СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о взоимодействии детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»





Никитенко К.В.

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. От того, какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально-эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, интересов, а, следовательно, и развитие личности в целом.

Современные исследователи (Р. С. Буре, А. В. Запорожец, Л. И. Божович) подчёркивают неразрывную связь эмоционального развития детей и освоения детьми нравственных и эстетических ценностей. Только нравственные и эстетические чувства могут стать фактором полноценного развития личности, и условием успешного обучения в школе.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, вместе творить. Как изменить такое положение? Как создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея информацией порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Опыт работы показал, что успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления, приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга, а для этого мы должны вооружать семью знаниями и умениями по музыкально-эстетическому развитию детей.

В целях повышения эффективности взаимодействия ДОУ и семьи используем разнообразные направления и формы организации работы с родителями. Одним из направлений является:

Информационно – аналитическое направление

Целью данного направления явилось - изучение семьи, установления контакта с её членами, выяснение образовательных потребностей родителей.

Главными задачами которого стало:

  • выявить интересы и потребности, родителей в информации по музыкальному образованию;

  • выявить уровень их педагогической и музыкальной грамотности;

  • выявить отношение в семье к ребенку, его музыкальным способностям.

В этом направлении нами используются такие формы работы, как:

  • анкетирование, беседы;

  • качественный и количественный анализ полученных данных.

С целью изучения отношения семьи к музыке, к музыкальному развитию ребенка, для согласования образовательных воздействий на ребенка, работу мы начинаем с анкетирования «Музыкальное развитие ребенка в семье».

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Следующее направление в данной работе:

Познавательное

Актуальные задачи направления:

  • повысить компетентность родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста;

  • вовлечь семью, в единое пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ.

Используем в этом направлении следующие формы работы:

  • общие и групповые родительские собрания;

  • консультации;

  • дни открытых дверей;

  • музыкальные гостиные

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей нами используются для ознакомления родителей с особенностями музыкального развития детей, рациональными методами и приемами образования для формирования у родителей практических навыков и призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Так, принимая участие в родительских собраниях, музыкальный руководитель в доступной форме рассказывает родителям о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом развитии детей.

В процессе индивидуальных бесед мы выясняем, что многие родители интересуются – что же такое музыкальные способности? Есть ли они у ребенка? Как он занимается? Надо ли учить музыке? Способность к музыке – это наследуемое, врожденное или свойство, которое можно развить, воспитать?

Опыт работы в ДОУ показывает, что такая форма работы, как музыкальные гостиные является очень эффективной, помогает сплотить ро­дителей, детей и коллектив детского сада, тем самым оптимизировать детско-родительские отношения, по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между детьми и родителями. Активно используем такое направление, как:

Наглядно – информационное направление

Задачи, которые мы ставим:

  • ознакомить родителей с основными направлениями музыкально-эстетического воспитания дошкольников;

  • пропагандировать музыкально – эстетические знания;

  • привлечь и активизировать интерес родителей к эстетическому воспитанию своего ребенка.

Формы нашей работы по данному направлению:

  • папки-передвижки по музыкальному воспитанию;

  • информационные проспекты для родителей;

  • фотоотчеты о музыкальных мероприятиях;

  • информация на сайте детского сада;

Данное направление дает нам возможность донести до родителей любую информацию по вопросам музыкального воспитания в доступной форме, позволяет родителям объективнее оценить деятельность педагогов в целом, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

В «музыкальных уголках», к примеру, родители имеют возможность познакомиться с информацией и получить общие знания о музыкальном воспитании и развитии ребенка, возрастных особенностях, уровне развития и задачах музыкального воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе с детьми. Так же мы знакомим их с репертуаром, помещаем тексты песенок, загадки о музыкальных инструментах, речевые игры и попевки, упражнения для голоса и артикуляционную гимнастику. Немаловажную роль играет и такое направление:

Досуговое направление

Где, главные задачи мы поставили следующие:

  • установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми;

  • вовлечь семью в единое пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ.

А формы работы для решения поставленных задач используем такие, как:

  • праздники, совместные досуги;

  • конкурсы;

  • концерты

Использование нами досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Участие семей в конкурсах ДОУ не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Итогом конкурса может быть концерт, на котором все его участники продемонстрируют результаты своего труда, поделятся секретами изготовления и конечно, получат заслуженные награды.

     Для того чтобы работа музыкального руководителя с семьей давала действенные результаты, способствовала установлению единства в образовании детей, мы руководствуемся следующими принципами:

  • преемственности – предполагает непрерывность работы музыкального руководителя и родителей в области музыкального воспитания детей;

  • научности – весь консультативный материал базируется на современных научно-методических разработках в области музыкального воспитания;

  • доступности – все рекомендации и консультации предоставляем родителям в доступной и удобной для них форме;

  • сотрудничества – взаимоотношения с родителями строим на основе взаимопонимания и уважения;

  • комплексности – в работе с родителями нами используются разнообразные методы и приемы;

  • систематичности – сотрудничество музыкального руководителя и родителей осуществляется регулярно на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДОУ.

Подводя итог можно сказать, что организация взаимодействия детского сада с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Не следует забывать, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию и подготовке детей к школе.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч, помощниками музыкального руководителя и воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Они вырастают в своей самооценке как воспитатели собственных детей. У них появляется уверенность в своих силах, и они точно знают, чем занять ребенка и как это сделать. Благодаря объединению усилий педагогов дошкольного учреждения и родителей, работа по музыкальному воспитанию детей в целом становится более успешной.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир школьной жизни. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, стремимся к тому, чтобы родители понимали, как они необходимы для полноценного развития и воспитания своего ребенка. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.


Литература


1. Данилина, Т.О. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.О. Данилина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. - С. 41-48. - №2. С. 44-49.

2. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. - 240 с.

3. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ/ О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!