СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в контексте работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материалах представлен обзор теоретической и методической литературы по проблеме взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в рамках работы с дошкольниками с нарушением слуха, а также практический опыт работы.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в контексте работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА



В условиях современности отмечается перманентное возрастание количества детей дошкольного возраста с вариативными отклонениями и нарушениями в развитии. Одной из наиболее статистически выраженных групп детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и кохлеарно имплантированные).

Специализированные коррекционные группы, а также коррекционные образовательные организации для детей дошкольного возраста с нарушением слуха направлены на решение ряда социально значимых задач, которые имеют своей целью создание условий, способствующих полноценной социально-психологической адаптации и интеграции дошкольников с нарушением слуха к окружающему миру и социуму, формирование и развитие у таких детей адекватных навыков межличностного взаимодействия, обеспечение ребенка и его семьи наличием квалифицированной педагогической, дефектологической и психологической помощью.

Важно подчеркнуть, что основной целью коррекционного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха является создание благоприятных условий, способствующих социальному, эмоциональному, интеллектуальному развитию ребенка, а также формированию его позитивных личностных качеств.

К числу основных задач в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха относятся следующие: диагностические, коррекционно-развивающие, воспитательные, а также образовательные.

В контексте диагностического блока работы особенно выделяется организация и реализация комплексного психолого-медико-педагогического диагностического обследования ребенка с целью конкретизации диагноза и последующей разработки индивидуальной программы развития. В данном блоке работы принимают участие учитель-дефектолог, педагог-психолог, врач.

В рамках коррекционно-развивающей работы реализуется деятельность, направленная на развитие компенсаторных возможностей организма ребенка с нарушением слуха, предупреждение или преодоление возникающих вторичных нарушений. В данном случае педагог-психолог осуществляет тесное сотрудничество с учителем-дефектологом и воспитателем, реализуя коррекционную программу, развивая физические и психические возможности ребенка, обучая родителей способам взаимодействия с ребенком и закрепления полученных им в образовательном учреждении знаний, умений и навыков в бытовых условиях.

Блок воспитательной работы реализует деятельность по социализации ребенка, развитию самостоятельности как самого ребенка, так и его семьи, развитию положительных личностных качеств дошкольника. В данном случае совместная деятельность воспитателя и педагога-психолога предполагает общую активность по решению возникающих воспитательных задач, разработке воспитательных мероприятий и их последующую реализацию.

В свою очередь, образовательный блок работы подразумевает развитие интеллектуального потенциала дошкольников с нарушением слуха, их познавательной активности, формирование и развитие основных видов деятельности и подготовку к обучению в школе. В данной работе участвуют все специалисты (учитель-дефектолог, воспитатель, педагог-психолог, логопед) и родители.

Педагог-психолог, работающий с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха реализует углубленную психодиагностическую деятельность, проводит индивидуальные, групповые и подгрупповые коррекционные и развивающие занятия, поддерживает ребенка с самых первых его дней в детском саду (период адаптации) до момента поступления в школу (психологическая подготовка к обучению в школе). Данная работа невозможна без тесного сотрудничества со всеми специалистами, однако одну из ключевых ролей в данной деятельности играет воспитатель.

Именно воспитатель находится большую часть времени вместе с ребенком, видит его и знает его особенности, предпочтения и привычки. Совместно с воспитателем педагог-психолог обсуждает уровень актуального психического развития каждого воспитанника, особенности личностной, эмоционально-волевой сферы, специфику и тактику педагогического воздействия на ребенка, реализуется работа по решению конкретных проблем ребенка (трудности адаптации, детско-родительских отношений, взаимодействия в группе сверстников и др.).

Опираясь на практический опыт работы, можем отметить, что именно воспитатели чаще всего обращаются к педагогу-психологу за содействием в решении возникающих трудностей. К числу наиболее часто встречающихся проблем мы можем отнести:

  1. Трудности адаптации к детскому саду, которые обусловлены спецификой работы нашей школы-интерната (дети остаются в школе с понедельника по пятницу, круглосуточно), что влечет за собой выраженные негативные эмоциональные реакции, негативизм, редко – незначительный регресс психического развития. В данном случае ведется совместная работа по снятию психоэмоционального напряжения, включению ребенка в коллектив сверстников, развитие способности к саморегуляции (самомассаж, растяжки и др.), снижению уровня тревожности.

  2. Проблемы детско-родительских отношений (в многодетных семьях, в семьях, где слышащие родители воспитывают ребенка с нарушением слуха). В данном случае проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросам развития ребенка и специфики общения с ним, групповые занятия, направленные на выстраивание эмоционального контакта ребенка и родителей.

  3. Вопросы, связанные с проведением углубленной психодиагностической работы (в тех случаях, когда воспитатель замечает наличие изменений в поведении ребенка и просит уточнить их специфику, причину и стратегию поведения с ребенком в конкретной ситуации). В нашей практике наиболее часто встречаются вспышки агрессивного поведения у детей, апатические реакции, нарушения пищевого поведения (чаще – в рамках адаптации и ре-адаптации после болезни ребенка).

Таким образом, следует подчеркнуть тот факт, что при работе с детьми дошкольного возраста крайне важным является тесное сотрудничество специалистов различного профиля, направленное на общую цель: всестороннее развитие ребенка, его адаптацию и социализацию к условиям окружающего мира. Однако, в условиях детского сада, на наш взгляд, наиболее тесное взаимодействие у педагога-психолога возникает с воспитателем, который наиболее продолжительное время находится рядом с ребенком. К сожалению, данная проблема слабо представлена в научно-исследовательской и практико-ориентированной литературе, что, тем не менее, открывает широкий спектр возможностей для дальнейшей работы.



Список использованной литературы:

  1. Бруковская, М.А. Ребенок с особенностями развития в детском саду / М.А. Бруковская, О.В. Аксентьева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. - №5. – С.441-444.

  2. Чулкова, М.С. Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении / М.С. Чулкова, О.В. Дьякова // Инновационная наука. – 2016. - №4-2. – С.223-225.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!