СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему «Литературное творчество как фактор всестороннего развития личности младших школьников в свете требований ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Ссылка на литературный проект  "Ох, уж эти сказки! Ох, уж эти сказочники!.."     https://yadi.sk/d/j4uCcn6A3EQDLz

В данном выступлении показана работа по развитию  способностей учащихся младшего школьного  возраста в области литературного творчества. Тема актуальна в свете требований ФГОС, т. к. работа над художественными произведениями и создание детьми собственных литературных проектов способствует формированию УУД и развивает личность творческую, неординарную, способную принимать решения в зависимости от предложенных обстоятельств.

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему «Литературное творчество как фактор всестороннего развития личности младших школьников в свете требований ФГОС»»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему «Литературное творчество как фактор всестороннего развития личности младших школьников в свете требований ФГОС»

Творчество – это созидание, оно порождает новые материальные и духовные ценности.

В нашей повседневной жизни творчеством обычно называют деятельность в области искусства, либо конструирование, составление и реализацию новых проектов, либо научное познание. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека. Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьей искре, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н. Толстой) в душе ребенка. И тогда способность и готовность к творчеству становятся чертой личности, креативностью (от латинского creation – творчество).

Литературное творчество – литературная деятельность человека, направленная на создание новых, имеющих общественное значение, духовных ценностей литературных произведений с помощью устного и письменного слова.

Сегодня мы поговорим о детском сочинительстве. Написанию сочинений детей надо учить. Прирожденный талант к сочинительству есть лишь у единиц, а задатки – у большинства. Но если эти задатки не развивать, они могут исчезнуть. И развивать их надо как можно раньше. Целенаправленное, интенсивное развитие сейчас одна из центральных задач обучения.

Я в своем классе провожу ряд занятий, которые предполагают коллективную и индивидуальную творческую работу.

Вот некоторые темы таких занятий по классам.

1 класс:

Считалки. Сочинение считалок.

Сочинение сказки по картинкам и опорным словам.

Сочинение загадки.

2 класс:

Сочинение-описание «Сонный лес под снежным покрывалом»

Рассказ от имени лесного жителя (птицы или зверя)

Сочинение – рассуждение.

3-4 класс:

Аннотация к книге.

Сочинение по картине.

Письмо другу или подруге.

Репортаж (заметка) в газету.

Личный дневник.

Сочинение рассказа, сказки.

В сочинениях дети делятся своими переживаниями, мыслями. Это особая форма самовыражения – рассказать о каком-то событии по-своему, передав собственные настроения и чувства.

На таких занятиях я стараюсь создать атмосферу доверия, теплоты, доброжелательности, в которой дети творят радостно, без стеснения. Важно стараться не критиковать, а мягко направлять их творчество. И хвалить, хвалить за верно найденное слово, за старательность, за искренность. Поощрение и поддержка учителя стимулируют ребенка к дальнейшему литературному творчеству.

Итак, немного подробнее о некоторых видах творческих работ.

Сочиняем стихи.

Чтобы рождались настоящие стихи, нужен талант и горячее чувство. Но можно научиться рифмовать слова и рассчитывать размер строки. В стихах легко уловить рифму на конце строк. В них всегда есть ритм, позволяющий читать их размеренно, плавно, ритмично. Стихи всегда образны. В них много чувства и настроения автора.

Создание собственного стихотворения окрыляет маленьких поэтов. Поэтому работу над этим видом литературного творчества я начинаю с первых уроков литературного чтения.

Для начала предлагаю расставить перепутанные стихотворные строки. Затем, придумать рифмы к словам. Далее задания усложняются. И вот уже мои юные сочинители ищут рифму, соблюдая смысловую направленность и размер. Самые способные дописывают строчки к предложенному стихотворному началу.

И вот уже рождается свое собственное:

Наш песик Грей уже подрос.

С котом пес любит поиграть,

Схватить за ухо и за хвост

Или на шкаф его загнать.

