МБОУ «Билярская СОШ» Алексеевского муниципального района РТ
Выступление на тему:
«Развитие познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса»
Шагиева Гузелия Ильдусовна,
учитель начальных классов 1 квалификационной категории
«Мои ученики – будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Г. Песталоции.
В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие младших школьников существенно зависит от личностно- ориентированного подхода к обучающимся. Учителя отчетливо осознают необходимость ежедневной кропотливой работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вхождение в реальную жизнь сильно затруднено. И родители учеников на вопрос, что, по-вашему, главное должна дать школа ребенку, с уверенностью отвечают: школа должна научить ребенка быть успешным в окружающем мире, вырастить в нем волю и характер, заложить умение жить среди людей, сформировать умение учиться и многое другое, необходимое в реальной жизни. Социальный заказ современного общества образовательным учреждениям - помочь ребенку раскрыть и вырастить его личностные качества, стать Личностью. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, поэтому для её раскрытия необходимо создавать атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности. Личностно-ориентированное обучение предполагает внедрение новых образовательных технологий. В качестве приоритетов в нынешней школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллект, духовное и физическое развитие. В настоящее время наиболее результативными и широко используемыми являются следующие личностно-ориентированные технологии:
• гуманно-личностные технологии;
• технологии сотрудничества;
• технологии свободного воспитания;
• метод проектов;
• метод дебатов.
Школа должна создать условия для формирования личности, способной самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко ориентироваться к изменяющимся условиям жизни. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.
Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Деятельность педагога при осуществлении личностно-ориентированного подхода 1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников.
2. Сообщение в начале урока или занятия не только темы, но и организации деятельности в ходе урока, занятия.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с детьми не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8. Оценивание должно аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:
- разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
- дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;
- индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности
- субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Организация образовательной среды - организация и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;- предоставление воспитаннику свободы выбора способов выполнения учебных заданий; - использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;- постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;- особую подготовку педагога к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;- организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.
Особенности личностно-ориентированного урока.
1 Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока.
2 – 3 Деятельность ученика – ведущая. Деятельность учителя – направляющая, корректирующая. Они не разделяются! Ученик и учитель на уроке ведут совместную деятельность, как равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта.
Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. Работа с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения. Работа с познавательными стратегиями в процессе познания. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью. Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом их познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал. Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем. Активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей. Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы. Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребенка. Открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся. Возможность выбора учащимся объема, сложности и формы домашнего задания. Книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока. Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания. Ученик изначально является автором различных видов творчества (особенно в литературе), а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры. Согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.
4. Субъектно-субъектные.
5. Сначала оценка собственного ответа учащимися, потом – оценка учителя.
Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов.
Таким образом, школьник, конечно, субъект деятельности, субъект общения. Но какой деятельности? Педагогической? Ответ – нет! Он субъект других, конкретных видов деятельности – игры, учения, труда, спорта и т.п.
Еще раз хочется подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика, для формирования его субъективной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.
О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на ученика, т.е. условиях в которые попадает ученик в процессе образовательной деятельности.
Можно выделить несколько групп таких условий. А именно:
-межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении – педагогами, другими учащимися (уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, и т.д..);
-направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь важными являются приоритетные методы преподавания, индивидуальные способы обучения, степень учета интересов учащихся; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;
-степень профессиональной компетентности педагогов школы, “качество” преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков; сформированности профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих готовность к организации инновационной деятельности и стремление к профессиональному совершенствованию и росту);
материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, качество наглядных пособий, школьного оборудования, мебели; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Организация урока в системе ЛОО. Основные требования.
Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.
В педагогических работах, посвященных вопросам ЛОО обычно оно противопоставляется традиционному, которое всегда было ориентировано на получение в обучении человека определенных моделей поведения, зафиксированных в соцальном заказе школы.
Сравнительный анализ
КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА | КРИТЕРИИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА |
Цели урока задаются совместно с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. | Цели урока задаются только учителем без формирования функции от учителя к ученику. |
На уроке используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и формирующие субъектную позицию учеников. | Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъектную позицию ученика («Я – исполнитель».) |
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. | Учитель не использует специальных приемов. |
Учитель эффективно (адекватно цели урока ) сочетает репродуктивную и проблемную стороны обучения, учит детей работать по правилу и творчески. | Учитель реализует преимущественно репродуктивную сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной или методикой постановки и решения проблемы. |
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся). | Контроль и оценку осуществляет преимущественно сам учитель. |
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений). | Учитель не обучает детей рефлексии, сам не осуществляет рефлексивную функцию в обучении. |
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока, владеет технологией диалога, обучает ставить и задавать вопросы. | Коммуникативные ситуации специально не планируются, диалоговые формы на уроке не используются |
Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. | Учитель несклонен принимать другое мнение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. |
Стиль, тон отношений, задаваемые учителем на уроке, создают атмосферу учебного сотрудничества, сотворчества. | Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. |
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» через отношения, совместную деятельность. | Личностное воздействие на уроке не реализуется или реализуется слабо. |
Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
-оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
3. Критерии эффективности урока в системе ЛОО:
-использование проблемных заданий;
-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
-создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
-обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
-стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
-оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, какова динамика его продвижения в освоении ЗУНов;
-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.
-При задании на дом называются не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Учитывая все выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
При планировании урока необходимо учитывать:
- индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику);
- индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только главную мысль);
- индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.).
2. Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо от его успеваемости) по следующим параметрам:
- выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образовательный процесс;
- предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по собственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);
- оценка не только результата, но главным образом процесса его достижения.
