СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании РМО по теме "Технология проблемного обучения как средство развития мотивации к изучению русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены теоретические сведения по данной теме и практические разработки применения технологии

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании РМО по теме "Технология проблемного обучения как средство развития мотивации к изучению русского языка и литературы"»

Технология проблемно-диалогического обучения как средство развития мотивации к изучению русского языка и литературы

Выступление на районном МО учителя русского языку и литературы МБОУ «Средняя школа №3» Новиковой М.Г.

План.

  1. Введение.

  2. Сущность технологии проблемно-диалогического обучения:

- структура урока

- методы обучения

- мониторинг знаний

- формы обучения

- средства обучения

- учебники, пособия, наглядные и технические средства обучения.

3. Заключение.

1. Введение.

Чтобы подвести к теме выступления, предлагаю вам задуматься над некоторыми вопросами. Сколько детей в классе способны быть хорошими учениками? Есть некоторые подозрения, что таких немного. На самом деле программа образования построена таким образом, что все дети способны её усвоить. Исключение составляют лишь некоторые, имеющие психические и физиологические отклонения. Другой вопрос. Много ли детей успевает на «4» и «5»? В среднем не больше половины класса. Возникает противоречие: с одной стороны, все способны, с другой стороны, хороших учеников не так много. Причины разные, но главная, на мой взгляд, это нежелание самих детей получать знания, то есть, нет устойчивой мотивации школьников к обучению. Древний философ Аристид Квинтилиан говорил: «Ребёнок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь».

Значит, проблема для учителя в том, какие применить методы, чтобы дети захотели приобретать знания и успешно их применять. В своей работе я использую как традиционные методы обучения, так и различные школьные технологии. В последнее время меня всё больше привлекает технология проблемного диалога, так как она заставляет ученика максимально включиться в мыслительную деятельность, ведёт к творчеству и придаёт эмоциональную окраску уроку. Итак, тема моего выступления «Технология проблемного обучения как средство развития мотивации школьников к изучению русского языка и литературы».



  1. Сущность технологии проблемно-диалогического обучения.

Структура урока.

Пол проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач приводит к тому, что ученик не сдаётся перед проблемами, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, развитие. Получают практическое применение Льва толстого о том, что знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».

Проблемно-диалогический урок имеет следующую структуру.

1.Организационный момент: включение детей в деятельность.

2. Актуализация знаний:

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы:

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания:

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление:

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой:

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение:

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

Основными этапами проблемно-диалогического урока является этап постановки учебной проблемы (этап формулирования темы урока) и поиск её решения через диалог и выдвижение гипотез. Сравним два урока.

Традиционный урок.

Учитель формулирует тему урока: «Тема урока -…», затем идёт объяснение нового материала: «Итак, слушайте внимательно…»

Проблемно-диалогический урок.

Учитель формулирует тему урока через постановку проблемы: «С одной стороны,…, с другой стороны,…» «Что удивляет? В чем затруднения?» «Какой возникает вопрос? Что нужно узнать?» Затем идёт поиск решения: «Определите сами …» «Сделайте вывод …» «Какие есть мнения?» «Выдвини гипотезу. Докажи».

Как видим, при традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания. При проблемном обучении новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

Методы обучения

Выделяют следующие методы проблемно-диалогического обучения: побуждающий от проблемной ситуации диалог или побуждающий к выдвижению гипотез диалог; подводящий к теме или подводящий от проблемы диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Приемы создания проблемной

ситуации

Побуждение к осознанию

противоречия

Побуждение к

формулированию

проблемы

1. Одновременно предъявить

ученикам противоречивые

факты, теории, мнения

– Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?










– Какой возникает вопрос?

– Какая будет

тема урока?


2. Столкнуть мнения учеников

вопросом или практическим

заданием на новый материал

– Вопрос был один? А сколько

мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Шаг 1. Выявить житейское

представление учащихся

вопросом или практическим

заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный

факт сообщением, расчетом,

экспериментом, наглядностью

– Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4.Дать практическое задание,

не сходное с предыдущими

– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем

это задание не похоже на предыдущие?

На уроках русского языка основным будет второй приём.

Рассмотрим на примере урока русского языка в 7 классе «Гласные перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».

Учитель

Ученики

– Работаем парами. На каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте страдательные причастия прошедшего времени с двумя н.

– Проверяем глагол увидеть. Какая гласная перед нн? Глагол услышать, развесить. Какая гласная? Аналогично проверяет остальное.

– Задание было одно? А как вы его выполнили?


– Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

– Значит, какая сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске.

Работают с глаголами:


е, а.. (Проблемная ситуация.)





– Задание было одно, а выполнили его по-разному. (Осознание противоречия.)

- Не знаем, как выбрать гласную перед н в причастиях.

– Гласные перед н в причастиях. (Тема.)

– Причастия, с которыми вы уже работали, выписаны на доске в два столбика. Они помогут открыть правило. Прочитайте их внимательно.

– Что заметили?

– От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть гипотезы?

– Вы с этой гипотезой согласны? Почему?

- Другие гипотезы?

– К какому выводу пришли?


– Сравним вывод с учебником.



- Оформляем правило в виде алгоритма .

Читают причастия.



В первом столбике буква Е перед НН, во втором – А,Я..



Предлагают гипотезы, сравнивают, наблюдают.


Е пишется, если причастие образовано от глагола на –ить, -еть; а, я пишется, если причастие образовано от глагола на –ать, -ять. Формулируют правило. (Открытие нового знания.)

– Все верно.

Так можно построить любой урок по русскому языку. С уроками литературы сложнее: проблема там , где есть противоречие.

