СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО учителей начальных классов Юрьев-Польского района. Тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад 

  на РМО учителей начальных классов Юрьев-Польского района.

Тема:

                «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах.

Презентация.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО учителей начальных классов Юрьев-Польского района. Тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах.»

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Андреевская основная общеобразовательная школа» Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальных классах Мокеева Татьяна Александровна Учитель начальных классов  2016 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Андреевская основная общеобразовательная школа»

Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальных классах

Мокеева Татьяна Александровна

Учитель начальных классов

2016 г.

В широком значении термин « Универсальные учебные действия » означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В широком значении термин « Универсальные учебные действия » означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
  • В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Познавательные универсальные учебные действия   Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Выделяются:

Познавательные универсальные учебные действия

  • Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Выделяются:
Логические универсальные действия

Логические универсальные действия

Постановка и решение проблемы.

Постановка и решение проблемы.

В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

Логические универсальные действия  Усвоение общего приёма решения задач.  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез – составление целого из частей , в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов выбор оснований и критериев для сравнения, классификации  объектов установление причинно-следственных связей , представление цепочек объектов и явлений подведение под понятие , выведение следствий построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование

Логические универсальные действия

Усвоение общего приёма решения задач.

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

синтезсоставление целого из частей , в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

установление причинно-следственных связей , представление цепочек объектов и явлений

подведение под понятие , выведение следствий

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

доказательство

выдвижение гипотез и их обоснование

Результатом формирования познавательных УУД - умения ученика: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;  уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения учебных задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий

Результатом формирования познавательных УУД - умения ученика:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • уметь устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения учебных задач;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий
Для диагностики и формирования познавательных  универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий :         «найди отличия»          «на что похоже?»         поиск лишнего  лабиринты;         упорядочивание         «цепочки»         хитроумные решения         составление схем-опор         работа с таблицами         составление и распознавание диаграмм

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий :

  •         «найди отличия»        
  • «на что похоже?»
  •         поиск лишнего
  • лабиринты;
  •         упорядочивание
  •         «цепочки»
  •         хитроумные решения
  •         составление схем-опор
  •         работа с таблицами
  •         составление и распознавание диаграмм
Задания для формирования   познавательных УУД  1 класс математические раскраски графические диктанты поиск лишнего Задание: не вычисляя, найди лишний пример. 10 – 2 5 - 2 8 – 2 4 - 2 6 – 2 3 - 2 3 + 2 2 – 2 Формируется умение осуществлять классификацию.   моделирование Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач. Например, «Догадайся, как можно раскрасить 5 листочков в 2 цвета, желтый и зеленый, так, чтобы желтых листочков было на 3 меньше, чем зеленых. Сделай схематический рисунок и выполни задание».  5 * 7 9 * 3 * - 1 = 7 * + 1 = 9  6 * 4 8 * 9 * - 1 = 8 * + 1 = 3  2 * 9 5 * 6 * - 1 = 5 * + 1 = 6  4 * 4 7 * 4 * - 1 = 4 * + 1 = 4 Начертить 2 ломаных линии, состоящих из 4 звеньев. В одной провести 2линии, чтобы получилось 2 треугольника, в другой - 3 линии, чтобы получилось 3 треугольника.

Задания для формирования   познавательных УУД

1 класс

математические раскраски

графические диктанты

поиск лишнего

Задание: не вычисляя, найди лишний пример.

10 – 2 5 - 2

8 – 2 4 - 2

6 – 2 3 - 2

3 + 2 2 – 2

Формируется умение осуществлять классификацию.

моделирование

Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач. Например, «Догадайся, как можно раскрасить 5 листочков в 2 цвета, желтый и зеленый, так, чтобы желтых листочков было на 3 меньше, чем зеленых. Сделай схематический рисунок и выполни задание».

5 * 7 9 * 3 * - 1 = 7 * + 1 = 9

6 * 4 8 * 9 * - 1 = 8 * + 1 = 3

2 * 9 5 * 6 * - 1 = 5 * + 1 = 6

4 * 4 7 * 4 * - 1 = 4 * + 1 = 4

Начертить 2 ломаных линии, состоящих из 4 звеньев. В одной провести 2линии, чтобы получилось 2 треугольника, в другой - 3 линии, чтобы получилось 3 треугольника.

в двух рядах вместе? а) 1) 29 + 7 = 36 (к) во 2 ряду б) 1) 29 +7 = 36 2) 29 + 36 = 65 (к) в двух рядах

в) 1) 29-7= 22 (к) во втором ряду

2) 29 +22 =51 (к) в двух рядах

Реши магический квадрат

Задания для формирования   познавательных УУД

2 класс

Задания, развивающие логическое мышление .

. Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел: а) …5, 7, 9, …; б) …5, 6, 9, 10, …; в) …21, 17, 13, …; Задачи на смекалку

По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело ?

18

12

10

8

Найди пару. Соедини линиями выражения из первого столбика с выражениями из второго столбика

Прочитай задачу. Найди правильное решение. Запиши ответ.

В одном ряду 29 кустов крыжовника. Это на 7 больше, чем во втором ряду.

Сколько кустов крыжовника в двух рядах вместе?

а) 1) 29 + 7 = 36 (к) во 2 ряду б) 1) 29 +7 = 36 (к) в двух рядах

2) 29 + 36 = 65 (к) в двух рядах

в) 1) 29-7= 22 (к) во втором ряду

2) 29 +22 =51 (к) в двух рядах

Числа, которые складываем

Результат сложения

При сложении стоит на первом месте

Выражение со знаком плюс

В выражении на сложение второе число

Значение суммы

Слагаемое

Сумма

Второе слагаемое

Первое слагаемое

Задания для формирования   познавательных УУД

3 класс

Блиц – ответы на вопросы.

