СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на совещании при заместителе директора по УВР по теме "Развитие читательского интереса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на совещании при заместителе директора по УВР по теме "Развитие читательского интереса"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»


учитель начальных классов


Багаудинова Наиля Рафиковна


Выступление на совещании при заместителе директора по УВР по теме «Развитие читательского интереса учащихся младших классов»


Сегодня основная проблема , стоящая перед учителем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойному внимания литературному чтению, воспитать потребность готовиться к урокам по первоисточникам , а не по краткому пересказу.

Задача эта не новая, практически все учителя работают над ее решением. Просто в свете последних тенденций развития образования она приобрела особую актуальность, а без ее решения невозможно даже малейшее продвижение по пути достижения высоких результатов , которых ожидают сегодня от школьного образования. В практике сложились такие способы возбуждения интереса к книге, как чтение или краткий пересказ сюжетной завязки или кульминации; знакомство с необычным литературным героем; привлечение внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций; краткий рассказ об интересной истории создания, судьбе писателя; сообщение читательского впечатления от книги самого учителя; привлечение внимания к важной, актуальной, волнующей учеников проблеме или герою произведения; сообщение полярных мнений о книге, высказанных литературными критиками, самими учениками.  Как решить эту задачу? 

На каждом уроке  проводить литературные пятиминутки. Вначале книги приносить, стараясь выбирать лучшее из того, что соответствует возрасту и интересам учащихся, но не включено в школьную программу. Знакомство может происходить в форме рекомендации-рассказа о книге, чтения самых интересных мест, чтения с продолжением на следующих уроках. Впоследствии проведение пятиминуток можно поручить учащимся , и это замечательно , когда у ребенка появляется насущная потребность поделиться прочитанным с одноклассниками и учителем. 

Этой же цели служат традиционные уроки в конце четверти, когда учащиеся отчитываются о самостоятельном чтении за четверть, оценивают качество и количество прочитанного, делятся своими читательскими впечатлениями, рекомендуют интересные новинки для чтения одноклассникам. На этих уроках наглядно видно развитие или, наоборот , «зависание» личности читательской массы класса . Особую радость вызывает появление у бывших нечитателей любимых книг или авторов , верность избранной теме или жанру.  Использование  таких форм как читательский дневник и тематическая читательская конференция.  Но ведение читательского дневника – не обязательное условие для всех учащихся. Читательские дневники ведут ученики по желанию, в основном кто действительно любит читать. К сожалению, таких детей единицы. Такие ученики фиксируют информацию о прочитанных дома произведениях и в форме отзыва формулируют своё отношение, описывают свои впечатления, оценивают содержание, язык, структуру произведения.

Один раз в четверть (обычно на последнем уроке) совместно с учащимися происходит анализ читательских дневников и ставлю. Творческие и занимательные задания повышают стремление учеников-читателей проникнуть в творческую лабораторию писателя, концентрируют внимание на сюжете, стиле произведения, его композиции, образах, учат ребят внимательно, с уважением относиться к слову великих мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в осмыслении и анализе целого круга авторских проблем. 

Внеклассная работа по предмету (уроки внеклассного чтения, викторины, игры, литературные празники, конкурсы и подготовки к ним) тоже способствует расширению читательского кругозора учащихся , что полезно в любом случае . Чем больше читают и знают учащиеся , тем больше шансов , что они смогут найти свое в литературе .  Вообще в детском возрасте все средства вовлечения в чтение хороши, и здесь особую роль играет совместная деятельность семьи и школы (участие родителей во внеклассных мероприятиях и их подготовке , присутствие родителей на уроках литературы , помощь в поисках и распространении литературных текстов, работа со списком литературы для внеклассного чтения).  Формирование читателя — сложное дело.

Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.

Особенности внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе  

Важность чтения для развития подрастающего поколения отмечают не только педагоги. Забота правительства нашей страны о благе нации является залогом успеха в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране. Показать ребёнку картину мира во всём её разнообразии, представить ему объекты и ситуации для оценки и выбора; помочь ему пока эмоционально, интуитивно увидеть достойную цель и потянуться к ней — вот что может сделать детская литература и детская книга. Потому-то в ней как научные, познавательные, так и художественные, эстетические функции обязательно реализуются, если эта литература по-настоящему хорошая.

Внеклассная работа по литературному чтению предоставляет нам огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его в первую очередь любимым, но, к сожалению, в последнее время внеклассное мероприятие — это готовый сценарий, отточенный до такой степени, что уже даже не хочется присутствовать на репетициях. В основе подготовки и проведения внеклассных занятий должны быть взаимный интерес и увлечённость педагога и учащихся литературным чтением. Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у педагога, тем больше шансов увлечь учеников.

Внеклассная работа по литературному чтению – это работа, организованная после уроков с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, литературного образования и развития учащихся. Внеклассная работа по литературному чтению представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на ребенка. Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, так как на уроке литературного чтения у школьников мало возможности для проявления своих способностей. В основном ученики могут показать свой читательский кругозор только по программе.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. На уроках литературного чтения дети изучают определенный круг произведений, заданный авторами и имеющий свою направленность, а во внеклассной работе у ребенка есть возможность познакомиться и с фантастическими произведениями, и с современными научными достижениями.