Технологии деятельностного метода
Я остановлюсь только на некоторых из них:
Для достижения целей личностно-ориентированного обучения адекватными являются:
-Обучение в сотрудничестве
-Метод проектов
-Разноуровневое обучение
-«Портфель» ученика.
Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены. В них реализуются индивидуальный и дифференцированный подход.
Чтобы обучение можно было считать личностно-ориентированным, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на :
1.Уровень обученности, т. е. раннее приобретённый опыт.
2.Особенности психического склада личности.
(памяти, мышления, восприятия.)
3.Особенности характера, темперамента.
Следовательно обучение должно быть дифференцированным.
«Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Аристотель
При эффективном использовании деятельностного метода формируются метапредметные результаты образования, заданные ФГОС НОО (организационно-рефлексивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД), развивается логическое и вариативное мышление, обеспечивается высокая результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней. Сейчас очень популярны дистанционные олимпиады школьников.
Такие как:
-Львенок;
-Кенгуру;
-Русский медвеженок;
-Зирәк тиен;
-Умка и др.
Они дают возможность увидеть изучаемый предмет за рамками школьного учебника. Ребенок учится отстаивать свою точку зрения, пусть и не всегда правильную, искать рациональное зерно в своих решениях. При этом дистанционная олимпиада чаще всего охватывает одновременно несколько учебных предметов, требует углубления в них и, как результат, развивает кругозор.
Предлагаемый вид олимпиады - дистанционный, позволяет не дробить класс на сильных и слабых, одарённых и не очень одарённых, а дать возможность участвовать в олимпиаде всем желающим! Школьники получают при этом мощный мотивационный толчок, а в дальнейшем испытывают достаточную потребность к изучению самого предмета или какой-либо области знаний. И это, замечательно!!! При этом каждый ребёнок чувствует себя уверенно, считает себя равноправным членом классного коллектива и его права не ущемляются, как часто это бывает при подготовке очных предметных олимпиад. Учащийся понимает, что здесь равны ВСЕ.
Опыт показывает, что установка на успешность является мощным двигателем на пути к победе каждого ученика.
Проектные технологии
Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,
формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Например: Урок русского языка в 1 классе. Тема «Письмо заглавной и сточной букв «У,у».
Развитие фонематического слуха
Отгадайте загадку:
«Наткёт, наплетёт
Сядет и добычу ждёт» (Паук)
- Дружит ли паук со звуком «У»? (Да)
А плетёт паук паутину. Для кого же плетёт паук свои сети?
Будем подбирать слова. Договоримся, если в слове есть звук «У» - поймал паук добычу, нет звука, не поймал.
Муха ( в середине слова есть звук «У»), поймал;
Комар–не поймал, жук – поймал, бабочка – нет, ит.д. (мотылёк, гусеница, муравей, пчела)- Кого же ловил паук в свои сети? Как назвать одним словом? (Насекомые)
Урок русского языка в 1 классе. Тема «Письмо заглавной и сточной букв «И,и»
Игра «Волшебная шкатулка»
- А что это за волшебная избушка?
(Это домик Бабы Яги)
В ней хранится шкатулка , только в ней не драгоценности, а волшебные слова. Давайте их расколдуем.
- Если словом или делом
Вам помог кто либо,
Не стесняйтесь, громко, смело.
Говорить …(Спасибо!)
- Слушаем слово. Есть ли в нём звук «И»?
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит
(Добрый день!)
- Слушаем слово. Есть ли в нём звук «И»?
( Не слышно звука «И»)
- Пусть слово пока хранится в шкатулке.
- Если Вы кого – то обидели случайно
Или наступили на ногу случайно
Только не молчите, только не мычите
Долго не тяните
Скажите ИЗВИНИТЕ!
Если нас бранят за шалости
Говорим : Прости, пожалуйста! (Один звук «И)
-Спокойной ночи, приятного аппетита, счастливого пути, привет. - А почему эти слова называются волшебными?
Дело в том, что они очень помогают людям. Даже незнакомым. Наши предки говорили:
«Слово – ключ, которым открывают сердца»
Но помните, ребята, в сердце попадает только доброе и вежливое слово.
Система инновационной оценки «Портфолио»
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
Заключение
Необходимо осознать, что нет детей от природы интеллектуально пассивных, как нет и одинаково активных. Возможности детей постоянно обогащаются под влиянием достигаемой в учебном процессе активизации умственной деятельности. Применение инновационных технологий позволяет не только сформировать продуктивное мышление, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения, а также ускорить изучение традиционного материала. Несомненно, что за личностно - ориентированным подходом в обучении большое будущее, потому что он преобразует как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо.
"Ценность школы реализуется, прежде всего,
через уважение к интересам, потребностям учащихся,
через их стремление к самовыражению"
И. С. Якиманская
“Сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной систем образования” (составлен канд. пед. наук С. В. Беловой)
Вопросы для сравнения | Традиционная система | Личностно-ориентированная система |
Цель | Передача знаний, умений и навыков | Создание условий для реализации личности (развитие “самости”) |
Содержание | Государственные стандарты | Государственный стандарт и личностный опыт педагога и ребенка |
Формы работы | Фронтальные или Групповые | Индивидуальные и групповые |
Преобладающий метод | Информационный, репродуктивный | Познавательный через самостоятельную деятельность |
Кредо педагога | “Я” над вами | “Я” вместе с вами |
Характерный стиль взаимодействия | Монолог | Диалог |
Позиция ребенка | Пассивная | Активно-инициативная |
Мотивация | Внешне-эпизодическая | Внутренняя и всегда постоянная |
Литература:
1. Журнал “Завуч”, №2, 2006 (в т.ч. анализ урока ЛОО)
2. Н.А.Алексеев. Личностно-ориентированное обучение в школе. М, 2006
3. Е.Н.Степанова. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М., 2006
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.