(Егор Ж. 1А класс)

Во втором классе приступаем к написанию стихов на заданную тему. Эта работа чаще всего проводится на уроках развития речи. Конечно, не все научатся писать стихи, но видеть в жизни и чувствовать прекрасное будут все. Кроме того, такие уроки развивают мышление, речь и фантазию моих учеников. А это уже немало.

В третьем и четвертом классах дети начинают осмысленно ориентироваться в жанрах и стилях речи, определяют тему и идею произведения, видят средства литературной выразительности и используют их в своем творчестве.

Работа поэтического созидания дает положительные результаты. Погружаясь в посильное для них творчество, дети, пусть наивно и неумело, самовыражаются, приобретают элементарный опыт, который позволяет им глубже постигать и ценить образы подлинной художественно-поэтической речи.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки способностей. Я вижу свою задачу в том, чтобы терпеливо растить эти нежные ростки поэтического дара.

И как награда моим трудам – победы моих учащихся в различных литературных конкурсах. И еще вот такие строки:

Солнечный зайчик

Взъерошенным рыжим комочком

Прыгает солнечный зайчик.

То вдруг сожмется в точку,

То превратится в мячик.


Видно, продрог бедняжка,

От солнца сбежавший в стужу.

Словно чужая дворняжка,

Он никому не нужен.


Стучится озябшей ладошкой

Будто бы в самое сердце.

И просит: «Открой окошко!

Пусти меня в дом погреться!»

(Вера М. 4 класс)

Работа с загадкой.

Смысл чтения загадок в начальной школе не только в том, чтобы приобщить учащихся к своеобразной красоте малых форм поэзии, но прежде всего в том, чтобы увлечь их умением видеть за краткой иносказательной формулировкой четкое изображение того предмета или явления, о котором думал автор, создавая загадку.

Например:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

(К. Чуковский)


Стараюсь приучать детей с первых же занятий к тому, что самое интересное в загадке – не наугад сказанная отгадка, а умение вникнуть в текст, выделить из него все указанные свойства и признаки загаданного объекта, а затем мысленно увидеть этот предмет и доказать строками из текста правильность своей догадки.

При этом рассуждения ведутся примерно так:

  • Что значит: растет? (сначала маленькая, потом побольше и совсем большая)

  • Что может расти (становиться больше) именно зимой? (сугроб, месяц, сосулька)

  • Что из этих предметов растет вниз головой? ( сосулька с крыши свисает, значит, ее голова внизу)

  • Что значит «плачет»? (слезы текут, капают)

  • Может ли сосулька «плакать» от солнца? (да, она тает от солнечного тепла, и вода капает)

  • Как же сосулька «умрет»? (растает)

  • Какова же отгадка? (это сосулька, потому что все признаки указывают на этот предмет)


Я обязательно обращаю внимание детей на то, что доказать правильность ответа можно только суммой признаков. Поначалу учащиеся не запоминают и не анализируют текст загадки, пытаясь отгадать предмет по одному признаку, реже по двум, случайно выхваченным из текста. На что я обязательно указываю, что данный признак характерен для нескольких объектов. И уже через несколько уроков сами ученики выступают в роли оппонентов для одноклассника, требуя «доказательств».


Организованная таким образом работа над загадкой положительно скажется на развитии творческого воображения, внимания, логики мышления учащихся.


Уже ко второму классу учащиеся самостоятельно придумывают загадки «с конца», т. е. берут слово-отгадку, выделяют 3-4 характерных признака и сначала описывают объект в прозе. Затем, подбирают рифмы, выстраивают строчки, укладываясь в размер и соблюдая ритм. И загадка готова! Конечно, работа ведется и фронтальная, коллективная. Но чаще это индивидуальные консультации, требующие от меня как от учителя такта, терпения, времени. Однако, результат оправдывает все мои усилия.

Примером тому могут служить загадки моих второклассников, вошедшие в сборники «Осеннее настроение» и «Зимнее вдохновение».

Кто-то сахар сыплет с неба.

Эх, набрать его бы мне бы!

Принесла домой - беда!

Где же сахар? Здесь вода!

