СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему:«Развитие познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мои ученики – будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи».   Г. Песталоции.

     В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие младших школьников существенно зависит от личностно- ориентированного подхода к обучающимся. Учителя отчетливо осознают необходимость ежедневной кропотливой работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вхождение в реальную жизнь сильно затруднено. И родители учеников на вопрос, что, по-вашему, главное должна дать школа ребенку, с уверенностью отвечают: школа должна научить ребенка быть успешным в окружающем мире, вырастить в нем волю и характер, заложить умение жить среди людей, сформировать умение учиться и многое другое, необходимое в реальной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему:«Развитие познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса»»

МБОУ «Билярская СОШ» Алексеевского муниципального района РТ





Выступление на тему:


«Развитие познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса»


Шагиева Гузелия Ильдусовна,

учитель начальных классов 1 квалификационной категории















«Мои ученики – будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Г. Песталоции.

В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие младших школьников существенно зависит от личностно- ориентированного подхода к обучающимся. Учителя отчетливо осознают необходимость ежедневной кропотливой работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вхождение в реальную жизнь сильно затруднено. И родители учеников на вопрос, что, по-вашему, главное должна дать школа ребенку, с уверенностью отвечают: школа должна научить ребенка быть успешным в окружающем мире, вырастить в нем волю и характер, заложить умение жить среди людей, сформировать умение учиться и многое другое, необходимое в реальной жизни. Социальный заказ современного общества образовательным учреждениям - помочь ребенку раскрыть и вырастить его личностные качества, стать Личностью. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, поэтому для её раскрытия необходимо создавать атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности. Личностно-ориентированное обучение предполагает внедрение новых образовательных технологий. В качестве приоритетов в нынешней школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллект, духовное и физическое развитие. В настоящее время наиболее результативными и широко используемыми являются следующие личностно-ориентированные технологии:

• гуманно-личностные технологии;

• технологии сотрудничества;

• технологии свободного воспитания;

• метод проектов;

• метод дебатов.

Школа должна создать условия для формирования личности, способной самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко ориентироваться к изменяющимся условиям жизни. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Деятельность педагога при осуществлении личностно-ориентированного подхода 1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.

2. Сообщение в начале урока или занятия не только темы, но и организации деятельности в ходе урока, занятия.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с детьми не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Оценивание должно аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:

- разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; 

- дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;

- индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности

- субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Организация образовательной среды - организация и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;- предоставление воспитаннику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;  - использование нетрадиционных форм групповых  и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;- постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;- особую подготовку педагога к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;- организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.

Особенности личностно-ориентированного урока.

1 Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока.

2 – 3 Деятельность ученика – ведущая. Деятельность учителя – направляющая, корректирующая. Они не разделяются! Ученик и учитель на уроке ведут совместную деятельность, как равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта.

Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. Работа с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения. Работа с познавательными стратегиями в процессе познания. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью. Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом их познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал. Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем. Активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей. Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы. Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребенка. Открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся. Возможность выбора учащимся объема, сложности и формы домашнего задания. Книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока. Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания. Ученик изначально является автором различных видов творчества (особенно в литературе), а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры. Согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.

4. Субъектно-субъектные.

5. Сначала оценка собственного ответа учащимися, потом – оценка учителя.

Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов.

Таким образом, школьник, конечно, субъект деятельности, субъект общения. Но какой деятельности? Педагогической? Ответ – нет! Он субъект других, конкретных видов деятельности – игры, учения, труда, спорта и т.п.

Еще раз хочется подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика, для формирования его субъективной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.

О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на ученика, т.е. условиях в которые попадает ученик в процессе образовательной деятельности.

Можно выделить несколько групп таких условий. А именно:

-межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении – педагогами, другими учащимися (уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, и т.д..);

-направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь важными являются приоритетные методы преподавания, индивидуальные способы обучения, степень учета интересов учащихся; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;

-степень профессиональной компетентности педагогов школы, “качество” преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков; сформированности профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации инновационной деятельности и стремление к профессиональному совершенствованию и росту);

материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, качество наглядных пособий, школьного оборудования, мебели; соблюдение санитарно-гигиенических требований.


