Выступление педагога-психолога
на общешкольном родительском собрании
кадетского корпуса от 24.12.2016 года по теме: «Стиль родительского поведения как основа развития личности ребенка»
Добрый день, уважаемые родители!
(Слайд 1) Вот и подошло к концу 1 полугодие. Если Вы думаете, что я сейчас Вам буду рассказывать всевозможные страшилки… как это было раньше, то вы ошибаетесь.
На сегодняшнее выступление меня подтолкнуло исследование, которое проводилось среди воспитанников корпуса в рамках профилактики правонарушений. Его цель заключалась в изучении суицидальных наклонностей детей.
Исследование проводилось с использованием 3-х методик, в котором приняли участие 100% воспитанников. Результаты одной из методик я хочу предложить рассмотреть с призму воспитания.
Пред тем, как мы начнем работать предлагаю вашему вниманию на 5 секунд 3 картинки. (Слайд 2)
Постарайтесь их внимательно рассмотреть. И выберете одну – ту, которая нравится больше всего.
(Слайд).
(Слайд 3) Как вы думаете, какое отношение они имеют к нашей теме?
Мы очень часто говорим о тех изменениях, которые происходят в детях с момента обучения в корпусе: стал внимательнее, начал помогать по дому и т.д. или же, стал замкнутым, ершистым и т.д.
Так вот, возвращаюсь обратно к методике: «Неоконченные предложения»… Ребятам были даны начало 10 предложений, которые им предлагалось завершить так, как они захотели.
(Слайд 4 методики).
Как вы думаете, что ответил ваш ребенок?
Меня зацепили ответы на 10 вопрос: «Жаль только то, что…»
Среди ответов детей звучало следующее: «Жаль, что у меня нет 10000 рублей; жаль, что мне не купили новый телефон и т.д.» Я отнесла эти ответы к разделу материальных желаний детей.
Однако был и ответы, которые я отнесла к духовным желаниям детей. Среди них такие ответы: «Жаль, что мама с папой развелись; жаль, что мама очень занята на работе; жаль, что каникулы я проведу у бабушки, а не с мамой».
Как вы думаете, каких ответов детей, материальных или духовных, было больше?
Хотите узнать соотношение материальных и духовных ответов?
(Слайд 5: 27 к 135).
Впечатляет цифра?
Духовных ответов в 5 раз больше, нежели материальных.
К нам в службу ежедневно поступают запросы от классных руководителей и воспитателей с таким предложением: «Звонила мама….., просила записать ребенка на прием к психологу». Наши ответы с Ольгой Алексеевной очевидны: «В чем дело?» На что педагог пытается изложить ваше видение проблемной ситуации ребенка. Я безумно рада, что вы так доверяете педагогам, ответственным за ваших детей. Однако, никто лучше не предаст информацию, чем вы.
Так вот, вернемся к нашим 3 картинкам. (Слайд 6)
Неоднократно вы слышали такое выражение: «дети – как губка». Поэтому мы сейчас с вами погрузимся в ваш стиль воспитания, чтобы понять, почему дети ведут себя так, или иначе.
- Сколько человек выбрали картинку акула?
- Сколько человек выбрали картинку черепаху?
- Сколько человек выбрали картинку сова?
Принято считать, что существует три основных стиля воспитания: авторитарный, демократический и смешанный.
Я подразделяю стили воспитания на иные категории: нападающий, избегающий, сотрудничающий.
Нападающий (акула): «Мне все равно, что ты хочешь… Я сказал будет по-моему, значит будет по-моему! А будешь спорить – получишь…!»
Избегающий: «Ой! Делай что хочешь, только не гунди и оставь меня в покое!» В напряженные моменты черепаха прячет голову в панцырь. Создается иллюзия хорошего мира вокруг, а я тут совсем не причем.
Сотрудничающий: «В прошлый раз я разозлилась и накричала на тебя из-за того, что каждый вечер, после школы мне пришлось собирать по квартире твои разбросанные вещи. Чтобы нам больше не обижаться друг на друга и не ссориться, давай мы с тобой договоримся, что за своими вещами ты следишь сам. А если вдруг, я замечу, что твои вещи лежат не на своем месте, я буду громко произносить слово «ВЕЩИ!» - это будет сигналом для тебя, что нужно их СРАЗУ убрать на место. Договорились? Сова – этой птице люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл.
Сейчас мы с вами провели эксперимент, который показал, к какому стилю принадлежите вы. Провели мы его на бессознательном уровне. Однако в самом начале я дала вам вводную информацию о желаниях детей, и ваш мозг успел, скорее всего, включить критическую систему.
Чтобы быть более точным, я предложу заполнить второй тест на выявление вашего сознательного выбора стиля воспитания, который раздадут классные руководители на классных собраниях.
А еще есть такое понятие, как свести с ума ребенка. Т.е. Одной рукой вы его от себя отталкиваете, а другой пытаетесь дотянуться, чтобы приласкать. Вот как это выглядит со стороны. (Слайд 7) Марина Леонидовна, объясните сыну, что я желаю ему лучшего, поэтому он учится в престижном кадетском корпусе. А с другой стороны ребенок говорит мне: «Марина Леонидовна, они меня любят, только не понятно, почему я должен так далеко от дома учиться» И если происходит кризисная ситуация (подрались мальчишки, начали обзываться и т.д.) вы пытаетесь включить все защитные механизмы (я за своего сына до президента дойду, вас тут всех накажут).
Ситуация 2 (Слайд 8): Если воспитанием ребенка занимаются сразу несколько членов семьи и стиль воспитания у всех разный: мама говорит одно, папа-другое, а бабушка – третье.
ИЛИ (Слайд 9) Ребенок приходит в корпус и видит красивую картинку, а родители своими действиями показывают другое. Я говорю об обсуждении педагога, воспитателя в присутствии ребенка или о вашей переписке в ватс апе… ребенок приходит к нам со словами, я запутался. я не знаю кому верить…
Вот таким образом и происходит, что вы сводите с ума своего ребенка.
Вот и начинаются новогодние каникулы, волшебное время. Я желаю вам провести его с пользой. И для этого ребенку не нужно покупать супер мега дорогую вещь, чтобы показать как сильно вы любите.
(Слайд 10, 11, 12, 13, 14) Сейчас в семьях проводят время таким образом, или следующим… Мне искренне не хочется, что дети это видели.
(Слайд 15, 16) Просто проведите с ним время (на прогулке, не в поход по магазинам я имею в виду, а прогулка, валяние в снегу, катание с горки и т.д.) – это просто и главное дешево. И вы увидите, (Слайд 17, 18) что помощь от сына не заставит себя ждать, он поможет с уборкой, хотя бы своей комнаты, в приготовлении обеда и возможно, откроется вам, скажет вам самое секретное и трепетное, что беспокоит его больше всего.
Ребенок сделает правильный выбор (Слайд 19)
(Слайд 20) Спасибо за внимание!