
Человек – Техника (газосварщик, горнорабочий, металлург, водитель, строитель и др.)
Человек – Природа (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринарный врач, лесник и т. д.)
Человек – Знаковая система (конструктор, бухгалтер, экономист, оператор, программист и др.)
Человек – Художественный образ (художник, архитектор, дизайнер, писатель, актер, журналист)
Старшеклассники неоднократно посещали Кировский МУПК и ЦЗ, встречались с представителями ВУЗов Донецка, которые старались помочь выпускникам найти своё место в жизни, определить профессиональное будущее.
Ребята активно использовали терминал выбора профессий, неоднократно обращались за советом и консультацией к психологу школы Заводовой М. В.
На классных часах продолжали рассматривать вопросы, связанные с выбором будущей профессии: «Мои позитивные качества», «Что такое жизненный успех?», «В чем мы ошибаемся при выборе профессии?», «Семь шагов к взвешенному решению» и др.
Была выведена формула выбора профессии:
Хочу – Могу – Надо
Хочу – это профессия, которая нравится, с учетом профессиональных интересов и желаний.
Могу – это способности, необходимые для выбранных профессий, с учетом возможностей (здоровья и финансовых в том числе).
Надо – это актуальные профессии, с учетом спроса на рынке труда.
В результате проведенной профорентационной работы, большинство старшеклассников к моменту окончания школы, хорошо осознавали, что перед тем, как совершить что-то важное в своей жизни, необходимо точно понять, чего они действительно хотят добиться, и чем больше они будут осознавать, чего хотят, тем легче достичь желаемого результата. А так же, что жизнь станет намного лучше, если они буду заниматься тем, чем желают и что у них лучше всего получается. При этом больше возможностей имеют те, у кого есть знания и навыки.
В настоящее время из 24 выпускников прошлого года 1 служит в армии, 4 учатся в техникумах и 19 получают образование в ВУЗах. Все они сделали свой выбор осознанно и пока им довольны. Я же, как классный руководитель 9-А класса, продолжаю проводить профорентационную работу с детьми. На классных часах продолжаю знакомить детей с существующими профессиями, учу определять профессии, наиболее соответствующие их интересам с учетом потребностей рынка труда. Рассматриваем требования, которые предъявляют к человеку разные профессии и возможности получения конкретной из них.
В начале учебного года среди учащихся и их родителей мной был проведен опрос об их планах продолжения учебы по окончанию 9 класса. Психолог Масягина Ю. В. проводила анкетирование учащихся. Из 18 учащихся продолжить обучение вне школы собирались 7 человек. Мной, как классным руководителем, были проведены индивидуальные беседы с детьми и консультации с их родителями. В результате трое из семи учащихся твердо решили продолжить учебу в школе, еще двое ребят хотят также придти в 10 класс, но пока колеблются с выбором их родителей, и двое пока не изменили своего решения уйти из школы после 9 класса. Я считаю, что большую роль будет играть профиль будущего 10 класса. Для выяснения желания родителей и склонностей детей среди девятиклассников и их родителей было проведено анкетирование. Надеюсь, что оно поможет правильно определиться с профильностью на следующий учебный год. Со своей стороны я буду продолжать проводить профорентационную работу в классе, сплочать коллектив интересными совместными делами и досугом.