Мяликова Е.А. Развитие эффективных практик оказания комплексной помощи детям с ОВЗ в условиях детского дома
В современном обществе всё чаще приходится сталкиваться с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребёнок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определённом возрасте — основное, в чём нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.
Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья человека. Кроме того, ранняя комплексная коррекционная помощь способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что, в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ адекватного поведения и социализации.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
В детском доме есть дети с нарушениями речи, зрения, осанки, слуха, болезнями сердца, с задержкой психического развития, с поражением нервной системы, с лёгкой умственной отсталостью, с диагнозом — детский церебральный паралич.
Эти дети наблюдаются на диспансерном учёте у врачей разных специальностей. При необходимости каждому ребенку предоставляется возможность пройти консультирование у специалистов в областных/республиканских клиниках, больницах.
С ними систематически ведётся работа по коррекции речи. Здесь учитываются индивидуальные особенности детей. Занятия представляют собой целостную систему воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Формы, методы и приёмы работы с детьми самые разнообразные. Для получения качественного образования и для удобства обучение ребёнка с ограниченными возможностями осуществляется на дому по рекомендации психолого – медико -педагогической консультации.
Воспитатели учат детей рисовать, лепить. тем самым развивая мелкую моторику рук, играть в различные дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные игры. В игре воспитанники расширяют представления об окружающем мире, учатся находить выход из различных жизненных ситуаций, развивают дружеские эмоциональные контакты между собой. С помощью игры развивается речь, внимание, логическое мышление, зрительная память, обогащается словарный запас. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Педагоги в своей работе используют такие методы и приёмы как дидактическая игра, рассказ, беседа, объяснение, упражнение, наблюдение, словарная работа, заучивание художественного слова и др.
В детском доме широко распространены выезды на пикник в лес, экскурсии в парк, посещение концертов, выставок, прогулки по городу, посещение промышленных предприятий, учреждений в целях профориентации. Эти мероприятия дают мощную эмоциональную поддержку воспитанникам.
Педагоги детского дома работают над проектной деятельностью – процессом, направленным на обеспечение физического, психического, социального благополучия ребенка. Например, республиканский проект «Водо- и энергосберегающая мечта нашей семьи», областной проект «Окружающий мир глазами ребёнка», конкурсы внутри детского дома: «Самая сказочная семья», «Фотогалерея нашей семьи», «Лучшая снежная постройка», «Самая лучшая территория» и другие.
Педагог – психолог детского дома помогает детям преодолеть психо – эмоциональные проблемы, тесно работает с воспитателями. У психолога разработан план занятий в сенсорной комнате с коррекционной группой детей (с 4 – 17 лет), имеющих проблемы волевого самоконтроля, психосоматических расстройств, коррекции двигательных нарушений, в развитии общей и мелкой моторики. Широко используется метод сказкотерапии — просмотр мультсказок, прослушивание аудиосказок.
В детском доме работает кабинет логопеда. Упражнения и задания для логопедического занятия подбираются с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Логопедические занятия часто носят комбинированный характер, поскольку длительно удерживать внимание детей и быть сосредоточенным на выполнении определённого задания или упражнения очень тяжело. Использование на занятиях компьютерных презентаций повышает и стимулирует интерес у детей, активизирует мыслительную деятельность, позволяет моделировать процессы и явления.
Инструктор по физической культуре уделяет большое внимание физическому развитию детей. Проводит с воспитанниками занятия в спортивном зале, на улице по общей физической подготовке. Дети посещают сауну, бассейн, участвуют во многих городских, областных, республиканских соревнованиях, турнирах и пр. Оказывая волонтерскую помощь во время проведения ежегодных соревнований среди людей с ограниченными возможностями, наши воспитанники учатся общаться с такими людьми, проявляя уважение, заботу, развивая в себе навыки толерантности к окружающему миру.
В детском доме работают кружки: «Радуга», «Мастерица», «Познай себя», «Сделай сам», где ребята развивают свои творческие способности, учатся навыкам индивидуальной и коллективной деятельности. Дети учатся выступать перед аудиторией, работе в группах, учатся выражать свои мысли и чувства. Посещая кружок «Юный кулинар», воспитанники приобретают необходимые навыки пользования бытовой техникой, умения в приготовлении пищи, сервировки стола.
Подводя итог, можно сказать, что в детском доме №4 г. Степногорска уделяется огромное внимание детям с ограниченными возможностями. Созданы условия для самовыражения каждого ребёнка, формирования его творческой индивидуальности. Первоочередное внимание уделяется медицинской и социальной адаптации детей. Так, в нашем учреждении есть медицинский, процедурный кабинеты, физиокабинет, где воспитанники получают физиолечение и массаж по назначению врача – педиатра; кабинеты психолога и логопеда. Все кабинеты оснащены современной мебелью, компьютерами, рекомендуемым оборудованием, в них достаточно методической и специальной литературы, пособий нового поколения, специального инструментария.
В зависимости от интересов и склонностей ребята могут посещать различные кружки и секции.
Воспитатели на семье формируют у детей навыки самообслуживания и социального поведения. Таким образом, в детском доме созданы прекрасные условия для удобства, комфорта и всестороннего развития детей с ограниченными возможностями, где они постоянно чувствуют любовь, заботу, внимание воспитателей, домашний уют и своевременную помощь специалистов.