СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выжигание по древесине. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для выжигания по древесине. Прибор для выжигания, принцип действия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок готовился на областной тур конкурса "Учитель года Республики Беларусь"

Просмотр содержимого документа
«Выжигание по древесине. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для выжигания по древесине. Прибор для выжигания, принцип действия»

Предмет: Трудовое обучение (технический труд)

Тема раздела: Технология художественной обработки материалов.

Тема урока: Понятие о выжигании по древесине. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для выжигания по древесине. Прибор для выжигания, принцип действия. Виды изображений: контурное, светотеневое, силуэтное. Правила безопасной работы.

Класс: 5

Автор: Комаров Александр Юрьевич, учитель трудового обучения

Учреждение образования: Столинская государственная гимназия

Место проведения: Мастерская технического труда УО «Столинская государственная гимназия»

Тип урока: Комбинированный урок

Цель когнитивная: Продолжить формировать представления о художественной обработке материалов, о видах декоративно-прикладного искусства, экономном использовании материалов, создать условия для формирования умения художественной обработки изделий из древесины.

Задачи воспитания и развития: Способствовать развитию умений обобщать, делать выводы, прослеживать аналоги, формированию графической культуры учащихся; содействовать формированию чувства товарищества, умения переживать чувство успеха.

Цель урока на языке учащихся: Научиться пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины. Ознакомить с историей выжигания по дереву.

Ожидаемый результат: Предполагается, что по окончании урока учащиеся будут знать принцип действия выжигателя (пирографа), соблюдать правила безопасной работы при использовании инструмента, распознавать виды изображений, определять способы выжигания.

Используемые педагогические технологии: Личностно-ориентированная, проблемная, информационно-коммуникационная.

Время реализации урока: 45 минут.

Методы и приёмы обучения: Проблемный, исследовательский, метод построения физических моделей.

Формы организации урока: Индивидуальная, фронтальная.

Необходимое оборудование: Ноутбук, презентация, мультимедийный проектор, экран, приборы для выжигания, образцы готовых изделий, таблицы по технике безопасности.

Дидактическое обеспечение урока: набор рисунков, образцы материалов для выжигания., мультимедийная презентация и тестирование, созданные при помощи Microsoft PowerPoint






















ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: Психологическая готовность класса к занятию, организация внимания всех учащихся.


  1. Организационный момент

Организовать и подготовить учащихся к работе:


  • приветствие;

  • проверка присутствующих;

  • знакомство;

  • проверка готовности к уроку.


  1. Актуализация опорных знаний и умений

Проверка знаний с их обобщением, дальнейшим углублением и расширением, установлением связей с новым материалом; имеющихся у учащихся по вновь изучаемой теме


Чтобы объяснение было понятным, учащимся необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе которого будут усваиваться новые знания.


Приложение (1)

Давайте, ребята, вспомним, из какого материала вы делали в этом учебном году работы на уроках трудового обучения?

Из древесины, из фанеры.


  1. Мотивация. Целеполагание

Создается проблемная ситуация, используется приём "Мозговой штурм".


Приложение (2)

Слайд 1 (на слайде фото с резьбой, точением и выжиганием)

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает вид декоративно-прикладного творчества, которое непосредственно связано с огнём. Это и одно из популярных ремёсел, глубоко связанное с традициями нашего народного творчества, которое развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.


Ребята, как вы думаете, о каком виде творчества пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии?

-О выжигании.

Правильно, о выжигании, а точнее о пирографии (если дословно перевести это слово – горячее рисование)

И тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие о выжигании по древесине. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для выжигания по древесине. Прибор для выжигания, принцип его действия»


Как вы думаете, чему на сегодняшнем уроке вы научитесь?

-

  1. Операционно-познавательный этап.

Цель этапа: Овладение учащимися новым материалом, усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.


  1. Изучение нового материала.

Выделение главного (генерализация), многократная, вариативная проработка главного.


Слайд 2-8

Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом.

Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости.

В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.


Слайд 9

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э.

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Пабло Пикассо.

В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.


Слайд 10-15 (видео 1)

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

Появились Станки для выжигания с ЧПУ (ЧПУ -числовое программное управление) т.е станок подключен непосредственно к компьютеру и …..

В Беларуси это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями нашего народного творчества.

Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания.


Слайд 16-18

Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные листовые древесные материалы (фанера). После выжигания изделия покрываются лаком. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется.


Слайд 19

Давайте сейчас познакомимся с главным инструментом, применяемым при выжигании:

Каким?

-Выжигатель

  • Устройство выжигательного аппарата;

По рисунку учебника (слайду на экране) определяем устройство выжигательного аппарата


Слайд 20 (видео 2)

При выжигании:

  • Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.

  • Способы выжигания.

В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).

    • Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва при этом получаются прямые и волнистые линии.

    • Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек, получается заполнение фона.


  • Прежде чем приступить к работе, вам, юным мастерам нужно конечно-же знать:

  • Ответ: правила техники безопасности при выжигании!!!


Правила техники безопасности при выжигании Слайд 21


  1. Практическое применение полученных знаний

Непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков


Приложение (3)

Выполнение работ учащимися (выжигание букв для пазла «Браво Дарья»)


Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.


  1. Контрольно-коррекционный этап

Цель этапа: Оперативная обратная связь, помощь учителя, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия и оценка своей деятельности, самоопределение на дальнейшую учебную деятельность.


  1. Первичный контроль усвоения знаний

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.


Приложение (4)

Учащиеся отвечают на вопросы тестового задания


  1. Подведение итогов урока

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.


  • прием выполненных работ

  • анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение приемов работы

  • сообщение оценки работы каждого учащегося

  • приведение в порядок рабочих мест.








  1. Рефлексия

Достигнута ли цель урока, целесообразность затраченного времени на каждый этап, общая оценка урока, замечания, рекомендации.


Приложение (5)

Используем приём «Рефлексивная мишень»

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по четырём пока­зателям, поставив крестики в соответствующем секторе мишени. Чем дальше от центра, тем ниже показатель. Таким образом, складывается общая картина работы класса. Заполненная мишень помещается на доску и кратко анализируется. Показатели могут изменяться.


Подобным образом можно оценивать, например, активность на уроке, полезность выполненной работы и др. При необходимости можно попросить вместо крестиков ставить свои инициалы или заранее определённые порядковые номера. В данном варианте получаются более конкретизированные данные. Но и в этом случае результаты обсуждаются обобщённо, без уточнения фамилий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!