СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выжигание и художественное выпиливание по дереву - внеурочная деятельность ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа кружа для 5-6 классах по выжиганю и художественму выпиливаию по дереву

Просмотр содержимого документа
«Выжигание и художественное выпиливание по дереву - внеурочная деятельность ФГОС»

9



Пояснительная записка


Рабочая программа является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы основного общего образования (ФГОС), утвержденной приказом директора МАОУ «Школа № 27 № 490 от 30.09.2020г. и разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении г. Благовещенска средней общеобразовательной школе № 27, утвержденным приказом директора МАОУ СОШ № 27 Учебным планом муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школы №27 г Благовещенска»

Рабочая программа реализуется в течение учебного года в объеме 35 часов , 1 час в неделю.


Цель программы:

- Реализация содержания основной общеобразовательной программы основного общего образования по курсу в соответствии с установленным количеством часов плана внеурочной деятельности основного общего образования.

- способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни каждого человека.


Задачи:

- определение содержания, объема, порядка изучения курса с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента учащихся

  • формирование у школьников эстетического отношения к труду;

  • изучение истории декоративно-прикладного искусства;

  • формирование навыков работы различными инструментами, материалами;

  • привитие учащимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;

  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.


2. Общая характеристика


В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Поэтому, программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов.

Программа по выпиливанию и выжиганию древесины включает в себя систему новых технологических процессов, развивает творческие способности и художественный вкус детей, воспитывает настойчивость, аккуратность, знакомит с практическим применением различных материалов и инструментов, дает много полезных навыков.

Большое место в программе отводится общему развитию детей, чему способствует включение лекций и бесед по народному и декоративно-прикладному искусству.

Поставленные задачи решаются средствами организации учебного процесса по художественной обработке материалов, которая требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами и оборудованием. Одновременно с этим решается задача по соединению трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без которой невозможно добиться высокой культуры труда.

Для решения задач эстетического и трудового воспитания осуществляются разнообразные педагогические средства, которыми успешно пользуются в школах. Среди них декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно. Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов - это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других.

При составлении данной программы использован не только опыт работы, анализ детских возможностей, но и изучение учебных программ по декоративно-прикладному искусству, например, программа «Культура быта» Министерства просвещения СССР М, «Просвещение» 1996.

Практика ведения занятий показывает, что обучение художественной обработки материалов целесообразно начинать с возраста 10-11лет.

Комплектование групп проводится в сентябре. Для нормальной работы число обучающихся в группе не должно превышать 15 человек.

Интегративный характер программы проявляется в том, что многие темы и разделы, дающие школьникам представление о декоративных изделиях, опираются на знания истории, физики, черчения, изобразительного искусства, технологии обработки конструкционных материалов.

В течение курса обучения школьники участвуют в массовых мероприятиях: показательных выступлениях, выставках, олимпиадах и др.

Занятия знакомят школьников с различными профессиями, связанными с деятельностью декоративно-прикладного искусства; столяра, маляра, краснодеревщика и др.

С целью выявления результатов деятельности школьников на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения ведется диагностика эффективности занятий, отслеживается результат развивающего воздействия занятий.

Психолого-педагогической основой ведения занятий является гуманно-личностный подход. Он проявляется в том, что отношения с детьми строятся без принуждения, на основе интереса, на уважении и вере в творческие задатки ребенка. Прежде чем приступить к изготовлению изделий, учащиеся знакомятся с историей декоративно-прикладного искусства, с лучшими работами учащихся. Для изготовления подбираются изделия, хоть и разные по конструкции, но примерно одинаковые по степени сложности. Объяснение теоретического материала по изготовлению изделия проходит параллельно с практикой. При завершении работы проводится анализ и обсуждение изделия.

Поиск самостоятельного решения требует актуализации и дополнения уже имеющихся знаний, приобретения нового опыта. На этом этапе, получая задание, учащиеся самостоятельно осмысливают его, подбирают необходимый материал, делают эскизы, планируют выполнение задания.