Организация урока в системе ЛОО. Основные требования.

Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.


В педагогических работах, посвященных вопросам ЛОО обычно оно противопоставляется традиционному, которое всегда было ориентировано на получение в обучении человека определенных моделей поведения, зафиксированных в соцальном заказе школы.

Сравнительный анализ


КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

КРИТЕРИИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

Цели урока задаются совместно с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Цели урока задаются только учителем без формирования функции от учителя к ученику.

На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и формирующие субъектную позицию учеников.

Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъектную позицию ученика («Я – исполнитель».)

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель не использует специальных приемов.

Учитель эффективно (адекватно цели урока ) сочетает репродуктивную и проблемную стороны обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

Учитель реализует преимущественно репродуктивную сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной или методикой постановки и решения проблемы.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся).

Контроль и оценку осуществляет преимущественно сам учитель.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).

Учитель не обучает детей рефлексии, сам не осуществляет рефлексивную функцию в обучении.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока, владеет технологией диалога, обучает ставить и задавать вопросы.

Коммуникативные ситуации специально не планируются, диалоговые формы на уроке не используются

Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Учитель несклонен принимать другое мнение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии.

Стиль, тон отношений, задаваемые учителем на уроке, создают атмосферу учебного сотрудничества, сотворчества.

Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» через отношения, совместную деятельность.

Личностное воздействие на уроке не реализуется или реализуется слабо.



Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

-оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.


3. Критерии эффективности урока в системе ЛОО:

-использование проблемных заданий;

-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

-создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

-обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

-стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

-оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, какова динамика его продвижения в освоении ЗУНов;

-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.

-При задании на дом называются не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Учитывая все выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

При планировании урока необходимо учитывать:

- индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику);

- индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только главную мысль);

- индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.).

2. Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо от его успеваемости) по следующим параметрам:

- выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образовательный процесс;

- предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по собственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);

- оценка не только результата, но главным образом процесса его достижения.


Технологии деятельностного метода

Я остановлюсь только на некоторых из них:

Для достижения целей личностно-ориентированного обучения адекватными являются:

-Обучение в сотрудничестве

-Метод проектов

-Разноуровневое обучение

-«Портфель» ученика.

Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены. В них реализуются индивидуальный и дифференцированный подход.

Чтобы обучение можно было считать личностно-ориентированным, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на :

1.Уровень обученности, т. е. раннее приобретённый опыт.

2.Особенности психического склада личности.

(памяти, мышления, восприятия.)

3.Особенности характера, темперамента.

Следовательно обучение должно быть дифференцированным.

«Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Аристотель

При эффективном использовании деятельностного метода формируются метапредметные результаты образования, заданные ФГОС НОО (организационно-рефлексивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД), развивается логическое и вариативное мышление, обеспечивается высокая результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней.       Сейчас очень популярны дистанционные олимпиады школьников.

Такие как:

-Львенок;

-Кенгуру;

-Русский медвеженок;

-Зирәк тиен;

-Умка и др.

Они дают возможность увидеть изучаемый предмет за рамками школьного учебника. Ребенок учится отстаивать свою точку зрения, пусть и не всегда правильную, искать рациональное зерно в своих решениях. При этом дистанционная олимпиада чаще всего охватывает одновременно несколько учебных предметов, требует углубления в них и, как результат, развивает кругозор. 

        Предлагаемый вид олимпиады - дистанционный, позволяет не дробить класс на сильных и слабых, одарённых и не очень одарённых, а дать возможность участвовать в олимпиаде всем желающим! Школьники получают при этом мощный мотивационный толчок, а в дальнейшем испытывают достаточную потребность к изучению самого предмета или какой-либо области знаний. И это, замечательно!!! При этом каждый ребёнок чувствует себя уверенно, считает себя равноправным членом классного коллектива и его права не ущемляются, как часто это бывает при подготовке очных предметных олимпиад. Учащийся понимает, что здесь равны ВСЕ.