( Диана К. 2 класс)


Щеголь-клён вдали стоит.

У него прекрасный вид:

Жёлтый, красный и багряный.

Как букет для милой мамы

Дарит щедрая природа.

А в какое время года?

(Максим Л. 2 класс)


Работа над сочинением


Рассказ – малая эпическая жанровая форма художественной литературы. Небольшое по объему изображаемых явлений жизни, и значит, небольшое по объему текста прозаическое произведение.

Подготовка к сочинению (или создание рассказа) включает в себя следующие шаги:

  1. Выбор темы. Писать стоит о таком событии, которое автору хорошо известно и будет интересно другим людям.

  2. Сбор и обдумывание материала. Стоит в уме восстановить все, что происходило по порядку, сделать записи (почти план!) и зарисовки.

  3. Работа над темой и содержанием рассказа позволяет выбрать его заглавие. Оно должно быть кратким и выразительным.

  4. Составление плана из 3-5 частей (краткий набросок основных событий). В процессе работы план может уточняться.

  5. Не всегда рассказ удается написать сразу от начала до конца. Эта работа может быть поделена на части. На этом этапе рекомендуется вести работу описательного характера: описание места событий, действующих лиц (внешность, характер) и т. п. здесь ведется работа по включению в произведение средств языковой выразительности: эпитетов, сравнительных оборотов.

  6. Словарик трудных слов для предупреждения ошибок.

  7. Написание черновика. В черновике не все будет хорошо, потребуется правка. Я рекомендую писать через строчку и оставлять примерно треть листа для полей. Во время написания текста следует пользоваться планом, своими предварительными зарисовками (пункт 5), различными словарями, справочниками.

  8. Далее следует небольшой перерыв, чтобы перечитать написанное как бы новыми глазами.

  9. Правка черновика, доработка. Автор имеет перед собой следующий алгоритм:

  • Все ли слова написаны правильно, нет ли ошибок, пропусков букв?

  • Все ли слова употреблены удачно и без повторов?

  • Все ли предложения построены верно, есть ли связь между ними?

  1. Переписывание набело. Аккуратно и красиво. Еще одна самопроверка и можно показывать учителю.

  2. Оценить сочинение-рассказ может учитель, чаще всего так и бывает. Но я предлагаю читателям и слушателям оценить работу одноклассника. Причем, оценивать можно не весь рассказ целиком, а его часть, эпизод, образ.


Сочиняем сказку

Изучая русские народные сказки, мы обращаем внимание на структуру произведений этого жанра, на отличительные особенности сказки, на особые слова, выражения, события, их периодичность и обязательную поучительную составляющую, без которой сказки не имели бы такого широкого круга читателей. После прочтения сказки – дискуссия, в ходе которой дети учатся рассуждать, аргументировать свой ответ. Но в отличие от работы с загадкой, где преобладает анализ фактов, работа над сказкой должна более опираться на чувства читателей, иметь мощное воспитательное воздействие, моральный аспект.

Очень полезен при работе над сказкой прием инсценирования. Перевоплощаясь в сказочного героя, дети уточняют собственные переживания, учатся различать эмоции других персонажей и лучше уясняют смысл произведения.

После основательных исследований народных и авторских сказок, у детей не только просыпается желание подражать, сочинять, но и имеются все предпосылки для работы по созданию собственного произведения в данном жанре.

Выбор героя и антигероя, придание им черт характера, о которых надо не просто сообщить читателю, но и подкрепить поступками героя. Придумывание события и условий, в которых оно произойдет и т. д. И все это для того, чтобы подтолкнуть своих будущих читателей к принятию морали – вывода из описываемых событий. По условиям жанра - это победа добра над злом.

Хочу проиллюстрировать свое выступление нашим новым творческим проектом «Ох, уж эти сказки. Ох, уж эти сказочники…» В сборнике собраны произведения моих четвероклассников и описаны поэтапно шаги работы над проектом. Каждая сказка уникальна для ее создателя, родителей автора и для меня. А вы судите сами.





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!