СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие с семьёй в процессе формирования гражданской позиции обучающегося в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает разные способы взаимодействия с семьёй в процессе формирования гражданской позиции обучающегося.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие с семьёй в процессе формирования гражданской позиции обучающегося в начальной школе.»

Взаимодействие с семьей в процессе формирования гражданской идентичности.

Урочная и внеурочная деятельность на тематической основе курса «Окружающий мир» в процессе формирования гражданской идентичности тесно связаны. Такая же связь предусмотрена и для организации взаимодействия с семьей. В методических рекомендациях «Уроки по окружающему миру» для начальной школы описание каждого урока завершается советами для родителей и членов семьи ребенка. И если когнитивный компонент требований к результатам формирования гражданской идентичности из урока в урок в основном обеспечивается систематической работой учителя, то без такой же систематической поддержки со стороны семьи невозможно полноценно обеспечить ценностно-эмоциональный и поведенческий компоненты. Вот почему педагогу необходимо сразу, с первых же дней ребенка в школе, личностно заинтересовать родителей (семью) в неформальном, дружеском сотрудничестве. Конечно, трудно ожидать, что при загруженности родителей они смогут детально выполнять все советы к урокам. Однако в учебники и рабочие тетради всех классов специально включены задания, которые ребенок может выполнить только с помощью родителей или других членов семьи (бабушек, дедушек, братьев, сестер). Приведу только несколько примеров:

Тема «Учитель – наставник и друг». Задание: «Дома вместе со старшими рассмотри школьные фотографии родных. Попроси их рассказать о своих первых учителях» (Учебник для 1 класса). Задание: «Попроси любого из старших написать рассказ о своем учителе. Подпиши имя автора рассказа. Приклей фотографии в окошки» (Рабочая тетрадь № 1 для 1 класса, с. 23).

Тема «Мы в семье». Задание: «Дома рассмотри фотографии своих родных. Послушай рассказы взрослых о каждом из них. Вместе вспомните добрым словом тех, кого уже нет с вами» (Учебник для 1 класса).

Тема «Моя семья – часть моего народа». Задание: «Нарисуй вместе со старшими картинку к любимой народной сказке твоей семьи. Обсудите смысл сказки» (Рабочая тетрадь № 1 для 1 класса, с. 41).

Тема «Великий путь». Задание: «Узнайте у старших и расскажите друг другу о том, кто из ваших родственников и как принимал участие в развитии российской промышленности» (Учебник для 4 класса).

Тема «Вставай, страна огромная!». Задание: «Что вспоминают ваши старшие родственники, друзья семьи о первом и последнем днях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов? Как сохраняют память о ней в вашем городе (селе)?» (Учебник для 4 класса).

Сотрудничество педагога, детей и родителей организует и проектная деятельность младших школьников, предложенная в учебниках и рабочих тетрадях:

Тема «Нет в России семьи такой…» (Рабочие тетради для 2 и 4 классов). Проект «Моя семья в истории России». Задание: «Продолжи работу над проектом. Сохранились ли в твоей семье воспоминания о Великой Отечественной войне, в том числе о ее первом и последнем днях, а также фотографии, награды, письма, предметы военного времени? Какие реликвии военных лет особенно дороги твоей семье? Напиши рассказ».

Тема «Российский союз равных» (Рабочие тетради для 1 и 4 классов). Проект «Путешествие в (одну из республик Российской Федерации)». Значок навигатора показывает, что эта работа выполняется вместе со старшими в семье.