Обязательное условие на занятиях - соблюдение правил техники безопасности при работе на станках, с инструментами и агрессивными жидкостями. Декоративно-прикладное направление представляет большие возможности для профессиональной ориентации учащихся, ознакомлению их с рабочими профессиями художественного производства и традиционными народными промыслами, развитию которых в нашей стране уделяется большое внимание. Обществу нужны люди таких профессий, как художники по тканям, художники-дизайнеры и мастера по художественной обработке дерева, камня, металла. В рамках данного курса дети получают не только первые навыки мастерства, но и первое представление об истинной красоте народного искусства, неутомимом труде и талантливости народа.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

  • материаловедение;

  • технология обработки древесины;

  • элементы машиноведения;

  • графика;

  • техническое творчество;

  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся, по отдельным, тесно связанным между собой разделам. Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для чего в работе используются:

  • учебники, справочники;

  • дидактический материал;

  • дополнительная литература.


3. Место предмета в учебном плане


Рабочая программа реализуется в течение учебного года в объеме 35 часов, 1 час в неделю.


4. Требования к уровню подготовленности учащихся


На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, правил безопасности труда. По завершению изучения данного курса обучающиеся должны получить следующие результаты.


Личностные результаты:

  • формирование у школьников эстетического отношения к труду;

  • привитие учащимся настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;

  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.


Метапредметные результаты:

– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

– самостоятельная организация и выполнение творческих работ по созданию изделий;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;


Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

  1. В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

  1. В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

  1. В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование технического изделия;

  • моделирование художественного оформления объекта труда;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;

  1. В психофизической сфере

  • развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная (бригадная).


Критерии оценивания


В конце изучения курса проводится выставка работ обучающихся, на которой подводятся итоги работы внеурочной деятельности.

Обучающиеся должны освоить приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это должны быть неболь­шие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важ­ным этапом в работе является выполнение школьниками комплексных работ.


Критерии выполнения зачётной работы:

  • мастерство и качество выполнения;

  • аккуратность, эстетичность, оригинальность выполнения;

  • использование народных традиций;

  • соответствие представленной работы возрасту ученика.


По итогам аттестации для ребёнка определяется 3 уровня усвоения знаний и умений: индивидуальный, средний, высокий.



Критерии усвоения детьми содержания программы




Критерии /уровни усвоения ЗУН


Индивидуальный уровень



Средний уровень



Высокий уровень


1

Посещаемость


Пропускает занятия по неуважительной причине


Не пропускает занятия без уважительной причины


Посещает занятия каждый день, пытаясь работать самостоятельно


2

Теоретические знания


Запоминает ненадолго, не умеет пересказать, не помнит точных определений и терминов


Хорошо запоминает, умеет пересказать, объяснить своими словами, знает правила и термины


Запоминает прочно, владеет терминами и понятиями в повседневной жизни, умеет объяснить и научить других


3

Практические умения и навыки


Понимает, как нужно сделать, но не может сделать без помощи или подсказки. Действия неуверенные, качество поделок не высокое


Знает, как нужно сделать, делает качественно, успевает по времени


Работу выполняет быстро, качественно, дополняет свои детали, успевает помогать другим


4

Творческая активность


Делает поделки исключительно для себя


Участвует в конкурсах учрежденческого уровня по предложению педагога


Проявляет инициативу и участвует во всех конкурсах, имеет призовые места



Тематический план


п/п


Название темы

Количество

часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления)


2


1


1

2

Выпиливание по внутреннему контуру

2

-

2

3

Выжигание, выполнение задания по образцу

3

0,5

2,5

4

Создание изделий из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). Подведение итогов обучения


28


3


25


Всего:

35

4,5

30,5



  1. Содержание программы курса


    1. Вводное занятие. Техника безопасности. Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособ­ления). Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ слайдов, репродукций, изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Программа, содержание работы и задачи внеурочной деятельности. Внутренний распорядок, об­щие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение рабочих мест.

