СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление перед родителями будущих первоклассников "Организация комфортной жизни ребенка в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления перед родителями будущих первокласников по теме" Организация комфортной жизни ребенка в школе". 

Просмотр содержимого документа
«Выступление перед родителями будущих первоклассников "Организация комфортной жизни ребенка в школе"»

Организация комфортной жизни ребенка в школе


Стреж Ольга Семеновна, социальный педагог МКОУ «Кодинская СОШ №4»


Роль режима в жизни ребенка.

Успешность обучения ребенка в школе во многом обеспечивает выполнение режима. В современном российском обществе к режиму относятся, на наш взгляд, несколько поверхностно. Правильно организованная жизнь школьника позволяет ему достигать больших результатов обучения, поскольку силы рационально распределены. Организованный ребенок умет планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности и соотносить со временем, затраченным на их выполнение. Не так сложно сформировать у ребенка чувство времени. Для этого нужно приучить его к режиму. И здесь мы сталкиваемся с колоссальной сложностью, которая заключается отнюдь не в особенностях ребенка младшего школьного возраста, а в отсутствии готовности взрослых организовывать режим ребенка.

Требования к режиму просты. Это чередование видов деятельности, обязательная прогулка. Желательно кормление в одно и то же время. А главное - отход ко сну не тогда, когда закончатся все телевизионные программы или родители вернутся из гостей, а в строго отведенное время. Для младшего школьного возраста – это 21.00-21.30 час. И ничто не должно менять этого режима, если родители хотят, чтобы их ребенок был психически здоров и организован.

Врачи установили своеобразные пики работоспособности учащихся младшего возраста. В день у ребенка выделяют два подъема сил и энергии – с 8 часов утра до 11 часов. Потом идет снижение работоспособности, и второй подъем определяется с 16 часов до 18 часов. Следует заметить, что уроки в школе в первый подъем ставятся самые сложные – математика и русский язык. А во второй подъем приходится подготовка домашнего задания дома или в режиме продленного дня. Если говорить о днях недели, то самые продуктивные – вторник и среда. Низкая продуктивность отмечается в субботу. Если брать активность в году, то самый активный месяц – октябрь, пассивные – январь и март. В соответствии с этими данными рассчитываются каникулы.

Начало организации жизни ребенка начинается с утреннего подъема. Желательно, чтобы он проходил в одно и то же время и без лишней нервозности. Лучше разбудить ребенка, включить легкую приятную музыку, сделать с ним зарядку. Такие действия помогают ему окончательно проснуться. Конечно, хорошее настроение у ребенка будет, если он выспался. А высыпается ребенок тогда, когда накануне лег в положенное время в спокойной атмосфере, не нарушенной чрезмерной активностью или неприятностями. Время подъема рассчитывается индивидуально. Оно, прежде всего, связано с индивидуальными особенностями малыша. Абсолютно не позволительно рассчитывать время под себя. Родители должны знать, сколько времени нужно на умывание, зарядку, одевание и завтрак. Естественно, что портфель собран с вечера и его заполнение не входит в утренние мероприятия.

Особого разговора требует завтрак школьника. Он должен быть полезным, а не только вкусным с точки зрения ребенка. Не чипсы и шоколад, а каша, сок или йогурт и чай. Можно дать творог, стакан молока, лучше теплого. Хлеб лучше зерновой: и полезнее, и сытнее. Далее ребенок спокойно одевается, желательно сам, а не свита из бабушек, дедушек и других родственников, завязывает, застегивает, надевает, поправляет. Ребенок готов идти в школу. В школе его жизнь проходит организованно, поскольку выполнение режима предусмотрено нормативами школьной жизни.

После школы ребенок возвращается домой. Днем важны две вещи – это обед и прогулка, и лишь потом – уроки. Если ребенок в школе получил лишь завтрак, то горячий обед после нее обязателен. Опять же обед должен быть полезным. Горячий суп, второе, сок. Ни в коем случае не бутерброды, лакомые кусочки, пирожки и тому подобное. Это очень вредно для организма и совершенно не влияет на восстановление сил ребенка. А они ему нужны, поскольку с 16 до 18 часов – второй подъем работоспособности, во время которого надо сделать качественно домашнее задание.

Вечер имеет особое значение в режиме ребенка. Ведь только в это время суток ребенок имеет возможность пообщаться со всеми членами семьи. Для родителей важно общение с ребенком не менее, чем ему с родителями. Поэтому можно и поступиться какими-то своими интересами. Вместе почитать или посмотреть мультфильм, обсудить день и школьные новости. Желательно вместе проверить уроки и собрать портфель. Все это – необходимый набор действий, полезный для ребенка во всех смыслах. И соответственно в положенное время - в постель. Младший школьник должен спать не менее 10 часов в сутки. Подросткам можно спать чуть меньше – 8-9 часов. Чтобы сон ребенка был спокойным, не рекомендуются перед сном сложные фильмы или активные игры. Лучше почитать или поговорить с родителями. Думается, тем для разговора много, на что-то всегда не хватает времени. Главное условие – темы для разговора должны быть спокойными.

