СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: "Индивидуальные образовательные маршруты с с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была подготовлена для выступления на РМО начальных классов по теме:

«Индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально- ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся»

 

Просмотр содержимого документа
«ИОМ Ясенцы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ясенецкая средняя школа






Доклад на РМО

учителей начальных классов




Тема: «Индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально- ориентированные образовательные программы

с учетом личностных и возрастных особенностей

учащихся»









Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ Ясенецкая СШ

Шкарина Анна Михайловна




2016


Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь  познавать новое. Современная школа осуществляет работу с уч-ся на основе:

  • уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;

  • ориентируется не только на подготовку к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.

Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.

Индивидуальный маршрут это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.

Для кого, прежде всего, нужен индивидуальный маршрут? Для слабоуспевающих детей, которые не успевают за темпом работы класса. Для одаренных детей, которым работа класса может наскучить, и им будет не хватать темпа и открытия нового. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) одновременно и определенное, и чрезвычайно широкое понятие. Возникнув как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе, он приобрел и зону неопределенности, связанную с наличием различных смежных понятий: «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».

Варианты интерпретации понятия индивидуального образовательного маршрута графически представлены на схеме.






Ряд авторов (Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына) связывают понятие индивидуального образовательного маршрута с понятием «образовательная программа», позволяющим овладеть определенным уровнем образованности. Если траектория «след», то маршрут — план этого «следа», заданные координаты начального и конечного значения характеристик. Индивидуальная образовательная траектория предполагает обязательное наличие индивидуальной образовательной программы. В общем случае маршрут предполагает рассмотрение образовательного процесса как средства достижения личностных целей саморазвития и самосовершенствования, самооткрытие школьником новых возможностей в формах, приемах деятельности.

В зависимости от выбранного подхода реализации индивидуального образовательного маршрута могут быть достигнуты различные цели: компенсация учебных трудностей; расширение сферы знаний применительно к определенной учебной дисциплине.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Принципы проектирования ИОМ (Т.Н. Князева):

  • Принцип систематической диагностики

  • дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий

  • контроля и корректировки

  • систематичности наблюдений

  • Принцип пошаговой фиксации

Обязанности учителя, обеспечивающего индивидуальный образовательный маршрут:

    • Оценка готовности ребёнка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.

    • Выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута.

    • Корректировка образовательного маршрута.

    • Контакты с родителями ученика.

    • Подведение результатов.

Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

  1. Исследования обучающихся, анализ состояния:

  • диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;

  • дифференциация обучающихся;

  1. Постановка, совместно с обучающимся, цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.

  2. Отбор содержания образовательного маршрута

  3. Определение модели образовательного процесса

  4. Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.

  5. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.

  6. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.

  7. Подведение итогов работы

Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.

Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.

Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.

Разрабатывается:

  • для слабого ученика,

  • для сильного ученика. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха. Индивидуальный образовательный маршрут может быть

  • коротким

  • длинным

У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:

- занятие в классе. При закреплении или повторении изученного, через индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, работа проверяется и оценивается.

-групповые занятия. У детей обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема. Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.

-самостоятельное изучение материала. Для сильного ученика. Например . Ученица переходит с обучением УМК "Школы России" на УМК"Начальная школа 21 века". Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова".Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.

-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает. Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет и заполняет учитель.

4 вариативных образовательных маршрута:

1 для учащихся с опережающими темпами развития;

2 для учащихся с ослабленным здоровьем;

3 для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;

4 для одаренных учащихся с различными специальными способностями.

Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту:

1) Диагностика общеучебных умений и навыков.

2) Выяснение причин низкой успеваемости.

Причинами могут быть:

  • переход на другой УМК

  • несформированность самоконтроля

  • отсутствие устойчивых мотивов учения

  • проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.

  • нарушение фонематического слуха

  • бедность словарного запаса

  • общее недоразвитие речи

  • несформированность познавательной деятельности

3) Исходя из выявленных причин, определяем направления коррекционной работы. Например:

  • ликвидация общего отставания по программе

  • обогащение словаря и развития речи

  • формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.

4) Определив направление коррекционной работы, планируем маршрут и проводим работу по реализации плана.

Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:

Дата

Тема занятия

Форма организации деятельности ученика

Домашнее задание

Примечание

Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). За консультацией ребёнок может обратиться к учителю в любой день.

5) Подведение итогов. Это диагностические работы.

Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.

В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей сформировались основы учебно-познавательной компетенции:

  • они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятие.

  • умеют планировать свою работу

  • могут оценить и проанализировать свою работу.

