СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высупление на тему "Прфессиональный стандарт педагога"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Высупление на тему "Прфессиональный стандарт педагога"»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (ПСП) –

выступление учителя географии МБОУ лицея №6 г.Ессентуки

Козиной Л.А. – 21 мая 2018г.

Педагог – ключевая фигура в реформе образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240). Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. Кроме того, в ФЗ за школьными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы школьного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога школьного образования и учителя. Возникла необходимость разработки принципиально нового документа, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим деятельность педагога, и призванного, прежде всего, дать новый импульс развитию педагога. Итак, 18 октября 2013 года принят Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года. УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 18.10.2013г. № 544н. ВСТУПИЛ В ДЕЙСТВИЕ С 01.01.2015г. В соответствии с комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена правительством РФ от 28.05.2014г. № 3241п-п8), подпрограммой «внедрение профессионального стандарта «педагог» внедрение профессионального стандарта педагога (ПСП) будет осуществляться в следующие этапы: - 2014 – 2020 годы - проведение повышения квалификации или переподготовки педагогов в соответствии с ПСП; - 2015 – 2016 годы - формирование должностных обязанностей педагогов на основе ПСП; - 2015 – 2020 годы - внедрение системы аттестации педагогов на основе требований ПСП. КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА (ПСП) ПОЧЕМУ РАЗРАБОТАН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (ПСП) В течение последних лет сильно изменился контингент детей (состояние здоровья, цифровое поколение детей, разрозненный национальный состав детей и т.д.). В перспективе контингент детей по состоянию здоровью будет еще сложнее. Педагог должен уметь понимать документы медико-психолого-педагогической комиссии и переводить их на язык педагогики, уметь применить в образовательной деятельности с детьми элементы коррекционной педагогики, владеть азами дефектологии. Но педагог не должен заменять узких специалистов (дефектолога, психолога и т.д.) – он должен уметь работать с ними в одной команде по общей программе. Педагог должен быть на одном уровне с детьми «цифрового поколения» и умело пользоваться преимуществами, которые дают ИКТ в образовании. Большое значение в требованиях к современному педагогу придается гуманистической позиции педагога. Т.е., ПСП подразумевает подготовку «универсального» педагога, готового к работе с любым контингентом детей. Таким образом, ПСП разработан на «перспективу». Соответствие работающего педагога ПСП можно требовать при создании необходимых условий. Прежде всего, это переподготовка работающих педагогов (повышение квалификации, профессиональная переподготовка). Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт является основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации. Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю , действующий на всей территории Российской Федерации. Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог - психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Вступление в действие профессионального стандарта «Педагог» (ПСП) намечено на январь 2017 года. Однако в образовательных организациях края развернута работа по подготовке к введению профессионального стандарта «Педагог» (ПСП). Ключевыми направлениями работы в 2016 году являются: - проведение самоанализа профессиональной деятельности каждого учителя и воспитателя ДОУ в соответствии с ПСП; - разработка на основе результатов самоанализа профессиональной деятельности индивидуальных планов профессионального развития; - подготовка образовательными организациями края дифференцированных программ развития профессионального уровня учителей и воспитателей ДОУ с учетом возможностей внутриучрежденческого повышения квалификации, предметных методических объединений, повышения квалификации, переподготовки в организациях ДПО. ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПСП?  при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;  при организации обучения и аттестации работников;  при заключении трудовых договоров;  при разработке должностных инструкций;  при установлении систем оплаты труда. Применение ПСП в трудовых отношениях с педагогическими работниками регламентируется Трудовым кодексом РФ. Формирование кадровой политики (ст.195.1 ТК РФ): Работник должен обладать соответствующей квалификацией (квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника). Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Обучение и аттестация (ст.195.1, ст.196 ТК РФ): соответствие работника квалификации определяется прохождением аттестации; необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В перспективе (2015-2016гг.) в соответствии с ПСП будут разработаны нормативная база аттестации педагогов и методика оценки соответствия педагогов ПСП в процессе аттестации. Т.е., в перспективе ПСП приведет к новым формам аттестации педагогов. Оценка деятельности педагога должна основываться не на формальных показателях (например, процент отличников у учителя в школе), а на наличии динамики в развитии детей с учетом контингента детей. Таким образом будет видно умение педагога эффективно работать с разными детьми (одаренными, сохранными, проблемными). В перспективе при организации дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) большая роль будет отводиться дистанционному образованию и сетевому – через сетевой обмен опытом в профессиональном сообществе педагогов. Заключение трудового договора (ст.57 ТК РФ): в трудовом договоре в обязательном порядке указывается трудовая функция работника. Трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с законом с выполнением работ по определенным должностям, профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Конкретизация в трудовом договоре в соответствии с ПСП квалификационных требований к педагогу, системы оценки эффективности деятельности педагога создадут основу эффективного контракта. Установление системы оплаты труда (ст.143, ст.144 ТК РФ): Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного или с учетом профессиональных стандартов. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифноквалификационного или профессиональных стандартов. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА Форма ПСП (специфическая табличная) соответствует форме (матрице) документов, разрабатываемых Министрерством труда РФ. Структура ПСП соответствует структуре педагогической деятельности: обучение, воспитание и развитие детей. Сначала ПСП содержит описание общепедагогической функции, применимой ко всем педагогам (обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»). Затем ПСП описывает более узкие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования, педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования, предметное обучение «Математика», предметное обучение «Русский язык». ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Наименование должностей: учитель, воспитатель. Требования к образованию: Высшее или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту работы: не предъявляются. ОБУЧЕНИЕ Трудовые действия педагога Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации Планирование и проведение учебных занятий Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Формирование универсальных учебных действий Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) Формирование мотивации к обучению Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Необходимы е умения Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона Необходимы е знания Преподаваемый предмет История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Рабочая программа и методика обучения по данному предмету Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность, ФГОС, законодательства о правах ребенка Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Конвенция о правах ребенка Трудовое законодательство Другие Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований характеристики профессиональной этики ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Трудовые действия педагога Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Проектирование и реализация воспитательных программ Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка Необходимы е умения Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач Необходимы е знания Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Трудовые действия педагога Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Оказание адресной помощи обучающимся Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся Необходимы е умения Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик Формировать детско-взрослые сообщества Необходимы е знания Педагогические закономерности организации образовательного процесса Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей Социально-психологические особенности и закономерности развития детсковзрослых сообществ Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Трудовые действия Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации Планирование и реализация образовательной работы в группе детей в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития Формирование психологической готовности к школьному обучению Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей Необходимы е умения Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психологопедагогического просвещения Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста Необходимы е знания Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Современные тенденции развития дошкольного образования Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики Характеристики профессионального стандарта педагога, утвержденного Минтруда РФ 18.10.2013г. – это необходимый минимум, федеральный компонент стандарта педагога. Каждый регион в зависимости от своей специфики должен разработать региональный компонент стандарта педагога. Также, в зависимости от специфики учреждения, разрабатывается «местный» компонент стандарта. Педагог может знать и уметь больше, чем предусматривает профессиональный стандарт педагога. Но не может знать и уметь меньше. Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность. Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности. Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию. Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации поПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (ПСП) Педагог – ключевая фигура в реформе образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240). Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя. Возникла необходимость разработки принципиально нового документа, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим деятельность педагога, и призванного, прежде всего, дать новый импульс развитию педагога. Итак, 18 октября 2013 года принят Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года. УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 18.10.2013г. № 544н. ВСТУПИЛ В ДЕЙСТВИЕ С 01.01.2015г. В соответствии с комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена правительством рф 28.05.2014г. № 3241п-п8), подпрограммой «внедрение профессионального стандарта «педагог» внедрение профессионального стандарта педагога (псп) будет осуществляться в следующие этапы: - 2014 – 2020 годы - проведение повышения квалификации или переподготовки педагогов в соответствии с ПСП; - 2015 – 2016 годы - формирование должностных обязанностей педагогов на основе ПСП; - 2015 – 2020 годы - внедрение системы аттестации педагогов на основе требований ПСП. КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА (ПСП) ПОЧЕМУ РАЗРАБОТАН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (ПСП) В течение последних лет сильно изменился контингент детей (состояние здоровья, цифровое поколение детей, разрозненный национальный состав детей и т.д.). В перспективе контингент детей по состоянию здоровью будет еще сложнее. В связи с этим стало очень актуальным инклюзивное образование. Инклюзивное образование предъявляет к педагогам детских садов и общеобразовательных школ новые требования: педагог должен уметь понимать документы медико-психолого-педагогической комиссии и переводить их на язык педагогики, уметь применить в образовательной деятельности с детьми элементы коррекционной педагогики, владеть азами дефектологии. Но педагог не должен заменять узких специалистов (дефектолога, психолога и т.д.) – он должен уметь работать с ними в одной команде по общей программе. Педагог должен быть на одном уровне с детьми «цифрового поколения» и умело пользоваться преимуществами, которые дают ИКТ в образовании. Большое значение в требованиях к современному педагогу придается гуманистической позиции педагога. Т.е., ПСП подразумевает подготовку «универсального» педагога, готового к работе с любым контингентом детей. Таким образом, ПСП разработан на «перспективу». Соответствие работающего педагога ПСП можно требовать при создании необходимых условий. Прежде всего, это переподготовка работающих педагогов (повышение квалификации, профессиональная переподготовка). Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт является основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации. Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации. Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагогпсихолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Вступление в действие профессионального стандарта «Педагог» (ПСП) намечено на январь 2017 года. Однако в образовательных организациях края развернута работа по подготовке к введению профессионального стандарта «Педагог» (ПСП). Ключевыми направлениями работы в 2016 году являются: - проведение самоанализа профессиональной деятельности каждого учителя и воспитателя ДОУ в соответствии с ПСП; - разработка на основе результатов самоанализа профессиональной деятельности индивидуальных планов профессионального развития; - подготовка образовательными организациями края дифференцированных программ развития профессионального уровня учителей и воспитателей ДОУ с учетом возможностей внутриучрежденческого повышения квалификации, предметных методических объединений, повышения квалификации, переподготовки в организациях ДПО. ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПСП?  при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;  при организации обучения и аттестации работников;  при заключении трудовых договоров;  при разработке должностных инструкций;  при установлении систем оплаты труда. Применение ПСП в трудовых отношениях с педагогическими работниками регламентируется Трудовым кодексом РФ. Формирование кадровой политики (ст.195.1 ТК РФ): Работник должен обладать соответствующей квалификацией (квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника). Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Обучение и аттестация (ст.195.1, ст.196 ТК РФ): соответствие работника квалификации определяется прохождением аттестации; необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В перспективе (2015-2016гг.) в соответствии с ПСП будут разработаны нормативная база аттестации педагогов и методика оценки соответствия педагогов ПСП в процессе аттестации. Т.е., в перспективе ПСП приведет к новым формам аттестации педагогов. Оценка деятельности педагога должна основываться не на формальных показателях (например, процент отличников у учителя в школе), а на наличии динамики в развитии детей с учетом контингента детей. Таким образом будет видно умение педагога эффективно работать с разными детьми (одаренными, сохранными, проблемными). В перспективе при организации дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) большая роль будет отводиться дистанционному образованию и сетевому – через сетевой обмен опытом в профессиональном сообществе педагогов. Заключение трудового договора (ст.57 ТК РФ): в трудовом договоре в обязательном порядке указывается трудовая функция работника. Трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с законом с выполнением работ по определенным должностям, профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Конкретизация в трудовом договоре в соответствии с ПСП квалификационных требований к педагогу, системы оценки эффективности деятельности педагога создадут основу эффективного контракта. Установление системы оплаты труда (ст.143, ст.144 ТК РФ): Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного или с учетом профессиональных стандартов. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифноквалификационного или профессиональных стандартов. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА Форма ПСП (специфическая табличная) соответствует форме (матрице) документов, разрабатываемых Министрерством труда РФ. Структура ПСП соответствует структуре педагогической деятельности: обучение, воспитание и развитие детей. Сначала ПСП содержит описание общепедагогической функции, применимой ко всем педагогам (обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»). Затем ПСП описывает более узкие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования, педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования, предметное обучение «Математика», предметное обучение «Русский язык». ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Наименование должностей: учитель, воспитатель. Требования к образованию: Высшее или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту работы: не предъявляются. ОБУЧЕНИЕ Трудовые действия педагога Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации Планирование и проведение учебных занятий Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Формирование универсальных учебных действий Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) Формирование мотивации к обучению Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Необходимы е умения Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей Разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона Необходимы е знания Преподаваемый предмет История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Рабочая программа и методика обучения по данному предмету Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность, ФГОС, законодательства о правах ребенка Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Конвенция о правах ребенка Трудовое законодательство Другие Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований характеристики профессиональной этики ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Трудовые действия педагога Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Проектирование и реализация воспитательных программ Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка Необходимы е умения Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач Необходимы е знания Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Трудовые действия педагога Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Оказание адресной помощи обучающимся Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся Необходимы е умения Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик Формировать детско-взрослые сообщества Необходимы е знания Педагогические закономерности организации образовательного процесса Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей Социально-психологические особенности и закономерности развития детсковзрослых сообществ Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Трудовые действия Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации Планирование и реализация образовательной работы в группе детей в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития Формирование психологической готовности к школьному обучению Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей Необходимы е умения Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психологопедагогического просвещения Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста Необходимы е знания Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Современные тенденции развития дошкольного образования Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики Характеристики профессионального стандарта педагога, утвержденного Минтруда РФ 18.10.2013г. – это необходимый минимум, федеральный компонент стандарта педагога. Каждый регион в зависимости от своей специфики должен разработать региональный компонент стандарта педагога. Также, в зависимости от специфики учреждения, разрабатывается «местный» компонент стандарта. Педагог может знать и уметь больше, чем предусматривает профессиональный стандарт педагога. Но не может знать и уметь меньше. Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность. Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности. Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию. Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!