       Опыт показывает, что установка на успешность является мощным двигателем на пути к победе каждого ученика.

 

Проектные технологии

Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,

формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 



Например: Урок русского языка в 1 классе. Тема «Письмо заглавной и сточной букв «У,у».

Развитие фонематического слуха

Отгадайте загадку:

«Наткёт, наплетёт

Сядет и добычу ждёт» (Паук)

- Дружит ли паук со звуком «У»? (Да)

А плетёт паук паутину. Для кого же плетёт паук свои сети?

Будем подбирать слова. Договоримся, если в слове есть звук «У» - поймал паук добычу, нет звука, не поймал.

Муха ( в середине слова есть звук «У»), поймал;

Комар–не поймал, жук – поймал, бабочка – нет, ит.д. (мотылёк, гусеница, муравей, пчела)- Кого же ловил паук в свои сети? Как назвать одним словом? (Насекомые)


Урок русского языка в 1 классе. Тема «Письмо заглавной и сточной букв «И,и»

Игра «Волшебная шкатулка»

- А что это за волшебная избушка?

(Это домик Бабы Яги)

В ней хранится шкатулка , только в ней не драгоценности, а волшебные слова. Давайте их расколдуем.

- Если словом или делом

Вам помог кто либо,

Не стесняйтесь, громко, смело.

Говорить …(Спасибо!)

- Слушаем слово. Есть ли в нём звук «И»?

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит

(Добрый день!)

- Слушаем слово. Есть ли в нём звук «И»?

( Не слышно звука «И»)

- Пусть слово пока хранится в шкатулке.

- Если Вы кого – то обидели случайно

Или наступили на ногу случайно

Только не молчите, только не мычите

Долго не тяните

Скажите ИЗВИНИТЕ!

Если нас бранят за шалости

Говорим : Прости, пожалуйста! (Один звук «И)

-Спокойной ночи, приятного аппетита, счастливого пути, привет. - А почему эти слова называются волшебными?

Дело в том, что они очень помогают людям. Даже незнакомым. Наши предки говорили:

«Слово – ключ, которым открывают сердца»

Но помните, ребята, в сердце попадает только доброе и вежливое слово.


Система инновационной оценки «Портфолио»

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.



Заключение

Необходимо осознать, что нет детей от природы интеллектуально пассивных, как нет и одинаково активных. Возможности детей постоянно обогащаются под влиянием достигаемой в учебном процессе активизации умственной деятельности. Применение инновационных технологий позволяет не только сформировать продуктивное мышление, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения, а также ускорить изучение традиционного материала. Несомненно, что за личностно - ориентированным подходом в обучении большое будущее, потому что он преобразует как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо.

"Ценность школы реализуется, прежде всего,

 через уважение к интересам, потребностям учащихся,

через их стремление к самовыражению" 

 И. С. Якиманская


Сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной систем образования” (составлен канд. пед. наук С. В. Беловой)


Вопросы для сравнения

Традиционная система

Личностно-ориентированная система

Цель

Передача знаний, умений и навыков

Создание условий для реализации личности (развитие “самости”)

Содержание

Государственные стандарты

Государственный стандарт и личностный опыт педагога и ребенка

Формы работы

Фронтальные или Групповые

Индивидуальные и групповые

Преобладающий метод

Информационный, репродуктивный

Познавательный через самостоятельную деятельность

Кредо педагога

“Я” над вами

“Я” вместе с вами

Характерный стиль взаимодействия

Монолог

Диалог

Позиция ребенка

Пассивная

Активно-инициативная

Мотивация

Внешне-эпизодическая

Внутренняя и всегда постоянная
























Литература:

1. Журнал “Завуч”, №2, 2006 (в т.ч. анализ урока ЛОО)

2. Н.А.Алексеев. Личностно-ориентированное обучение в школе. М, 2006

3. Е.Н.Степанова. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М., 2006

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!