СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему: Уроки М.Булгакова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление планировалось на итоговом уроке по творчеству М.Булгакова. Также эта работа была защищена на образовательных чтениях в номинации "История России в художественном переосмыслении"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему: Уроки М.Булгакова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска»





VI Иннокентьевские чтения



Номинация: История России в художественном переосмыслении



Тема выступления: Уроки М.Булгакова










Автор работы: Белоглазова Ольга,

ученица 11класса

Руководитель: В.В. Никонова, учитель

русского языка и литературы



г. Ленск

2017

План

I. Вступление

Об уроках истории

II. Основная часть

1. Какие события повлияли на художественный мир Булгакова?

2. «Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни».

3. Повесть «Собачье сердце» - «острый памфлет на современность»

4. В «Собачьем сердце» пародируются попытки большевиков сотворить нового человека, призванного стать строителем коммунистического общества.

5. Человек, который берется не за свое дело и не

имеет к нему способностей, становится разрушителем.

III. Заключение




Вступление



Новый, 2017год – год столетия Октябрьской революции. Это часть нашей истории. Её невозможно вычеркнуть из памяти – нравятся кому-то эти события или нет. Мы должны объективно оценивать, извлекать из них уроки. В связи со 100-летием революции в обществе развернулась широкая дискуссия. Она должна быть направлена на примирение поколений, на достижение прочного общенационального гражданского согласия.

Чтобы объективно оценивать прошлое, надо, во-первых, знать положение страны в то разрушительное время, состояние и брожение умов, настроение людей той поры, во-вторых, правильно оценить все это и извлечь уроки, как социальные, так и нравственные.

Помочь нам, молодым, познать уроки истории могут наши классики, писатели, претерпевшие на собственных судьбах, насколько губительны насильственные перевороты, показавшие на примере своих героев конформизм, бездуховность, безответственность и беспримерную жестокость вершителей человеческих судеб, представителей бюрократической новой России.

















Основная часть



Они хотят создать ей новую душу хирургическим путем

М. Волошин о преображении России


Революция – это грабеж личной судьбы человека

24 ноября 1930г. Из дневника М Пришвина


Произведения Михаила Булгакова стали известны широкому читателю лишь в 90-х годах 20в. До этого времени они оставались не признанной официально литературой наряду с творчеством некоторых других поэтов и писателей: А.Ахматовой, А.Платонова, Е.Замятина. Так называемая литература внутренней эмиграции подвергалась преследованиям, запретам цензуры, поскольку отстаивала гуманистические ценности и идеалы культуры на фоне исторических катаклизмов и стремления создать социальную утопию насильственным путем.

Февральский и Октябрьский перевороты 1917г., гражданская война, коренная перестройка государства и общества серьезно повлияли на художественный мир Булгакова. Свое отношение к революции он выразил в статье «Грядущие перспективы»: «Теперь, когда наша несчастная родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция», у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль… Она проста: а что же будет с нами дальше…пока там на западе будут стучать машины созидания, у нас от края и до края страны будут стучать пулеметы…Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить и в переносном и в буквальном смысле слова. Платить за безумство мартовских дней, за безумство дней октябрьских…за все!»

Осознание собственного бессилия что-либо изменить, остановить череду преступлений в вихре исторических событий сформировало в творчестве Булгакова постоянный мотив вины бездеятельного человека. Наиболее полно он воплотился в образе Понтия Пилата, героя последнего романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Стремление изменить прошлое, чтобы снять ощущение вины за трагические ошибки, воплощается в сюжетных ситуациях навязчивых снов, в которых герой вновь переживает совершившиеся события, и болезненных состояний, иной раз приводящих к безумию. Безумцем считают белогвардейского генерала Хлудова из пьесы «Бег», которому каждую ночь снится повещенный по его несправедливому приказу солдат.

В 1926 году ОГПУ провело у писателя обыск, в результате которого изъяты рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник. Спустя несколько лет дневник был ему возвращён, после чего сожжён самим Булгаковым. Дневник дошёл до наших дней благодаря копии, снятой на Лубянке.

Повесть имела подзаголовок “Чудовищная история”. При жизни Булгакова не публиковалась.