Ознакомление с породами и древесными материалами. Де­коративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный сто­лик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания.

Практические занятия. Подготовка основы из древес­ных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по образцу (по внешне­му контуру).


    1. Выпиливание по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель, сверлильный станок. Приемы работы.

Практические занятия. Работа над объектом по об­разцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лоб­зиком.


    1. Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для вы­жигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. От­делка готового изделия прозрачными материалами.

Скрепле­ние и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяе­мые при сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и от­дельных его деталей.

Практические занятия. Подготовка основы для выжи­гания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готово­го изделия лаками. Выполнение задания по образ­цу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для вы­жигания и выпиливания, исполнение изделия в материале.


    1. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа). Подведение итогов обучения. Создание орнаментов, орга­нически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.

Подведение итогов работы внеурочной деятельности. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе. Оформление ито­говой выставки и отбор лучших работ.

Практические занятия. Работа над эскизом творческо­го изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания на из­делии. Изготовление деталей, сборка изделия на клею. Шлифова­ние, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком.

Календарно - тематическое планирование


п/п


Тема раздела

Кол-во часов

Формы и методы работы

Содержание учебного материала

Виды контроля

Дата проведения

5 В


1.




Вводное занятие. Техника безопасности



2




Беседа. Инструктирование




Правила:

- поведения и техника безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- задачи на год.
Древесина:

- основные свойства и пороки;

- характеристика пород;

- фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы, клеи.



Фронтальный устный опрос. Практическая работа:

«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами»


5.09


12.09


2.




Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления)



1




Беседа.

Демонстрации. Презентация


- Основные свойства материалов;

- характеристики инструмента и приспособлений.

- Подготовка материалов, рисунков;

- перевод рисунка на заготовку;

- приёмы выпиливания;

- способы соединения деталей.

Особенности работы лобзиком;

- источники и особенности узоров для выпиливания.


Практическая работа

«Подготовка материалов и инструментов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей»


19.09




3.



Выпиливание по внутреннему контуру


1


Беседа.

Демонстрации.


- Технология выпиливания изделия по внутреннему контуру.

- Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру.

- Конструкция, форма изделия;

- виды орнамента, применяемые в работах лобзиком;

- Облицовывание шпоном;

- циклевание и шлифование;

- устранение дефектов;

- сборка изделия;

- прозрачная отделка.


Практическая работа:

«Выпиливание по внутреннему контуру. Построение композиции. Разработка формы. Изготовление и установка»


26.09


4.



Техника безопасности при выжигании. Инструменты, приспособления для выполнения работ


1


Инструктирование.

Беседа.


Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности при производстве художественных изделий из дерева

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

- Инструменты и приспособления для выжигания.


Практическая работа:

«Подготовка материалов и инструментов. Приёмы выжигания»


3.10


5.



Декорирование художественных изделий выжиганием


2


Беседа. Демонстрация. Презентация


- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.


Практическая работа:

«Приёмы выжигания.

Способы соединения деталей.

Сборка и отделка изделий»


10.10


17.10


6.



Основы композиции


1


Презентация, беседа


- Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.


Практическая работа:

«Построение композиции. Разработка формы»


24.10


7.


Техника выполнения выпиливания и выжигания различных изделий


8


Беседа, демонстрация


- Освоение и совершенствование приёмов выпиливания и выжигания.


Практическая работа:

«Приёмы выпиливания и выжигания»

7.11

14.11

21.11

28.11

5.12

12.12

19.12

26.12


8.


Техника выполнения выпиливания и выжигания различных изделий. Отделка изделия


18


Презентация, демонстрация, беседа


- Освоение и совершенствование приёмов выпиливания и выжигания.

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.


Практическая работа: «Приёмы выпиливания и выжигания».

«Отделка изделий»



9.



Подведение итогов обучения


1


Презентация выполненных работ


- Выставка работ;

- защита выполненного изделия:

- подведение итогов внеурочной деятельности


Выставка-презентация «Художественное выпиливание и выжигание»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!