Тема выступления Лазаревой И. А. на ШМО учителей-предметников 01.11.2017 г. «Основное условие успешного обучения - мотивация учения».
«Учение — только свет, по народной пословице,
— оно также и свобода.
Ничто так не освобождает человека, как знание»
Иван Сергеевич Тургенев
Образование в настоящее время подразумевается, как социальный институт, отражающий состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В наше время - это переход от индустриального общества XX в. к информационному XXI в. В зависимости от этого поменялись и задачи, стоящие перед воспитанием и образованием подрастающего поколения. Одной из главных задач в современной системе образования является воспитание мыслящих творчески специалистов, которые бы обладали высоким творческим потенциалом.
Со второй половины прошлого столетия функция обучения концентрируется вокруг двух его направлений: управляемости и формирования у учащихся способностей «добывать» знания самостоятельно. В настоящее время существует множество образовательных технологий, помогающих учащимся в этом процессе, но ни одна из этих технологий не работает в единственном числе, каждая из них помогает другой, дополняя, объединяясь в едином предназначении – научить ребенка учиться самостоятельно, почувствовать тягу к знаниям, мотивировать к учению.
Само слово «мотивация» происходит от слова «мотив». И заглянув в словарь иностранных слов, мы прочтем, что этот термин определяется как «побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо». С точки зрения науки психологии мотивация это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели, а в педагогике - общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
В зависимости от времени, от запросов общества, от целей, которые ставит перед собой учащийся мотивы бывают разные. На это влияет и окружение в котором растет молодое поколение, и семья, и учителя и даже соседи. Какие же мотивы для учащихся настоящего времени можно выделить? Наиболее значимые:
Учеными - исследователями доказано, что успешность обучения зависит от мотивации учения, на сколько учащийся стремится к познавательной деятельности, насколько он активен в ней и деятелен.
И конечно же в процессе формирования мотивации значительною роль играет учитель, как личность и его деятельность, насколько и как он заинтересует ученика, найдет ли тот точный довод, побудительную причину, которая и будет мотивировать ребенка в учебе в дальнейшем. Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– использование игровых технологий;
– нестандартная форма проведения уроков;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
– создание ситуации успеха;
– вера учителя в возможности ученика;
– применение поощрения и порицания;
– формирование адекватной самооценки у учащихся;
– эмоциональная речь учителя.
Учитель должен стараться расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации; активизировать познавательную деятельность учащихся, направленную на получение самим учеником знаний, тем самым давая детям с различными интересами и способностями возможность выбрать нужный материал. Американский оратор-мотиватор Джордан Белфорт сказал: «Если правильно объяснить людям «зачем», то они всегда найдут способ «как». Цель каждого учителя - привить интерес к изучаемому предмету, т. е. достичь основной цели обучения, добиться хороших показателей качества знаний и высокого уровня обученности учащихся. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию. Это и словесный, и наглядный метод, и частично-поисковый, и практический. Это может быть работа с электронными учебниками, работа с демонстрационными материалами и компьютерные тесты, использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов, использование слайд – презентаций и многое другое. Формы работы с учащимися тоже могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Но нельзя забывать о самой главной форме организации обучения учащихся, самом уроке. Обстановка на нем, независимо от его цели и задачи, должна быть благоприятной и комфортной и спокойной, нельзя забывать о необходимости хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи, демонстрировать достижения каждого учащегося на уроке. Это будет служить тоже своего рода мотивацией, и как писал советский психолог Петр Яковлевич Гальперин: «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения». Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
В заключении хочется сказать, что необходимо стремиться к тому чтобы учение для детей стало радостным и привлекательным, тогда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. А это возможно только в процессе формирования у детей мотивации к обучению. «Мотивацию, конечно, невозможно поддерживать постоянно. Но это как принимать ванну: нужно делать это на регулярной основе», — американский диктор Зиг Зиглар.