Например, на уроке литературы в 10 классе, говоря о женских образах в романе Л.Н. Толстого « Война и мир», можно сравнить внешнюю и внутреннюю красоту княжны Марьи, Наташи и Элен и перейти к формулировке темы «Что есть настоящая красота?».

На уроке литературы в 6 классе по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк» можно начать диалог с обращения к лексическому значению слова бирюк, а затем установить противоречие меду этим значением и симпатией читателя к герою.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Например, урок русского языка в 6 классе «Дефисные и слитные написания сложных прилагательных».

Учитель

Ученики

– Посмотрите на два столбика слов на доске.







– Что заметили общего?

– В чем различие?



– Значит, какая сегодня будет тема урока?

Фиксирует тему.

На доске:

пешеходный

старославянский

северо-восточный

кисло-сладкий

и т.п.

– В каждом столбике сложные прилагательные.


– В 1_м столбике сложные

прилагательные пишутся

слитно, во 2_м – через дефис.

– Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.


Данный метод активно применяется при наблюдении над новой темой в учебнике Т.А.Ладыженской и М.Т. Баранова.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Приём «яркое пятно».

Например, на уроке , посвящённом жизни и творчеству Г.Р. Чернышевского, сначала идёт художественный рассказ учителя о гражданской казни писателя. Молодёжь кидает цветы и кричит: «До свидания, Чернышевский!» Так впервые звучит его имя и формулируется тема урока: «Итак, о ком пойдёт сегодня разговор? – О Чернышевском». Далее создаётся проблемная ситуация: как человек, которого подвергли гражданской казни в знак лишения всех прав, заслужил такое внимание со стороны народа? Выдвигаются гипотезы и начинается поиск решений.


Другой пример. Литература ,11 класс. На экране две картины: В.А. Серов «Купание лошади» и К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня». Ученикам предлагается сравнить изображение образов. Затем наблюдение над стихотворениями Н.А. Некрасова «Под жестокой рукой человека» и В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Отмечая разницу в изображении образов, обращаемся к дате написания произведений и выходим на тему «Особенности искусства 20 века».

Также ярким пятном может быть просмотр фрагмента фильма, рассказ из истории и др.

Мониторинг знаний

Проведение  контрольных и проверочных работ с включение заданий проблемного характера:

- поставь проблемный вопрос;

- выдвини гипотезу;

- докажи.

Наиболее любимым заданием для моих учеников является постановка проблемных вопросов и проведение по ним дискуссии в классе.

Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности при выборе форм обучения. При постановке вопросов можно использовать фронтальную форму работы с классом, а при выполнении практических заданий – фронтальную, групповую, парную и индивидуальную работу на уроке. Если школьники работают в парах, возникают трудности при озвучивании результатов: на это уходит много времени. Группам для выдвижения гипотез и проверки их можно предложить разный материал. Индивидуальную работу лучше выполнять на разных крыльях доски, а затем сверить результаты и перейти к постановке проблемы.


При проблемно-диалогическом обучении в наибольшей степени изменяется роль таких средств обучения как опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства.

К разновидностям опорного сигнала относятся: символ, схема, таблица, опорные слова. Если на традиционном уроке тема записывается учителем перед началом урока, то на проблемно-диалогическом уроке тема фиксируется на доске после того, как к ней пришли в результате проблемного диалога. Результаты поиска решений проблемы также необходимо зафиксировать в виде опорного сигнала (слова, схемы, таблицы).


Учебники традиционной системы являются только средством информации, а учебники развивающих систем служат еще и методическим средством организации проблемного диалога. Возьмём, к примеру, учебник по русскому языку Т.А. Ладыженской и М.Т.Баранова. В начале каждого параграфа даётся материал для наблюдения, после которого формулируется тема урока. Текст таких заданий представляет собой текст диалога, который учитель должен развернуть с учениками. При этом в одних темах прорабатывается постановка проблемы и поиск решения, в других – только поиск решения. Например, приступая в 7 классе к изучению темы «Предлог», ученикам предлагают прочитать ряд слов из стихотворения А.С. Пушкина. С помощью каких слов можно восстановить четверостишие, выразить подчинённые отношения существительных к другим словам? Как называются эти слова?. Выполняя задание, школьники формулируют тему урока.

Учебник Н.Г. Гольцовой по русскому языку в 10-11 классах построен по традиционной системе, однако упражнения предполагают создание проблемных ситуаций. Например, при изучении темы «Синонимы», взяв за основу задание на различие смысловых оттенков синонимов, можно создать проблемную ситуацию и построить проблемно-диалогический урок.

В учебнике литературы Г.С. Меркина вопросы и задания к произведениям позволяют выстроить побуждающий или подводящий диалоги с классом, а также организовать мониторинг знаний.

Методические пособия по русскому языку Н.В. Егоровой и по литературе Ф.Е. Соловьёвой относятся к пособиям системы развивающего обучения.

Наглядные и технические средства обучения применяют для предъявления ученикам материала для восприятия. При проблемно-диалогических методах на его основе разворачивается диалог, обеспечивающий постановку и решение проблемы учениками. При традиционных методах этот материал используется как дополнение или замена сообщения учителя.

  1. Заключение

Заметим, что технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

С одной стороны, данная технология обучения способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня умственного развития, формированию способности самостоятельно добывать знания путем собственной творческой деятельности, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.

С другой стороны, это всего лишь эффективный метод, а не волшебная палочка. Существуют и недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

В любом случае продуктивность и эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана опытом. Данная технология является весьма ценной в современных условиях, обеспечивая возможность воспитания всесторонне развитой личности.

Важно отметить, что проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками, при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительной деятельности ученика.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!