Выполнение режима приучает ребенка к организованности и способствует формированию здорового образа жизни. Невыспавшийся, сонный, задерганный ребенок не может в полной мере использовать свой потенциал и пропускает в жизни очень много интересных для его становления вещей. Поэтому родители, от которых зависит организация режима, должны в полной мере быть ответственными в этом важном для психического и физического здоровья ребенка деле.


Как помочь ребенку готовить домашние задания.

Это самая сложная и ответственная часть родительского участия в делах ребенка. Трудности ее выполнения лежат в нескольких плоскостях.

Во-первых, ребенок не всегда слушает родителей, полагая, что они не знают, как именно делать, поскольку это знает только учительница. Во-вторых, зачастую родителям мешает их образование, и они начинают требовать от ребенка тех усилий, которые он осуществить пока не может. В-третьих, некоторые родители чрезмерно ориентированы на оценку и требуют от школьника достижений, не отражающих истинное владение им материалом. В-четвертых, новые технологии по разным предметам не знакомы родителям, что совершенно естественно, и они пытаются объяснить ребенку, как делать задание неправильно с точки зрения методики выполнения. В-пятых, некоторые родители с благой целью усиления самостоятельности ребенка вообще не проверяют домашнее задание и не помогают в его подготовке. Мы привели только часть противоречий, характеризующих выполнение домашнего задания. Что и как необходимо делать родителям для того, чтобы домашние задания не превратились для ребенка в суровые испытания? Об этом сейчас и поговорим.

Прежде всего, семья должна осознавать свою роль в этом виде деятельности школьника. Основная цель заключается в формировании и расширении познавательного интереса, а не в замене учителя. Члены семьи должны четко усвоить, что требовать от ребенка выше и больше того, что он может дать, вредно и бесперспективно. Для ребенка полезно постоянно находиться в тонусе, на пределе своих возможностей, а не за этими пределами.

Обязанность семьи – формировать культуру труда ребенка. Идеально, чтобы он в школу пришел уже с первичными навыками этой культуры. Но практика показывает, что таких детей единицы. Следовательно, силы семьи должны быть направлены в первом классе на достижение необходимых приемов. Перед выполнением домашнего задания на столе перед ребенком должно лежать все необходимое. Не в портфеле, не на полке, а на столе, под рукой. Это мобилизует ребенка, не дает ему отвлекаться. Со временем ребенок привыкнет к тому, что порядок на столе необходим для выполнения любого дела.

Далее непосредственно само выполнение. Родители, которые следят за жизнью ребенка, организуют его быт и обучение, как правило, знают технику выполнения домашнего задания. Возможно, они индивидуально консультируются у учителя. Здесь надо стараться, чтобы ребенок максимально выполнил задание самостоятельно. Мы рекомендуем проговорить с ребенком задание. Сначала устно, затем спросить у него как надо его выполнять, если необходимо подкорректировать, и только после этого приступать к выполнению. Родители иногда задают вопрос: нужно ли сначала делать задание на черновике? Решение этого вопроса должно быть индивидуальным. Думаю, нет ничего плохого, если ребенок сделает в черновике, родители проверят, исправят совместно с ребенком ошибки, и затем он все перепишет красиво в тетрадь. Особенно это важно для ребенка, не уверенного в своих силах или не очень аккуратного, допускающего грязь в тетрадях. Начинать выполнение домашнего задания необходимо с того предмета, который наиболее труден для ребенка.

Существует ряд вопросов, связанных с организацией домашнего задания. Один из них посвящен выполнению домашнего задания: Могут ли родители по своему усмотрению увеличивать домашнее задание? Думается, что нет, поскольку только учитель, владея нормами и целостным знанием предметов, может решить, какое количество учебных заданий может быть переведено в самостоятельное решение дома. Но родители могут давать разные упражнения не в рамках увеличения домашнего задания, а как интересные, познавательные задачи. Это могут быть кроссворды, игра в слова, пересказы, разучивание ритмических стихотворений и пр. главное, чтобы ребенок был твердо уверен, что это не домашнее задание, а игра.

Еще один вопрос, который часто задают родители: Нужно ли делать домашнее задание в школе, если ребенок посещает группу продленного дня, или лучше все-таки его делать дома под присмотром родителей? Здесь рекомендуем родителям индивидуально решить этот вопрос, в зависимости от условий организации режима продленного дня в школе и индивидуальных особенностей их ребенка и требований учителя к выполнению домашнего задания.

В качестве обобщения можно сказать, что помощь родителей в выполнении домашних заданий очень важна, без нее этот вид деятельности может быть выполнен неудовлетворительно. Не надо бояться ущемления самостоятельности ребенка. Ведь все зависит от умелой организации выполнения домашних заданий. Если все организовано правильно, с любовью и заботой, самостоятельность как качество личности будет развиваться. Главное, чтобы в семье ее члены обладали этим качеством, хотя бы в разной степени.


Источники:

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М., 2004

  2. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы // Начальная школа. – 2006

  3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2006

  4. Петрова Л.И. Ребенок на пороге школы. – Ростов н/Д, 2011

  5. Петрова Л.И. Родители – особая профессия. – Ростов н/Д, 2010


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!