Повесть «Собачье сердце» сразу была отмечена критикой как «острый памфлет на современность» и запрещена к публикации. Булгаков с жестоким сарказмом создает упрощенную модель представителя пролетариата, который по своим человеческим качествам оказывается хуже дворовой собаки. Сознание Шарика не замутнено идеологией, он оценивает людей по поступкам. Шарик ненавидит пролетариев, особенно поваров и дворников, за их бессмысленную жестокость. Он жалеет голодную машинистку, поскольку сам недоедает, и проникается уважением к профессору Преображенскому, наблюдая его за ежедневной работой, которой мешают лишь представители домкома, все свое время отдающие пению революционных гимнов и составлению документов. Однако после операции в Полиграфе Полиграфовиче Шарикове побеждает психология пьяницы и преступника Клима Чугункина: агрессия, безнравственность, отсутствие культуры и полное невежество.

Булгаков размышляет о том, какие критерии определяют личность человека в советском государстве. Согласно периодам очеловечивания Шарикова, это одежда, официальное имя, место работы, но прежде всего документы. «Нет документа, нет и человека», - точно отметит Коровьев, персонаж «Мастера и Маргариты». Вновь на первый план выходит мотив официальной бумаги, обладающей неограниченной властью над людьми. Она защищает Преображенского от уплотнения и в то же время может грозить ему гибелью, если к доносу Шарикова отнесутся серьезно. Талантливый врач оказывается беззащитен перед плодом своего эксперимента в стране с подогреваемой классовой враждой, где пролетариат, в том числе такие люди, как Швондер и Шариков, считается положительным «трудовым элементом», а оставшаяся часть интеллигенции, продолжающая работать для советской России, - врагами народа, нэпманами и буржуями. В итоге «новый человек» стремится уничтожить создавшую его традиционную культуру, представителем которой является профессор Преображенский.

7 марта 1925 г. автор читал первую часть «Собачьего сердца» на литературном собрании “Никитинских субботников”, а 21 марта там же — вторую часть повести. Один из слушателей, М. Я. Шнейдер, следующим образом передал перед собравшимися свое впечатление от повести: “Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему” (т. е. к Октябрьскому перевороту 1917 г.). На этих же чтениях присутствовал внимательный агент ОГПУ, который в донесениях от 9 и 24 марта оценил повесть совсем иначе: “Был на очередном литературном “субботнике” у Е. Ф. Никитиной. Читал Булгаков свою новую повесть. Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах».

У Булгакова добрейший профессор Филипп Филиппович Преображенский проводит эксперимент по очеловечению милого пса Шарика. Однако эксперимент оканчивается провалом. Шарик воспринимает только худшие черты своего донора, пьяницы и хулигана пролетария Клима Чугункина. Вместо доброго пса возникает зловещий, тупой и агрессивный Полиграф Полиграфович Шариков, который, тем не менее, великолепно вписывается в социалистическую действительность и даже делает завидную карьеру: от существа неопределенного социального статуса до начальника подотдела очистки Москвы от бродячих животных.

Шарикову гораздо милее демагогия председателя домкома Швондера, чем долгий и упорный труд по овладению культурой. Писатель беспощадно и зло изображает Швондера и его команду как бездельников, завистников, пропагандирующих ненависть к интеллигенции, культуре, насаждающих уравниловку. Шариков становится общественно опасен, науськиваемый председателем домкома Швондером против своего создателя—профессора Преображенского, пишет доносы на него, а в конце даже грозит револьвером. Профессору не остается ничего другого, как вернуть новоявленного монстра в первобытное собачье состояние.

В «Собачьем сердце» пародируются попытки большевиков сотворить нового человека, призванного стать строителем коммунистического общества. В работе “На пиру богов”, вышедшей в Киеве 1918 г., философ, богослов и публицист С. Н. Булгаков заметил: «Автор «Собачьего сердца» предвидел, что Шариковы легко могут сжить со свету не только Преображенских, но и Швондеров. Сила Полиграфа Полиграфовича — в его девственности в отношении совести и культуры. Профессор Преображенский грустно пророчествует, что в будущем найдется кто-то, кто натравит Шарикова на Швондера, как сегодня председатель домкома натравливает его на Филиппа Филипповича. Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30-х годов уже среди самих коммунистов, когда одни швондеры карали других, менее удачливых. Швондер в «Собачьем сердце» — мрачное, хотя и не лишенное комизма олицетворение низшего уровня тоталитарной власти — управдома.