Вторая важная задача педагога в процессе взаимодействия с родителями – убедить их, что только личная гражданская позиция взрослых членов семьи может сыграть решающую роль в формировании гражданской идентичности ребенка. Эта позиция проявляется практически ежедневно, часто даже не до конца осознанно. Поэтому необходимо, чтобы родители вместе с детьми принимали участие в благотворительных акциях и социальных проектах, имеющих духовно-нравственную направленность, в природоохранных мероприятиях (в пределах своего местожительства и территориального расположения школы) и в целом – во внеклассных и внешкольных мероприятиях, входящих в программу внеурочной деятельности и дополнительного образования по проблеме формирования гражданской идентичности. Это и станет системным и осознанным проявлением гражданской позиции родителей, согласованной с гражданской позицией учителя и благотворно воздействующей на процесс формирования гражданской идентичности и становления гражданственности и патриотизма у детей.

В качестве результата взаимодействия школы и семьи представим также проект «Коллекция рукотворных кукол- оберегов ». Специфика данного педагогического инструмента состоит в том, что он формируется в каждой школе благодаря совместной собирательской деятельности педагогов, родителей и детей, выступающих в данном случае как члены дружеской группы коллекционеров, составляющих свое собрание для использования в урочное и внеурочное время. Экспонаты коллекции –авторские или сувенирные куклы народов России и мира, привезенные из путешествий коллекционеров в регионы России и в разные страны мира, сделанные своими руками в семье. На каждый экземпляр заводится карточка, в которой, наряду с параметрами объекта (республика, край, область, страна происхождения; название национального костюма и его составных частей, специфические особенности материала и технологий, Ф.И.О. автора), обязательно указывается имя, отчество, фамилия коллекционера-дарителя и дата поступления экспоната в коллекционное собрание. Экспонаты коллекции постоянно используются на уроках разных предметных областей начальной школы. Укажем лишь несколько тем в курсе «Окружающий мир»: «Культура», «Природа в творчестве человека», «Мы – люди», «Люди – творцы культуры», «Мы – дружный класс», «Моя семья – часть моего народа», «Мы – в городе (селе)», «Войдем в музей», «Мы – семья народов России», «Путешествуя, познаем мир», «Побываем в гостях», «Родословное древо» и другие темы по разделу «Дом как мир» в 3 классе; все темы раздела «В поисках Всемирного наследия» (3 класс); «Российский народ», «Российский союз равных», «Путешествие за границу России», «Мы – дети родной земли», «В содружестве с природой» и практически все темы раздела «По родным просторам», а также многие темы раздела «Путешествие по Реке времени» и «Мы строим будущее России» (4 класс).

Благодаря культурологической установке курс «Окружающий мир» выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и технологии, литературного чтения, письма и развития речи, физической культуры и музыки. В соответствии с содержанием курса «Окружающий мир» естественно выстраивается внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей, в группах продленного дня. Для этого каждая тема в программе курса раскрывается в блоке внеклассной и внешкольной работы в формах конкретной деятельности, привлекательной для младших школьников. Примерную тематику этого блока любой учитель может трансформировать согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа, с учетом историко-культурных достопримечательностей и духовных ценностей своего края.

Таким образом, видно, насколько многообразными могут быть формы педагогических интерпретаций культурологической составляющей содержания курса «Окружающий мир» в работе современного учителя на уроке и во внеучебной деятельности. Ориентация в процессе обновления содержания на комплексное решение задач интеллектуального, речевого и эмоционального развития, нравственного и эстетического воспитания, учет принципа диалога культур народов России и мира, а также уточнение специфики содержания указанного предмета с опорой на базовые ценности отечественной культуры обеспечивает эффективность функционирования системы начального общего образования в целом.

Задачи гражданского воспитания в условиях поликультурного и конфессионального разнообразия российского общества

