СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Современный урок: каким он видится учителям и каким — ученикам?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему "Современный урок: каким он видится учителям и каким — ученикам?"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Современный урок: каким он видится учителям и каким — ученикам?"»

Здравствуйте, уважаемые гости! Тема моего выступления:


Современный урок: каким он видится учителям и каким — ученикам?


Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами:

Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.

Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.

Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

       Исходной научной идеей урока, в том числе и современного, является представление о единстве обучения, воспитания и образования.

      Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаком каждый директор школы, каждый заведующий учебной частью. И мы часто задаем себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»

Обращение к педагогической литературе не дало мне однозначного ответа на эти вопросы. Правда, многие авторы сходятся в следующем мнении: сегодня отношения преподавателей и учащихся строятся на равноправных позициях субъектов образовательного процесса, в основе которого лежит организация активных форм работы школьников. При этом акцент делается на использовании каждой рабочей минуты при обязательных моментах релаксации. Многочисленные публикации демонстрируют всеобщую положительную направленность на подобный подход, но вот практический опыт говорит о том, что реальная педагогическая деятельность строится совсем иначе.

Современный урок должен строиться на научном подходе, культуре общения, самостоятельной и исследовательской работе преподавателей и учеников, рыночных отношениях, эстетике интерьера.

Преподаватели считают, что на современном уроке целесообразно использовать проблемный метод, осуществлять наблюдения, осуществлять межпредметные связи и всячески разнообразить уроки, используя ролевые игры, отдают они дань и инновационным подходам, заявив о необходимости учить школьников самостоятельной работе, создавать условия для их самореализации, применение компьютерной и мультимедийной технологий.

Для организации подобных занятий преподаватели нуждаются в помощи со стороны администрации в закупке ТСО, множительной техники.

К учащимся педагогами предъявляются следующие требования. Им надо быть добросовестными, расширять кругозор, заниматься научно-исследовательской работой, читать литературу, заниматься самостоятельно в читальном зале, уметь учиться, посещать занятия, быть дисциплинированными, быть активными.

Учащиеся считают, что образовательное учреждение должно отличаться прежде всего наличием современных технических средств обучения.

Исследуя Интернет-сайты и дискуссии по поводу современного урока, на первое место в рейтинге черт современного занятия у школьников вышли такие его черты, как сотрудничество, свобода и демократизм. Многие ребята высказываются за повышение качества предоставляемой им информации, некоторые заявили о необходимости проведения уроков в форме дискуссий, предоставления им тестовых методик. Остальные весьма эмоционально просили организовывать наличие раздаточного материала, моментов отдыха. И еще — честную работу педагога.

Ученики просят «сделать каждый урок открытым», чтобы администрация могла увидеть, что же на самом деле происходит на занятиях, что скрывается за практически идеальным представлением преподавателей о современном занятии.

Учащиеся дают учителям советы эмоционально-действенного плана: не орать; не огрызаться на учеников; оставлять свои проблемы дома; быть более терпимыми, сдержанными; не говорить то, чего не было на самом деле; не обсуждать учеников за спиной в учительской и вообще почаще улыбаться; прислушиваться к мнению учеников.

Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся».

Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя. Вот какие качества, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются отрицательными для учителя называют наши учащиеся.

Идеальный учитель должен быть; понимающим; уважающим своих учеников; внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту; справедливым в требованиях - «не орать на своих учеников», «наказывать тех, кто мешает другим на уроке», «интеллигентным, образованным»; умеющим доступно излагать материал; быть сдержанным, тактичным; не лезть в личную жизнь детей; умеющим найти с учениками общий язык; быть авторитетом, примером для школьников, но не ставить целью следить за ними; с ним (учителем) можно поделиться радостью или рассказать о неприятностях и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа; красивым, добрым; обладать чувством юмора; не говорить плохо об окружающих его людях; не опаздывать на уроки.

Учитель не должен быть: агрессивен, груб, не оскорблять учеников, безответственный, ненавидеть учеников и работу, необъективен, несправедлив, не иметь любимчиков, оценивать знания, а не поведение, нетерпим, незнающим свой предмет, обладать ограниченным кругозором.


Вот как отвечают учителя нашей школы на вопрос: «Каков он современный урок». Зачитаю некоторые интересные ответы.

Итак, современный урок должен быть:

- 1. Личностно-ориентированным и личностно мотивированным как с точки зрения ученика, так и учителя. 2. Уроком без боязни ошибок, потому что ошибок на нем не бывает. 3. Уроком живого общения на равных. 4. С использованием современного оборудования и технологий. Но в то же время и с применением традиционных действенных приемов и средств. 5. Содержащий рефлексию на всех его этапах как средство планирования и корректировки. 6. Урок, где учитель понимает ценность каждого ученика, видя его сильные стороны, урок, где каждый имеет право на высказывание. Отсутствие авторитаризма на уроке.

- Современный урок должен быть личностно мотивирован и для учителя и для ученика, он не включает в себя репродуктивные методы, этот урок -в форме диалога, целеполагание выстраивается с опорой на личный опыт ученика, это "живой " урок, обязательна рефлексия. используются современные педагогические технологии.

- Современный урок - урок, где ребёнок играет первую скрипку! На таких уроках, когда каждый ребёнок может высказаться и идёт научение. Он не боится высказывать неверных суждений, потому что знает, что через обсуждение ошибок мы придём к правильному решению. Он спокоен, значит он успешен. А рефлексия в конце урока помогает нам осознать, что у нас получилось, через что мы пришли или не пришли к решению, как нам исправить положение. Это очень важно, когда ученик не боится, что за его неверный ответ не поставят плохую отметку. С таких уроков дети уходят с сожалением, что он закончился!