Из 4 человек работающих по индивидуальному образовательному маршруту

  • 1 - отличник,

  • 1 - учится на 4 и 5,

  • 2 - занимаются с удовлетворительными оценками.

В настоящее время по индивидуальному маршруту занимается 2 человека.

У одного ребенка уже есть продвижение вперед. Другому не все еще удается, но динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении.

Перспективы, открывающиеся перед учащимися:

-уменьшается ежедневная нагрузка в разрезе домашних заданий;

-даётся возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

-формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях,  самостоятельно делать правильный выбор;

-формируется правильная самооценка.

Перспективы, открывающиеся перед родителем:

-принимает активное участие в образовательном процессе;                     

-даёт возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по предмету);

-повышается уровень  контроля  над учебными достижениями своего ребёнка.

Перспективы, открывающиеся перед педагогом:

-освобождается время для других форм уроков;

-осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;

- появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся.

Реализация  технологии  дает   положительные результаты, о чем свидетельствует личностный рост каждого учащегося, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа учащихся, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности. По результатам анкетирования, комплексной диагностики, неформальные показатели – сочинения,   творческие работы, участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах учащихся показывают существенное продвижение в уровне развития.

Я считаю, что внедрение в практику технологии  индивидуальных образовательных маршрутов эффективно сказывается  на  учебном процессе и развитии личности учащегося. Поэтому образовательные программы направлены на формирование личности образованной, нравственной, активно-творческой,  инициативной, ответственной, ориентированной на понимание и уважение самой себя и другого человека, способной самостоятельно добывать и применять знания, умеющей жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию [5].

 

Литература:

1. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-120.

2. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. – 2008























Приложение 1.

                 Лист   индивидуального маршрута обучения

ФИО_________________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса МБОУ Ясенецкой СШ

на _______/_______ учебный год

 

Тема направления  занятий

ФИО учителя

Кол-во

часов

Результаты

Подпись преподавателей


 

 

 



 

 

 

 



 

 

 

 






 

 

 

 

 












Кл. рук-ль                    ______________/___________ /

Ученик (ца)                ________________/____________/

Родитель                 _________________/______

 

 

 

 

 

 

 



Просмотр содержимого презентации
«ИОМ Ясенцы»

«Индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально- ориентированные образовательные программы  с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся»   Подготовила: Шкарина Анна Михайловна учитель начальных классов МБОУ Ясенецкая СШ

«Индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально- ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся»

Подготовила:

Шкарина Анна Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ Ясенецкая СШ

Современная школа осуществляет работу с уч-ся на основе:

Современная школа осуществляет работу с уч-ся на основе:

  • уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;
  • ориентируется не только на подготовку к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.
Индивидуальный маршрут - это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости.  Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.
  • Индивидуальный маршрут - это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости.

  • Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.
«индивидуальный образовательный маршрут» «индивидуальный учебный план» «индивидуальная образовательная траектория» «индивидуальная образовательная программа»
  • «индивидуальный образовательный маршрут»
  • «индивидуальный учебный план»
  • «индивидуальная образовательная траектория»
  • «индивидуальная образовательная программа»
Цель ИОМ:

Цель ИОМ:

  • Компенсация учебных трудностей;
  • Расширение сферы знаний применительно к определенной учебной дисциплине.
Индивидуальная образовательная траектория Направления реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальная образовательная траектория

Направления реализации:

  • содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
  • деятельностный (специальные педагогические технологии);
  • процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения» индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника– «Я составляю программу образовательной деятельности»   индивидуальный образовательный маршрут
  • Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»
  • индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника– «Я составляю программу образовательной деятельности»
  • индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Принципы проектирования ИОМ:

Принципы проектирования ИОМ:

  • Принцип систематической диагностики;
  • дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий;
  • контроля и корректировки;
  • систематичности наблюдений;
  • Принцип пошаговой фиксации.
Обязанности учителя, обеспечивающего индивидуальный образовательный маршрут:

Обязанности учителя, обеспечивающего индивидуальный образовательный маршрут:

  • Оценка готовности ребёнка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту. Выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута. Корректировка образовательного маршрута. Контакты с родителями ученика. Подведение результатов.
  • Оценка готовности ребёнка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.
  • Выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута.
  • Корректировка образовательного маршрута.
  • Контакты с родителями ученика.
  • Подведение результатов.
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута 1. Исследования обучающихся, анализ состояния:  - диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;  - дифференциация обучающихся; 2. Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута. 3. Отбор содержания образовательного маршрута 4. Определение модели образовательного процесса 5. Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации. 6. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута. 7. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута. 8. Подведение итогов работы

Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

1. Исследования обучающихся, анализ состояния:

- диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;

- дифференциация обучающихся;

2. Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.