Каждый человек, вступая в осознанные отношения с обществом, должен понять, кто он сам и что представляют собой люди вокруг, что может нас объединять друг с другом, а в чем мы различаемся. Преодолимы ли для нашего взаимодействия эти различия? Стоит ли их преодолевать или необходимо постараться увидеть за ними общую человеческую сущность и доброжелательно идти с нашими соотечественниками рядом по пути совместного жизненного строительства? Все эти вопросы каждый день решаем мы, взрослые; так или иначе приходится с ними сталкиваться и нашим детям. Но для того, чтобы эти решения имели прочное основание в условиях поликультурного и конфессионального разнообразия российского общества, нам, педагогам, необходимо своевременно ставить в своей работе с младшими школьниками задачи гражданского воспитания и формирования гражданской идентичности, разрешая их последовательно и системно. У нас для этого есть нормативно-правовые документы, предъявляющие к нам требования сохранить единое культурное и образовательное пространство страны, воспитывая подрастающее поколение россиян в духе взаимного уважения, понимания, дружеского доброжелательства. Рассмотрим подробнее, как ставятся вопросы гражданско-патриотического воспитания перед современной системой общего образования.

Россия – многонациональная страна. Ее населяют свыше 150 больших и малых народов, основная часть которых входит в состав пяти языковых семей: индоевропейской (большая часть населения, в т. ч. славянская группа), алтайской (в т. ч. тюркская группа), уральской, картвельской и северокавказской. Российское общество поликонфессионально. Несколько мировых религиозных традиций исторически стало духовным стержнем культуры многих народов России. Отсюда – насущная необходимость формирования российской гражданской идентичности, проблема, которая в нормативно-правовых документах ("Закон об образовании в Российской Федерации" [1] и Федеральных государственных образовательных стандартах (далее: ФГОС) [2] ) обозначена как ключевая. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (далее: Концепция) [3] представлена модель российской идентичности, которую кратко можно определить как реализацию принципа «Единство в многообразии».

Нормативно-правовые документы и Концепция ставят задачи гражданского воспитания в условиях поликультурного и конфессионального разнообразия России, включая следующие аспекты:

воспитание российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);

уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их историческому прошлому, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;

уважение к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и сотрудничества народов России;

формирование правового сознания и правовой культуры – глубокого уважения к Конституции и законам Российской Федерации, уважения к международным нормам прав человека и народов; уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

глубокое уважение к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);

формирование толерантности в межнациональном общении и взаимодействии, что означает уважение к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям; уважительное отношение к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей; уважение к мировым языкам и языкам межнационального общения; веротерпимость и уважение религиозных чувств людей;

непримиримое отношение ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

формирование гражданской активности личности на основе принятия гуманистических общечеловеческих нравственных ценностей [4] .

1.2. Результаты формирования гражданской идентичности в условиях поликультурного и конфессионального разнообразия российского общества

В качестве результатов формирования гражданской идентичности предусматриваются следующие достижения:

ценностно-смысловое нравственное развитие учащихся – принятие приоритетных ценностей гражданственности; патриотизма, преданности своему Отечеству; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права;

формирование исторической памяти и самосознания – формирование представлений об истории Отечества в его неповторимой судьбе, роли и месте в мировом историческом процессе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве;

формирование политико-правового сознания – осведомленности и ориентации учащихся в государственном устройстве России; ее Конституции и законах; знание о правах и обязанностях гражданина и готовность им следовать; информированность о политических событиях в обществе и государстве, понимание гражданской и военной политики РФ в контексте основных положений концепции безопасности страны и ее военной доктрины; роли и значения Вооруженных сил в обеспечении безопасности и обороноспособности страны; ориентацию и понимание правовых основ выполнения воинского долга;

формирование патриотизма – усвоение ценностей гражданственности и любви к Родине, уважение культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству;

формирование готовности к предварительному профессиональному самоопределению и его реализации посредством профессионального обучения;

формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, обеспечивающему благосостояние общества, личности и государства, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; способность проектировать профессиональные планы;

формирование толерантности личности – готовности и компетентности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий[4] .