- Современный урок - урок сотворчества ученика и учителя. На таком уроке большую деятельность проявляет ученик. Путём споров, обменов мнений, поисков разных решений, высказываний из личного опыта приходят дети к верному выводу. На таком уроке учитель выполняет больше роль дирижёра, вовремя направляя обсуждение в правильное русло. Урок не одного актёра, когда учитель весь урок сам всё рассказывает, а ученики выполняют пассивную роль слушателей, а урок актёров, где каждый вносит свою лепту в построение образовательного процесса. Чтобы проводить такие уроки сам учитель должен быть неординарной Личностью.

- Современный урок, наверное, сегодня немыслим и без использования педагогических технологий. "Обучение в сотрудничестве", "погружение", "проекты" и т.д. - как они много дают как ученику, так и учителю. За такими уроками будущее. Более насыщенным урок еще делают и использование информационных технологий. Применение интерактивных средств обучения позволяет сделать урок более интересным, познавательным, насыщенным.

- Современный урок должен отвечать требованиям современности. Он обязательно должен быть содержательным, коммуникативным, технологичным со стороны учителя и мотивированным, организованным, аналитическим для учащегося. Сегодня меловые записи и чертежи на классной доске ребят уже не увлекают. На современном уроке каждый учащийся должен иметь желание и возможности для самостоятельной работы. Но на каждом уроке реализовать все запланированные компоненты урока по различным причинам невозможно. Проще, если работаешь не с классом, а с группой, да еще подобранной по способностям и возможностям. В противном случае, только: настрой и мотивация учащихся, мастерство педагога - способны удовлетворить обе стороны учебного процесса.

- Можно привести еще много высказываний о современном уроке. Я на этот счет имею свое мнение. Современный урок- это урок с использованием современных информационных технологий. Информационные технологии позволяют значительно увеличить внимание школьников, запоминаемость в процессе усвоения новых знаний при значительном сокращении длительности процесса передачи знаний от учителя к ученику, расширяет и углубляет процесс самообразования учащихся, способствует самореализации учащихся. Учитель перестает быть "источником знаний", а становится соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих проектов. Ученик - активный участник процесса обучения на современном уроке, получает новые навыки, умения, анализирует, сопоставляет и делает выводы, раскрывая и развивая свой творческий потенциал. Использование презентаций на современном уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. На уроках закрепления ИКТ позволяют самостоятельно выполнять задания, а также повторять уже пройденный материал, тут же получить ответы на тестовые задания. Использование мультимедийных технологий на современном уроке позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить время на проверку домашнего задания, уменьшив при этом нагрузку на учащихся, повышает эффективность обучения. Вот только таким я вижу современный урок!

Приходится признать, что современный учитель далеко не всегда обладает достаточным уровнем информационно-технологической культуры, чтобы воспользоваться богатейшими ресурсами электронных учебников, энциклопедий, тренажёров. Тщательно выверенными дидактическими приёмами использования информационных технологий умеют пользоваться лишь единицы.

Практика показывает, что большинство учителей предпочитает использовать на уроке лишь один компьютер и мультимедийный проектор с интерактивной доской или без нее в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран при рациональной организации учебного времени снимает необходимость ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование мультимедийного проектора и интерактивной доски позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат. Но нередко увидишь и такую картину.

На открытом уроке истории. Учитель демонстрирует на экране фрагмент фильма «Александр Невский» из электронной «Энциклопедии истории России (862–1917 гг.)». Ловлю себя на мысли, что в данном случае нет принципиальной разницы между просмотром видео- или кинофильма и их электронного аналога. Ученики являются пассивными созерцателями, откровенно зевают. Урок неинтересен. Нет той самой активной познавательной деятельности учащихся, без которой немыслим современный учебный процесс.

Итак, одним из средств воздействия является компьютер, основой организации обучения в общеобразовательной школе является урок, методы вырабатываются учителем, объектом обучения является ученик, а дирижером всего этого процесса является личность учителя. Правильно разработанной технологией обучения является та, при которой возникает сотворчество учителя и ученика; та, которая будет развивать и учителя, и ученика.

Но задача по использованию информационных технологий на уроках в нашей школе осуществляется не всеми учителями, тем не менее, считаю, что в мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, наши школьники и учителя должны быть знакомы с ними и эффективно использовать технологические достижения в своей работе. Это не означает, что весь урок должен проходить за компьютером, т.к. имеются правила работы в компьютерном классе: во-первых непрерывная работа за монитором принесет только вред здоровью учащихся, и во-вторых, учебный процесс тоже будет построен неверно и использование компьютера в этом случае будет неэффективным методом обучения. В нашей школе имеются электронные учебники по предметам, а также их можно записать в РЦПИ. Несомненно, использование информационных технологий преобразовывает преподавание традиционных предметов, рационализирует детский труд, оптимизирует процессы понимания, запоминания учебного материала (лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать), а главное, поднимает на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе. Грамотное использование компьютера решает проблему дефицита наглядности.

Если каждый учитель действительно не на словах, а на деле будет соблюдать творческую дисциплину, повышать свой интеллектуальный уровень, приходить на урок для того, чтобы научить, а не отработать час, показывать своим примером культуру поведения учащимся и т.д., то противоречий между учащимися и учителями никогда не будет, а будет нормальное сотрудничество учитель-ученик. И школа будет готовит по-настоящему достойных и конкурентноспособных выпускников.

Удачи вам, в нашем нелегком труде!

Спасибо!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!