Операцию над Шариком профессор со священнической фамилией Преображенский делает во второй половине дня 23 декабря, а очеловечивание пса завершается в ночь на 7 января, поскольку последнее упоминание о его собачьем облике в дневнике наблюдений, который ведет ассистент Борменталь, датировано 6 января. Таким образом, весь процесс

превращения собаки в человека охватывает период с 24 декабря до 6 января, от католического до православного Сочельника. Происходит Преображение, только не Господне. Новый человек Шариков появляется на свет в ночь с 6-го на 7-е января — в православное Рождество. Но Полиграф Полиграфович — воплощение не Христа, а дьявола, взявший себе имя в честь вымышленного “святого” в новых советских “святцах”, предписывающих праздновать День полиграфиста. Шариков — в какой-то мере жертва полиграфической продукции — книг с изложением марксистских догм, которые дал ему

читать Швондер. Оттуда “новый человек” вынес только тезис о примитивной уравниловке — “взять все да и поделить”. При последней его ссоре с Преображенским и Борменталем всячески подчеркивается связь Шарикова с потусторонними силами: “Какой-то нечистый дух вселился в Полиграфа Полиграфовича, очевидно, гибель уже караулила его и рок стоял у него за плечами. Он сам бросился в объятья неизбежного и гавкнул злобно и отрывисто:

— Да что такое в самом деле? Что я, управы, что ли, не найду на вас? Я на

шестнадцати аршинах здесь сижу и буду сидеть!

— Убирайтесь из квартиры, — задушенно шепнул Филипп Филиппович.

Шариков сам пригласил свою смерть. Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу обкусанный с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер”.

Вооруженный револьвером Полиграф Полиграфович —это пародия на В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого и других большевиков, которые военной силой обеспечили торжество своего учения в России.

Булгаковский герой — пророк не Бога, а дьявола. Однако только в фантастической действительности «Собачьего сердца» его удается обезоружить и путем сложной хирургической операции привести в первичный вид — доброго и милого пса Шарика, который ненавидит только котов и дворников. В реальности большевиков никто разоружить не смог.

Вспомним знаменитый монолог Филиппа Филипповича о разрухе: “Это — мираж, дым, фикция!.. Что такое это ваша “разруха”? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах!»

Советская пропаганда действительно делала из разрухи какую-то мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что первопричина — в политике большевиков, в военном коммунизме, а также в том, что люди отвыкли честно и качественно работать и не имеют стимулов к труду. Единственным лекарством против разрухи Преображенский (и с ним Булгаков) признает обеспечение порядка, когда каждый может заниматься своим делом: “Городовой! Это и только это! И совершенно неважно — будет ли он с бляхой или же в красном кепи. Поставить городового рядом с каждым человеком и заставить этого городового умерить вокальные порывы наших граждан. Я вам скажу... что ничто не изменится к лучшему в нашем доме, да и во всяком другом доме, до тех пор, пока не усмирите этих певцов! Лишь только они прекратят свои концерты, положение само собой изменится к лучшему!”

Булгаков бросил вызов самой идее революции – социальному равенству,

понимаемому как то, что «любая кухарка может управлять государством».

Не может, - показал Булгаков. Человек, который берется не за свое дело и не

имеет к нему способностей, становится разрушителем.



Заключение


  • Нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.


  • Писатель едва ли не первым в литературе заговорил о нравственной ответственности ученого XX века за свои открытия. В его произведениях содержится предостережение, что всесильная наука в неумелых или злобных руках может уничтожить весь земной шар.


  • Задолго до 1937 года сатирик угадал те социальные типы, которые, развязав репрессии, сами пали от руки взращенных ими шариковых.


  • Молодым людям надо сформировать представление о личной причастности человека к тому злу и добру, которое его окружает, воспитывать активную жизненную позицию.




Приложение: презентация
















Литература и источники


  • М.Булгаков. «Мастер и Маргарита»

  • М.Булгаков. «Собачье сердце»

  • М. Миронова. Творческий мир Булгакова. – М.: Детская литература, 2011

  • Б.Соколов. Булгаков. Энциклопедия. – М.: Локид: Миф, 1996




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!