1.3. Требования к результатам формирования гражданской идентичности

На ступени начального общего образования требования к результатам формирования гражданской идентичности включают следующие компоненты и их содержательное наполнение:

когнитивный компонент:


представление о России как стране, занимающей определенную территорию;

представление о географических особенностях России;

представление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы);

знание государственной символики – герб, флаг, гимн;

знание государственных праздников;

знание основных исторических событий;

знание основных прав и обязанностей гражданина (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения);

знание о своей этнической принадлежности, владение родным языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

знание о народах и этнических группах России;

освоение общекультурного наследия России, установление связи всеобщего и специфического национального;

знание истории края, культурных традиций, достижений, географии;

знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимо-помощи, ответственности, правдивости);

знание ценностей и истории семьи, профессии родителей;

сформированность экологического сознания как знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе;

знание основ безопасности жизнедеятельности; норм и правил сохранения здоровья; поведения в чрезвычайных ситуациях;


ценностный и эмоциональный компоненты:


чувство гордости за свою страну;

эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности;

уважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантность;

чувство патриотизма;

уважение истории, культурных и исторических памятников;

уважение семейных ценностей и устоев;

уважение личности, признание достоинства. Нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессии;

признание ценности жизни и здоровья, своего и других людей;

любовь к природе;

доброжелательное отношение к окружающим;

оптимизм в восприятии мира;

эмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусства;

чувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении;

поведенческий компонент:

участие в школьном самоуправлении (дежурствах в классе и школе, детских общественных организациях, школьных мероприятиях, внеклассных занятиях);

выполнение требований и норм школьной жизни;

выполнение моральных норм в школе, дома, со сверстниками и родителями;

сотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии (помощь младшим и сотрудничество со старшими);

участие в общественно-полезной деятельности и благотворительных акциях;

посещение музеев, театров, библиотеки;

реализация установок здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях;

чтение газет и просмотр информационных телевизионных передач.

Показателями сформированности гражданской идентичности личности выступают также такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности [4, С. 84-85].

Ценностный потенциал предметного содержания учебной дисциплины «Окружающий мир» как основа формирования гражданской идентичности в условиях поликультурного и конфессионального разнообразия российского общества

Уже одно перечисление требований к результатам формирования гражданской идентичности делает очевидным тот факт, что ведущим содержательным основанием этого процесса может и должен стать курс «Окружающий мир». Он, наряду с другими учебными предметами начальной школы, выполняет ключевую роль в личностном развитии младшего школьника, становясь значительным фактором формирования его духовно-нравственных ориентиров, без наличия которых невозможен процесс гражданской идентификации личности. Курс способствует приобретению этической и экологической грамотности, воспитанию гуманизма и гражданственности, формированию культуры межнационального общения, остро необходимых в современных условиях состояния российского общества, характеризующихся трансформацией морально-нравственных норм и идеалов.

С этой точки зрения рассмотрим возможности программы и УМК «Окржающий мир», который входит в систему учебников «Перспектива» [5].

Специфика его состоит в том, что осознание проблемы полиэтничности и многоконфессиональности населения Российской Федерации, настоятельной необходимости гармонизации отношений между ее народами, усвоения правил экологической этики потребовало широко использовать в организации его содержания ценностно-смысловой потенциал традиционной культуры народов России и мира. Это позволяет достичь эффективного решения данной проблемы в образовательном процессе с помощью педагогических средств гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, сохранения единого образовательного и социокультурного пространства Российской Федерации, освоения системы духовно-нравственных ценностей, объединяющих граждан России. Для этого в названном УМК системно выстроен диалог и полилог традиционных культур народов России. Также в нем реализованы принципы педагогической поддержки процесса становления национального самосознания и культурной идентификации младших школьников в ходе освоения его (курса) ценностно-ориентированного содержания в соответствии с важнейшими для нашего времени проблемами, которые значимы для каждого человека и любого народа, – «Человек и природа», «Человек и семья», «Человек и история Отечества». Это обеспечивает прочный культурологический фундамент для согласования друг с другом этнокультурного, религиозного, гражданского и общекультурного компонентов в сложной структуре социальной идентичности.