3. Отбор содержания образовательного маршрута

4. Определение модели образовательного процесса

5. Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.

6. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.

7. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.

8. Подведение итогов работы

Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
  • Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
Формы организации деятельности ученика во время работы по индивидуальному маршруту:   1)Занятия в классе.  2)Групповые занятия.  3)Самостоятельное изучение материала.  4) Домашняя самостоятельная работа.

Формы организации деятельности ученика во время работы по индивидуальному маршруту:

1)Занятия в классе.

2)Групповые занятия.

3)Самостоятельное изучение материала.

4) Домашняя самостоятельная работа.

Лист     индивидуального маршрута обучения  ФИО_________________________________________________________________________  Ученика (цы) ______ класса МБОУ Ясенецкой СШ  на _______/_______ учебный год      № Тема направления  занятий   ФИО учителя   Кол-во         часов Результаты     Подпись преподава       телей           Кл. рук.                  ______________/___________ / Ученик (ца)                ________________/____________/ Родитель                 _________________/______

Лист     индивидуального маршрута обучения ФИО_________________________________________________________________________ Ученика (цы) ______ класса МБОУ Ясенецкой СШ на _______/_______ учебный год  

Тема направления  занятий

 

ФИО учителя

 

Кол-во

 

 

 

 

часов

Результаты

 

 

Подпись преподава

 

 

 

телей

 

 

 

 

 

Кл. рук.                  ______________/___________ /

Ученик (ца)                ________________/____________/

Родитель                 _________________/______

4 вариативных образовательных маршрута:

4 вариативных образовательных маршрута:

  • для учащихся с опережающими темпами развития;
  • для учащихся с ослабленным здоровьем;
  • для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;
  • для одаренных учащихся с различными специальными способностями.
Алгоритм составления плана работы  по индивидуальному образовательному  маршруту

Алгоритм составления плана работы

по индивидуальному образовательному

маршруту

  • Диагностика ОУУН
2. Выявление причин низкой успеваемости.   Причины низкой успеваемости:

2. Выявление причин низкой успеваемости. Причины низкой успеваемости:

  • переход на другой УМК
  • несформированность самоконтроля
  • отсутствие устойчивых мотивов учения
  • проблемы в ЗУН ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке
  • нарушение фонематического слуха
  • бедность словарного запаса
  • общее недоразвитие речи
  • - несформированность познавательной деятельности.
Алгоритм составления плана работы  по индивидуальному  образовательному маршруту   3. Определение направлений коррекционной работы:   - ликвидация отставания по программе  - обогащение словаря и развитие речи;  - формирование мотивов учебной деятельности;

Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту

3. Определение направлений коррекционной работы:

- ликвидация отставания по программе

- обогащение словаря и развитие речи;

- формирование мотивов учебной деятельности;

Алгоритм составления плана работы  по индивидуальному  образовательному маршруту   4. Составление планирования, подбор заданий, определение времени работы. Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута: № Дата Тема занятия Форма организации деятельности ученика Домашнее задание Примечание 5. Подведение итогов (диагностика ОУУН)

Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту

4. Составление планирования, подбор заданий, определение времени работы.

Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:

Дата

Тема занятия

Форма организации деятельности ученика

Домашнее задание

Примечание

5. Подведение итогов (диагностика ОУУН)

Результат

Результат

  • научились самостоятельно самоорганизовываться на занятие
  • умеют планировать свою работу
  • могут оценить и проанализировать свою работу.
Перспективы, открывающиеся перед учащимися:

Перспективы, открывающиеся перед учащимися:

  • уменьшается ежедневная нагрузка в разрезе домашних заданий;
  • даётся возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях,  самостоятельно делать правильный выбор
  • формируется правильная самооценка .
Перспективы, открывающиеся перед родителем:

Перспективы, открывающиеся перед родителем:

  • принимает активное участие в образовательном процессе;                     
  • даёт возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по предмету);
  • повышается уровень  контроля  над учебными достижениями своего ребёнка.
Перспективы, открывающиеся перед педагогом:

Перспективы, открывающиеся перед педагогом:

  • освобождается время для других форм уроков;
  • осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;
  • появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся.
Спасибо  за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!