Добрый день уважаемые коллеги! Сегодняшнюю встречу я хотела бы начать с цитаты: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться».
А. Бебель
В последнее время все чаще уделяют повышенное внимание проблеме целостности всестороннего развития личности ребенка. Поэтому достаточно активизировался интерес к одаренным детям, а также к организации процесса обучения таких талантливых ребят.
Легко ли определить одаренного ребенка?
Легко ли работать с одаренным ребенком?
В современных условиях одаренных детей можно выявить с помощью специальных психологических методов. И здесь на помощь нам, учителям-предметникам, приходит педагог-психолог.
В психологии нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к ней:
1. «Все дети талантливы».
2. «Одаренность – дар свыше, которым наделены единицы».
Стереотип 1: Одаренные дети – те, кто обучается всему легко и быстро. Учить одаренных детей – одно удовольствие, и общение с ними легко и приятно.
Стереотип 2. Одаренный ребенок сам не пробьется. Родитель (педагог) должен тащить юного гения за руку к славе.
Стереотип 3. Одаренный ребенок всегда проявит себя сам.
Стереотип 4: Все родители хотят, чтобы их дети были одаренными. «Если ребенок гениален, наверное, для него будущее будет прекрасно. Радоваться его успехам, гордиться всегда приятно».
Стереотип 5: Все дети талантливы по-своему. «Всех детей можно считать одаренными».
Действительно, природа свои дары поровну не делит
К сожалению учителя зачастую не стремятся выявить одаренных детей в своем классе; это часто вызвано слабой психологической подготовкой, отсутствием систематических знаний об одаренных детях, недостаточным развитием исследовательских навыков, отсутствием методик обучения одаренных детей;
Поэтому должна существовать тесная взаимосвязь учитель-психолог-родитель.
Дети, одаренные особым образом – это большое счастье и большое испытание и для обладателей этого дара, и для педагогов и родителей. Педагоги, работающие с одаренными детьми, сталкиваются с теми же проблемами что и родители этих детей.
Нужна особая психологическая подготовка, чтобы уметь работать с такими детьми. Основная задача психолога – помочь педагогам и родителям в работе с детьми с признаками одаренности.
Определив таких любознательных, настойчивых в поиске ответов, часто задающих глубокие вопросы, склонных к размышлениям, отличающихся хорошей памятью детей, мы должны научить их думать, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Если для психолога основными функциями являются:
Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.
Информационная – просвещение родителей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.
Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).
То учителя-предметника – это
Информационная – сотрудничество с родителями с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.
Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ/занятий развития одаренного ребенка.
Координирующая – осуществляет координацию деятельности учителя-предметника и других преподавателей.
Если говорить об одарённости в области филологии, то такие дети сразу заметны при проведении уроков своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов (причем, к таким вопросам нужно быть готовыми). В работах таких детей обязательно есть необычные гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по предмету.
Тесное сотрудничество с педагогом-психологом в работе с одаренными детьми помогает вновь убедиться, что каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога, психолога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями. Увидеть, а потом и помочь ему сохранить этот высокий уровень развития, дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определёнными рамками.
Отвечая на вопросы, поставленные ранее, можно резюмировать:
Легко ли определить одаренного ребенка? НЕТ. Иногда с истинно одаренными детьми можно спутать развитых детей, получающих хорошее образование.
Легко ли работать с одаренными детьми? НЕТ. Работать с ними интересно, но отнюдь нелегко. Это и благодать для педагога, и большое испытание.
Одаренные дети нуждаются в помощи и педагога, и психолога, и родителей. Каждый из нас по отдельности не сможет помочь, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше.
Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми — не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.