СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие ДОУ и семьи

по вопросам экологического воспитания детей

 

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

                               Д. Родович

  Экологическое образование дошкольников -  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели  невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего детского сада. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны детского сада и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании. 

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. который будет жить в XXI веке. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? -это знания, -практические навыки, -эстетические переживания -эмоциональное отношение -практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.). 

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, т.к. семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников. Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса:

1. Возраст до 3-х лет – это эмоциональный уровень, на котором усваивается ценность, смысл экологической ситуации. Малыш как бы «открывает» для себя мир природы. Он еще не владеет способами экологически целесообразного поведения, но зато чувствует свою неотторжимую связь с Природой. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я», следовательно в работе с детьми данного возраста надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, осторожнее относиться к оценке того или иного природного объекта или явления.

2. Возраст с 3-х до 6-ти лет – это когнитивный уровень. Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.

3. Возраст 6-7 лет – это социальный уровень, на котором усиливается позиция собственного «Я». К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Происходит усиление у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий. Каждое существо, увиденное ребенком неповторимо. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев и т. д., с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.

Знания, представления о природе помогают малышу правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно сформировать у ребенка систему элементарных представлений о природе, которая включает представления об её объектах и явлений, а также связях и отношениях между ними.

С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей познавательного отношения к природе.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников

 Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

 Новизна этих отношений между педагогами и родителями определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. 

 Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-объединить усилия для развития и воспитания детей; -

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей  используются все доступные формы взаимодействия. Наша работа основывается на педагогике сотрудничества и имеет два направления:

·педагог - родитель;

·педагог - ребенок – родитель

Поэтому мы ставим перед собой цель: взаимодействие ДОУ с семьей по экологическому воспитанию дошкольников. Чтобы реализовать эту цель педагоги могут провести анкетирование семей по вопросам:

- Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

- Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

- Как вы проводите это направление в семье?

- Что вы ждете от детского сада?

- Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

    Данная форма необходима для того, чтобы выявить  представления  и ожидания родителей от  образованияа также  понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат) и в дальнейшем выстроить работу дифференцированно, 

объединив родителей в подгруппы.  При выборе форм общения с родителями надо помнить, что следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

В своей работе с родителями  дошкольников надо использовать  традиционные и нетрадиционные формы общения  цель которых – обогатить родителей  педагогическими знаниями  в вопросах экологического воспитания детей.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

 Одной из коллективных форм работы с родителями остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, педагоги  пришли к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала можно провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВН а между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие. В детском саду можно провести родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе». Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее.

К индивидуальной форме относятся консультации  где можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д. В группах можно провести консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддержать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызвать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому в родительских уголках можно предложить такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь». Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

     Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся:

фотографии: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.;

выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири»;

стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы, которую можно использовать - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.

  В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы работы с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр  (КВН., «Что? Где? Когда?» «Поле чудес» и другие) и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, к подготовке утренников,  фольклорных праздников: «Зиму провожаем – весну встречаем!», , участвуют в конкурсах, изготовлении поделок из природного материала  , в организации и проведении целевых прогулок, экскурсий,  субботников, экологической тропы «Удивительное рядом», в экологических акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!»,

 Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки, собирают макулатуру, пластиковые бутылки, картон.

Положительной стороной нетрадиционных  форм работы с родителями  является то, что родители сами ищут выход из сложившейся ситуации, и решают проблемы. Данные формы взаимодействия  вызывают у родителей желание сотрудничать,  делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека,  который любит природу и  заботится о ней Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

В итоге проводимой работы за год повышается педагогическая компетентность родителей по экологическому образованию; происходит сближение родителей с ДОУ; объединение родителей детей детского сада между собой, их общение вне стен детского сада; повышается возможность для большего общения родителей с детьми; организация совместной деятельности детей и взрослых.

    Уважаемые коллеги, не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями! Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

Взаимодействие ДОУ и семьи

по вопросам экологического воспитания детей

 

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

                               Д. Родович

  Экологическое образование дошкольников -  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели  невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего детского сада. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны детского сада и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании. 

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. который будет жить в XXI веке. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? -это знания, -практические навыки, -эстетические переживания -эмоциональное отношение -практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.). 

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, т.к. семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников. Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса:

1. Возраст до 3-х лет – это эмоциональный уровень, на котором усваивается ценность, смысл экологической ситуации. Малыш как бы «открывает» для себя мир природы. Он еще не владеет способами экологически целесообразного поведения, но зато чувствует свою неотторжимую связь с Природой. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я», следовательно в работе с детьми данного возраста надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, осторожнее относиться к оценке того или иного природного объекта или явления.

2. Возраст с 3-х до 6-ти лет – это когнитивный уровень. Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.

3. Возраст 6-7 лет – это социальный уровень, на котором усиливается позиция собственного «Я». К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Происходит усиление у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий. Каждое существо, увиденное ребенком неповторимо. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев и т. д., с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.

Знания, представления о природе помогают малышу правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно сформировать у ребенка систему элементарных представлений о природе, которая включает представления об её объектах и явлений, а также связях и отношениях между ними.

С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей познавательного отношения к природе.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников

 Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

 Новизна этих отношений между педагогами и родителями определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. 

 Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-объединить усилия для развития и воспитания детей; -

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей  используются все доступные формы взаимодействия. Наша работа основывается на педагогике сотрудничества и имеет два направления:

·педагог - родитель;

·педагог - ребенок – родитель

Поэтому мы ставим перед собой цель: взаимодействие ДОУ с семьей по экологическому воспитанию дошкольников. Чтобы реализовать эту цель педагоги могут провести анкетирование семей по вопросам:

- Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

- Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

- Как вы проводите это направление в семье?

- Что вы ждете от детского сада?

- Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

    Данная форма необходима для того, чтобы выявить  представления  и ожидания родителей от  образованияа также  понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат) и в дальнейшем выстроить работу дифференцированно, 

объединив родителей в подгруппы.  При выборе форм общения с родителями надо помнить, что следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

В своей работе с родителями  дошкольников надо использовать  традиционные и нетрадиционные формы общения  цель которых – обогатить родителей  педагогическими знаниями  в вопросах экологического воспитания детей.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

 Одной из коллективных форм работы с родителями остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, педагоги  пришли к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала можно провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВН а между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие. В детском саду можно провести родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе». Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее.

К индивидуальной форме относятся консультации  где можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д. В группах можно провести консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддержать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызвать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому в родительских уголках можно предложить такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь». Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

     Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся:

фотографии: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.;

выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири»;

стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы, которую можно использовать - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.

  В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы работы с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр  (КВН., «Что? Где? Когда?» «Поле чудес» и другие) и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, к подготовке утренников,  фольклорных праздников: «Зиму провожаем – весну встречаем!», , участвуют в конкурсах, изготовлении поделок из природного материала  , в организации и проведении целевых прогулок, экскурсий,  субботников, экологической тропы «Удивительное рядом», в экологических акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!»,

 Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки, собирают макулатуру, пластиковые бутылки, картон.

Положительной стороной нетрадиционных  форм работы с родителями  является то, что родители сами ищут выход из сложившейся ситуации, и решают проблемы. Данные формы взаимодействия  вызывают у родителей желание сотрудничать,  делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека,  который любит природу и  заботится о ней Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

В итоге проводимой работы за год повышается педагогическая компетентность родителей по экологическому образованию; происходит сближение родителей с ДОУ; объединение родителей детей детского сада между собой, их общение

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей»

Взаимодействие ДОУ и семьи

по вопросам экологического воспитания детей


Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

                               Д. Родович

  Экологическое образование дошкольников -  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели  невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего детского сада. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны детского сада и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании. 

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. который будет жить в XXI веке. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? -это знания, -практические навыки, -эстетические переживания -эмоциональное отношение -практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.). 

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, т.к. семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников. Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса:

1. Возраст до 3-х лет – это эмоциональный уровень, на котором усваивается ценность, смысл экологической ситуации. Малыш как бы «открывает» для себя мир природы. Он еще не владеет способами экологически целесообразного поведения, но зато чувствует свою неотторжимую связь с Природой. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я», следовательно в работе с детьми данного возраста надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, осторожнее относиться к оценке того или иного природного объекта или явления.

2. Возраст с 3-х до 6-ти лет – это когнитивный уровень. Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.

3. Возраст 6-7 лет – это социальный уровень, на котором усиливается позиция собственного «Я». К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Происходит усиление у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий. Каждое существо, увиденное ребенком неповторимо. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев и т. д., с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.

Знания, представления о природе помогают малышу правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно сформировать у ребенка систему элементарных представлений о природе, которая включает представления об её объектах и явлений, а также связях и отношениях между ними.

С усвоением системы элементарных представлений связано развитие у детей познавательного отношения к природе.

Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

 Новизна этих отношений между педагогами и родителями определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. 

 Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-объединить усилия для развития и воспитания детей; -

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются все доступные формы взаимодействия. Наша работа основывается на педагогике сотрудничества и имеет два направления:

·педагог - родитель;

·педагог - ребенок – родитель

Поэтому мы ставим перед собой цель: взаимодействие ДОУ с семьей по экологическому воспитанию дошкольников. Чтобы реализовать эту цель педагоги могут провести анкетирование семей по вопросам:

- Что такое природа? И от кого ее надо беречь?

- Нужно ли экологическое образование в ДОУ?

- Как вы проводите это направление в семье?

- Что вы ждете от детского сада?

- Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытое занятие, посещение семей воспитателями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции в ДОУ?

    Данная форма необходима для того, чтобы выявить  представления  и ожидания родителей от  образованияа также  понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат) и в дальнейшем выстроить работу дифференцированно, 

объединив родителей в подгруппы.  При выборе форм общения с родителями надо помнить, что следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

В своей работе с родителями  дошкольников надо использовать  традиционные и нетрадиционные формы общения  цель которых – обогатить родителей  педагогическими знаниями  в вопросах экологического воспитания детей.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Одной из коллективных форм работы с родителями остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, педагоги пришли к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Экология и дети» сначала можно провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВН а между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие. В детском саду можно провести родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе». Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее.

К индивидуальной форме относятся консультации где можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д. В группах можно провести консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддержать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызвать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому в родительских уголках можно предложить такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь». Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

     Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

К ним относятся:

фотографии: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.;

выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири»;

стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

Еще одна из форм работы, которую можно использовать - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.

  В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы работы с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр  (КВН., «Что? Где? Когда?» «Поле чудес» и другие) и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, к подготовке утренников,  фольклорных праздников: «Зиму провожаем – весну встречаем!», , участвуют в конкурсах, изготовлении поделок из природного материала , в организации и проведении целевых прогулок, экскурсий,  субботников, экологической тропы «Удивительное рядом», в экологических акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!»,

Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки, собирают макулатуру, пластиковые бутылки, картон.

Положительной стороной нетрадиционных  форм работы с родителями  является то, что родители сами ищут выход из сложившейся ситуации, и решают проблемы. Данные формы взаимодействия  вызывают у родителей желание сотрудничать,  делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека,  который любит природу и  заботится о ней Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

В итоге проводимой работы за год повышается педагогическая компетентность родителей по экологическому образованию; происходит сближение родителей с ДОУ; объединение родителей детей детского сада между собой, их общение вне стен детского сада; повышается возможность для большего общения родителей с детьми; организация совместной деятельности детей и взрослых.

    Уважаемые коллеги, не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями! Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!