1. К какому числу нужно прибавить 7, чтобы получить 120?

2. Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получить 884?

3. Сумма каких двух одинаковых чисел равна 150, 160, 500, 800?

4. Какое число нужно прибавить к 40, чтобы получить: 180, 250, 360?

5. Если к 300 прибавить 5, то получится …

6. Из числа 510 вычли 40. Получилось …

7. Чему равна сумма: 99 и 2, 200 и 4, 875 и 5?

8. Найдите разность: 72 и 5, 91 и 7, 306 и 6.

9. Сумма двух чисел равна первому слагаемому. Чему равно второе слагаемое?

10. Разность двух чисел равна вычитаемому. Приведите примеры.

Из выражений

(188 – 14 + 30) : 6 х 5 и (96 х 3 + 128 – 192) : 8 составь выражения, значения которых равны: сумме значений этих выражений; разности их значений.

а) Площадь квадрата 64 см2. Найди периметр этого квадрата.

б) Какие стороны может иметь прямоугольник с таким же периметром, если они выражены целым числом сантиметров? Найди площади таких прямоугольников.

Вставь знаки действия и пропущенное число, чтобы записи стали верными:

36:4  =18

2  4  =64

6  8  =1

Заполни таблицу.

Какой ряд лишний?

1) 2,4,6,8,10,12

2) 1,2,6,7,9,8,10,3,4

3) 1,3,5,7,9,11,13

Вид товара

Цена

А

Б

Количество

42 руб. / шт.,

В

Стоимость

?,

на 12 руб./ шт.

меньше

5 шт.

?,

на 40 руб.,

больше

?, на 6 шт.

больше

44 руб.

. Как вычислить площадь этого прямоугольника со сторонами 8см и 3 см ?

А (8см + 3см) 2 В) 8см+3см+8см +3см

Б) 8см * 3см Г) 8см +3см

 ×   :  =  :  " width="640"

Задания для формирования   познавательных УУД

4 класс

Вставь знаки сравнения:

20***___18***; 6****___3****; ***5____**8; 8***____21**

Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

«Блиц-турнир».

а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти?

б) Автобус ехал 2 ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус?

в) Самолёт пролетел за 2 ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?

Найдите к каждой задаче соответствующую схему.

Вместо звездочек поставь соответствующие цифры:

а) * 5 * б) - 7*4

+ 8 * 4 * 2 *

* 7 5 6 6 4 1

100-45+75:5=40 100-45+75:5=76

100-45+75:5=26 100-45+75:5=70

. Поставьте в выражениях скобки, чтобы равенства были верными.

Исключить лишнее уравнение :

3 × а+4=7

18-5 × а=8

2 × а+4=20

9-а=6

Лыжник шёл 4 часа со скоростью 11 км/ч. Обратно он поехал другой дорогой, которая была короче первой на 17 км, но и скорость лыжника на обратном пути была на 2 км/ч меньше. Сколько времени потратил лыжник на обратную дорогу?

Допиши пропущенные действия в решении этой задачи.

1)11 • 4 = 44 ( км)

2) __________________

3) 11 – 2 = 9 ( км/ч)

4) __________________

Из чисел 2,1,8,4 составьте записи вида:

 ×  =  × 

 × 

 ×   × 

 :  =  : 

Работа с задачами ( 1- 4 классы):   1. Составь схему анализа задачи и реши её. 2. Сделай краткую запись задачи и реши её. 3. Придумай к условию как можно больше разных вопросов и реши получившиеся задачи. 4. Попытайся изменить текст так, чтобы получилась другая задача. 5. Реши задачу разными способами. Подчеркни способ, который тебе больше нравится. 6. Выбери вопрос, с которым решение задачи будет самым коротким . 7. Придумай другие вопросы к тому же условию. 8. Поставь к условию такой вопрос, чтобы задача решалась двумя (тремя) действиями? 9. Измени условие задачи так, чтобы к нему подходил вопрос: (вопрос задачи). 10. Измени вопрос задачи так, чтобы последним действием при решении стало сложение ( вычитание, умножение, деление). 11. Составь задачу, которая была бы похожа на данную. 12. К данной задаче составь свою с таким же решением. Используй другие числа и сюжет. 

Работа с задачами ( 1- 4 классы): 

  • 1. Составь схему анализа задачи и реши её.
  • 2. Сделай краткую запись задачи и реши её.
  • 3. Придумай к условию как можно больше разных вопросов и реши получившиеся задачи.
  • 4. Попытайся изменить текст так, чтобы получилась другая задача.
  • 5. Реши задачу разными способами. Подчеркни способ, который тебе больше нравится.
  • 6. Выбери вопрос, с которым решение задачи будет самым коротким .
  • 7. Придумай другие вопросы к тому же условию.
  • 8. Поставь к условию такой вопрос, чтобы задача решалась двумя (тремя) действиями?
  • 9. Измени условие задачи так, чтобы к нему подходил вопрос: (вопрос задачи).
  • 10. Измени вопрос задачи так, чтобы последним действием при решении стало сложение ( вычитание, умножение, деление).
  • 11. Составь задачу, которая была бы похожа на данную.
  • 12. К данной задаче составь свою с таким же решением. Используй другие числа и сюжет. 
Рекомендации по развитию познавательных УУД Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала). Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Рекомендации по развитию познавательных УУД

Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!