В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности. Например, поисковая, репортерская, оформительская деятельность, работа по созданию презентаций. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к читательской деятельности в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, "трудных" детей меньше и уровень приспособления, "врастания" в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Внеклассную деятельность по литературному чтению мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга младших школьников. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и их творческой активности. Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной работы по литературному чтению проявляется на уровне следующих задач:  развитие интереса к чтению и как следствие формирование интереса к предмету литературного чтения в целом;  совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия художественного текста;  развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.  освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Читая произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.

Сопереживание и оценка — основы формирования нравственных представлений и убеждений личности. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им процессом чтения как видом общения; в) чувством собственной значимости. Положительная "Я-концепция" характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка путем формирования читательских интересов. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную "Я-концепцию" у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной "Я-концепции" сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т. д., то его взрослая деятельность будет успешной. Полноценная "Я-концепция" формируется только в коллективном взаимодействии, примером может послужить инсценировка какого-либо литературного произведения.

Формирование у детей потребности в продуктивной деятельности путем читательской деятельности и её интерпретации в различных видах деятельности (подготовительные викторины, театральные постановки) формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью младшего школьника, необходимых знаний и умений. Другими словами, во внеклассной работе школьник должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе ученики усваивают моральные нормы поведения путем овладения нравственных понятий. Развитие познавательного интереса к литературному чтению как интереса к чтению в целом - овладение приемом чтения как расширение читательского кругозора. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, "работает" на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной внеклассной работе по литературному чтению они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса и самого педагога. Цель и задачи внеклассной работы по литературному чтению придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

Внеклассная работа по литературному чтению в начальной школе призвана продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.

Разнообразие форм внеклассной деятельности в начальной школе Внеклассную деятельность мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательских интересов и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Интерес к внеклассной работе не может возникнуть, если работа выполнена без желания, по принуждению. Поэтому А.В. Усова считает, что принцип добровольности является одним из самых важных принципов внеклассной работы.

Ученик должен выражать искренне желание принять участие во внеклассной работе по литературному чтению, без какого-либо на то принуждения. Известно, что по уровням общего развития, направленности интересов и чертам характера ученики отличаются друг от друга. Игнорируя эти различия, невозможно добиться успехов на внеклассной работе. И.Я. Ланина утверждает, что принцип учета индивидуальных особенностей учащихся является важным при организации внеклассной работы. Он позволяет учитывать уровни развития каждого учащегося и, исходя из этого, корректировать все виды работ, проводимых с каждым учеником.

Созданию занимательности помогает использование на занятиях дидактических игр. В.А. Сухомлинский, придававший огромное значение игре в работе с младшими школьниками, писал: «Игра – широкое и многократное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение, особенно в дошкольные годы и далее. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью». Однако, вводя игру во внеклассное занятие, необходимо помнить, что игровые элементы не могут служить на занятии средством развлечения, они должны содействовать достижению поставленной цели, осуществлению общих задач внеклассной работы.

Задачи внеклассной работы по литературному чтению:  развитие интереса к чтению и как следствие формирование интереса к предмету литературного чтения в целом;  совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста;  развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах речи;  освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Читая произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка — основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Так как в классе могут быть и одаренные дети, это нужно так же учитывать при организации внеклассной работы. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Нужно иметь в виду, что в ранние школьные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы.

Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Наибольшие возможности творческого совершенствования всех детей, в том числе и одаренных, обеспечивается внеклассной работой.

Формы работы с детьми в начальной школе: конкурс стенных газет; конкурс рисунков; конкурс на лучшую иллюстрацию к художественному тексту; конкурс на лучший анализ художественного текста; конкурс эрудитов; конкурс юных поэтов, писателей; конкурс декламаторов; Внеклассная работа с учащимися - создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам) с учетом интересов учащихся.

Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, соответствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации.

При планировании внеклассной работы по литературному чтению следует предусматривать: разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы и региональной литературы;  тематическое разнообразие работы; сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами учителя и учащихся); чередование разных видов внеклассных работ по литературному чтению (концерт, викторина, экскурсия.); приемы активизации читательской самостоятельности учащихся (различного вида групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения).

Внеклассная работа по литературному чтению – это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают на таком занятии с большой отдачей. Кроме того коллективные формы обучения позволяют каждому ученику активно проявить себя; никто не уйдет с чувством обиды на то, что его «опять не спросили». Под формами внеклассной деятельности мы подразумеваем выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей. Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.

Формы внеклассных занятий по литературному чтению: литературный праздник; литературная игра; литературная гостиная; театральный фестиваль; диспут; концерт; интервью; эссе; кружок; олимпиады, конкурсы, викторины; экскурсии; электронные конкурсы; дискуссии; состязание чтецов. Очевидно, формы организации внеклассной работы по литературному чтению могут быть весьма разнообразными. Учитель обязательно должен продумывать виды деятельности, стимулирующие самостоятельную работу учащихся.

Продумывая форму организации и виды деятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности и интересы младших школьников. Это будет способствовать развитию мотивации участия каждого школьника во внеклассной работе по литературному чтению и развитию читательских интересов, поскольку в процессе организации такой работы ему придётся выполнять индивидуальные задания по прочтению и интерпретации литературных произведений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!