СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре "Развитие эффективных практик оказания комплексной помощи детям с ОВЗ в условиях детского дома"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе всё чаще приходится сталкиваться с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными  возможностями здоровья. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребёнок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определённом возрасте —  основное, в чём нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре "Развитие эффективных практик оказания комплексной помощи детям с ОВЗ в условиях детского дома"»

Мяликова Е.А. Развитие эффективных практик оказания комплексной помощи детям с ОВЗ в условиях детского дома


В современном обществе всё чаще приходится сталкиваться с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными  возможностями здоровья. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребёнок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определённом возрасте —  основное, в чём нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.

Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья человека. Кроме того, ранняя комплексная коррекционная помощь способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что, в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ адекватного поведения и социализации.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В  детском доме есть дети с нарушениями речи, зрения, осанки, слуха, болезнями сердца, с задержкой психического развития, с поражением нервной системы, с лёгкой умственной отсталостью, с диагнозом — детский церебральный паралич.

Эти дети  наблюдаются на диспансерном учёте у врачей разных специальностей. При необходимости каждому ребенку предоставляется возможность пройти консультирование у специалистов в областных/республиканских клиниках, больницах.

С ними  систематически ведётся работа по коррекции речи. Здесь учитываются индивидуальные особенности детей. Занятия представляют собой целостную систему воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Формы, методы и приёмы работы с детьми самые разнообразные. Для получения качественного образования и для удобства обучение ребёнка с ограниченными возможностями  осуществляется на дому по рекомендации психолого – медико -педагогической консультации.

Воспитатели  учат детей рисовать, лепить. тем самым развивая мелкую моторику рук, играть в различные дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры. В игре воспитанники расширяют представления об окружающем мире, учатся находить выход из различных жизненных ситуаций, развивают дружеские эмоциональные контакты между собой.  С  помощью игры развивается речь, внимание, логическое мышление, зрительная память, обогащается словарный запас. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Педагоги  в своей работе используют такие методы и приёмы как дидактическая игра, рассказ, беседа, объяснение, упражнение, наблюдение, словарная работа, заучивание художественного слова и др.

В детском доме широко распространены выезды на пикник в лес, экскурсии в парк, посещение концертов, выставок, прогулки по городу, посещение промышленных предприятий, учреждений в целях профориентации. Эти мероприятия дают мощную эмоциональную поддержку воспитанникам.

Педагоги детского дома работают над проектной деятельностью – процессом, направленным на обеспечение физического, психического, социального благополучия ребенка. Например, республиканский проект «Водо- и энергосберегающая мечта нашей семьи», областной проект «Окружающий мир глазами ребёнка», конкурсы внутри детского дома: «Самая сказочная семья»,  «Фотогалерея нашей семьи»,  «Лучшая снежная постройка», «Самая лучшая территория» и другие.

Педагог – психолог детского дома  помогает детям преодолеть психо – эмоциональные проблемы, тесно работает с воспитателями. У психолога разработан план  занятий в сенсорной комнате с коррекционной группой детей (с 4 – 17 лет), имеющих проблемы волевого самоконтроля, психосоматических расстройств, коррекции двигательных нарушений, в развитии общей и мелкой моторики. Широко используется метод сказкотерапии — просмотр мультсказок, прослушивание аудиосказок.

В детском доме работает кабинет логопеда. Упражнения и задания для логопедического занятия подбираются с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Логопедические занятия часто носят комбинированный характер, поскольку длительно удерживать внимание детей и быть сосредоточенным на выполнении определённого задания или упражнения  очень тяжело. Использование на занятиях компьютерных презентаций  повышает и стимулирует интерес у детей,  активизирует мыслительную деятельность,  позволяет моделировать процессы и явления.

Инструктор по физической культуре уделяет большое внимание физическому развитию детей. Проводит с воспитанниками занятия в спортивном зале, на улице по общей физической  подготовке.  Дети посещают сауну, бассейн, участвуют во многих городских, областных, республиканских соревнованиях, турнирах и пр. Оказывая волонтерскую помощь во время проведения ежегодных соревнований среди людей с ограниченными возможностями, наши воспитанники учатся общаться с такими людьми, проявляя уважение, заботу, развивая в себе навыки толерантности к окружающему миру.

В детском доме работают кружки: «Радуга», «Мастерица», «Познай себя», «Сделай сам», где ребята развивают свои творческие способности, учатся навыкам индивидуальной и коллективной деятельности. Дети учатся выступать перед аудиторией, работе в группах, учатся выражать свои мысли и чувства.  Посещая кружок «Юный кулинар», воспитанники приобретают необходимые навыки пользования бытовой техникой, умения в приготовлении пищи, сервировки стола.

Подводя итог, можно сказать, что в  детском доме №4  г. Степногорска уделяется огромное внимание детям с ограниченными  возможностями. Созданы условия для самовыражения каждого ребёнка, формирования его творческой  индивидуальности. Первоочередное внимание уделяется медицинской и социальной адаптации детей. Так, в нашем учреждении есть  медицинский,  процедурный кабинеты, физиокабинет, где  воспитанники получают физиолечение и массаж по назначению врача – педиатра;   кабинеты психолога и логопеда. Все кабинеты  оснащены  современной мебелью, компьютерами,  рекомендуемым оборудованием, в них достаточно методической  и специальной литературы, пособий нового поколения, специального инструментария.

В зависимости от интересов и склонностей ребята могут посещать различные кружки и секции.

Воспитатели на семье формируют у детей навыки самообслуживания и социального поведения. Таким образом, в детском доме  созданы прекрасные  условия для удобства, комфорта и всестороннего развития детей с ограниченными возможностями, где они постоянно чувствуют любовь,  заботу, внимание  воспитателей, домашний уют  и своевременную помощь специалистов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!