СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме «Виды работы над текстом на уроках чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание  его каждый раз с новым заданием.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме «Виды работы над текстом на уроках чтения»»

Тема: «Виды работы над текстом на уроках чтения»

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.

Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: «Читай дальше, читай громче, читай еще раз...» это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приемами работы над содержанием текста.

Основными приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуалыную работу на уроке, учить работать с текстом.

Из своей практики хочу поделиться тем, как я систематизировала виды работы над текстом, записав их в отдельной тетради под соответствующим номером. При написании поурочного плана, нет надобности подробно записывать то задание, которое будет предложено ученикам. Часто достаточно указать в поурочном плане лишь номер вида работы.

Виды работы над текстом на уроке чтения

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

  2. Чтение, деление на части. Составление плана.

  3. Чтение по готовому плану.

  4. Чтение, после чтения пересказывание.

  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

  6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

  7. Чтение цепочкой по предложению.

  8. Чтение цепочкой по абзацу.

  9. Чтение вполголоса.

  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

  11. Чтение, ответы на вопросы.

  12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

  15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 - 55 слов в минуту).

  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

  18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

  19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

  20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

  21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

  22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

  23. Беседа с сопровождением выборочного текста.

  24. Нахождение в тексте 3 (5, 7 ...) выводов.

  25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

  26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

  27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

  28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)

  29. Чтение по ролям.

  30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

  31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

  32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

  33. Нахождение предложения (отрывка) которое мог бы прочитать вот этот человечек:




  1. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, с возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

  2. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.

  3. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

  4. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  5. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  6. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

  7. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

  8. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

  9. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

  10. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

  11. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме _____чн_____,

  12. ,______ жи и т.д.

  13. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

  14. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

  15. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

  16. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а)существителыюе+прилагателыюе; б)существителъное+глагол; в)местоимение+глагол (можно наоборот).

  17. Чтение, пометка непонятных слов.

  18. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

  19. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

  20. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

  21. Чтение слов, к которым даны сноски.

  22. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

  23. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «

  24. Оcень», «Зима» и т.д.

  25. Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором).

Звуковая разминка

1.Артикуляция.

Гласные: а, о, у, ы, и, э.

Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ.

Согласные: з-с-ж, ш-ж-с.

Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри.

2.Слова, трудные для произношения.

Электрификация, портфель, иллюминация и др.


3. Скороговорки.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.


Проворонила ворона вороненка.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Эти упражнения развиваю подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащийся упражняется самостоятельно. Дети недостаточно открывают рот и артикулируют звуки, поэтому, чтобы избежать нечеткости произношения, давать им эти упражнения в качестве разминки перед чтением.

«Фотоглаз»

Этот прием использую с периода обучения грамоте, постоянно

усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;

б) за отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос есть ли в нем данное слово;

в) в показ фрагментов диафильма с использованием этого приема.

Использование этого приема помогло детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, очень быстро их «фотографируют» и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

«Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме, с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде «Молния!» и продолжается с 20с (в начале) до 2-х минут.

Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

«Губы»

Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а так же предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении.

К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.

«Угадай»

1.Антиципация слов, предложений, пословиц.

2.Чтение текста, перекрытого полосками (2, 3,4 - в зависимости от

того, как читают дети).

Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

«Буксир»

Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80 - 160 слов в мин). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.

Упражнение вводилось для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

«Инструкция»

Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча.

    1. Прочитай загадку.

Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

2.Подойти к учителю и на ухо сказать отгадку.

Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовой материал для тренировки чтения.

«Сравни»

Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка в скорости чтения).

У учащихся есть тетрадь учета скорости чтения, где они 1-2 раза в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными

через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост» и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

«Кто быстрее?»

На паласе рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

Групповая работа

          1. Распространение предложений.

Даю задание распространить предложение (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске, и командир называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.

          1. Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.

          2. Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.

Эти упражнения по развитию речи использую в основном для

коллективной работы, так как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга. Для детей результата деятельности группы - новая информация, влияющая на последующую работу группы. Успех группы смягчает отрицательное самовосприятие, которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы группы в силу специфики групповой деятельности завязан на самосовершенствовании всех членов группы.

Следующие пять упражнений взяты из материалов школ скорочтения и адаптирования к учебному процессу в начальной школе. Эти упражнения помогают вести успешную работу по устранению основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, необоснованные повторы текста и возвраты к нему, неуверенность.


Считаем слова

При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более трех, во 2 классе - не более четырех, в 3-4 классах - не более пяти.

Цель этого упражнения - загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой - счетом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е. приучаются читать только глазами.

Считаем строчки

Понимание при счете строк. Это упражнение аналогично первому, но отличается следующими моментами: вертикальные движения глаз по странице; просматривание каждой строки на один удар метронома (частота ударов 50 - 60 в мин).

Цель данного упражнения: расширение зоны восприятия при чтении путем формирования навыка одномоментного (без движения взгляда вдоль строки слева направо) восприятия строчек текста.

Чтение «Спринт»

На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом ну лаю в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

Скачкообразное чтение «Кенгуру»

Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет 1, 2, фиксируя взгляд на начале и конце строки.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!