Сферы культурной деятельности человека устойчиво представлены в содержании курса в совокупности его дидактических единиц со следующими ценностными акцентами:

культурная деятельность человека по отношению к природе (познание бытия природного мира в его важнейших составляющих; ответственное взаимодействие с природой и охрана природы; этическая и эстетическая значимость общения с природой);

культурная деятельность человека в обществе (человек в семье; человек в социальной и историко-культурной среде города (села); человек в истории страны; человек и святыни его Отечества и мира);

культурная деятельность человека с позиции самосозидания и самосохранения (познание триединой сущности человеческого существа: тело человека и его внутренний душевный и духовный мир; ценность человеческой жизни и ответственное отношение к себе и другим людям).

Тот факт, что в УМК «Окружающий мир» системно и комплексно используется материал традиционной культуры народов России (народный календарь, культура семейного лада, народная философия истории), позволяет утверждать: ценностный, духовно-нравственный потенциал предметного содержания учебной дисциплины полностью соответствует психологическому содержанию гражданской идентичности личности в единстве всех ее структурных компонентов. А организация диалога и полилога культур народов России и мира и выявление в ходе сравнения общих, разделяемых разными народами, ценностей позволяет также моделировать структуру взаимного соотношения компонентов социальной идентичности (гражданской, этнической/региональной, общекультурной/общечеловеческой).

Введение в начальное образование духовно-нравственной составляющей традиционной культуры народов России как основы формирования гражданской идентичности опирается на следующие основные принципы:

системное сопоставление культурных ценностей разных народов России и выявление на этой основе общего ценностного ядра отечественной, российской культуры (природа, семья, образ Отечества), освоение которого есть необходимое условие формирования гражданской идентичности;

формирование осознанной российской гражданской идентичности на основе общего ценностного ядра отечественной культуры при толерантном отношении к русской культуре и к культурам разных российских народов;

представление русской классической культуры как системообразующего стержня отечественной культуры, складывающейся в течение веков с использованием творческого потенциала культур всех народов России, что дает конкретную реализацию принципа становления единой гражданской (российской) нации: «Единство в многообразии»;

формирование позитивного образа России как общего Отечества для разных ее народов в процессе совокупного представления природоведческих и историко-культурных знаний как основы гражданской идентичности;

последовательное введение эмоционально окрашенных понятий «Отечество», «Родина» и употребление их в синонимичном ряду: Российская Федерация, Россия, наша страна и т.п.;

создание педагогических условий для согласования гражданской, этнической, религиозной и прочих идентичностей как компонентов социальной идентичности личности.

Еще об одном принципе хочется сказать особо: семья и семейная культура должны осознаваться как контекст и важнейший фактор эффективности процесса социальной и в т. ч. гражданской идентичности.

Перечислим направления, в которых возможно реализовать ценностный воспитательный потенциал курса для решения поставленной задачи:

формирование этнической идентичности и осознание своей теснейшей связи с малой родиной (село, город, регион), приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п.;

формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине;

формирование общечеловеческой (родовой) идентичности, приобщение к достижениям мировой культуры, всеобщей истории человечества и его общим ценностям, которые интегрируют отдельную личность в совокупное человеческое сообщество.

2 класс

Содержание уроков во 2-ом классе организует универсальная и древняя по своему происхождению структура народного календаря, хорошо раскрывающая мысль о единстве человека и природы. И здесь в работе учителя идея сопоставления культур разных народов России и мира очевидна и прозрачна так же, как возможность знакомства детей с важнейшими датами традиционных календарей разных религий, так как духовные события православного, мусульманского, еврейского, буддийского календарей активно вошли в праздничный и повседневный обиход верующих людей России. Диалог культур народов России может быть выстроен и на сопоставлении хозяйственных, обрядовых, праздничных традиций, характерных для специфичных народных календарей, содержащих уникальный материал природоведческих и природоохранных знаний. И, конечно, важнейшей скрепой нации всегда является общегражданский календарь, с его чередой памятных дат, значимых для всех граждан страны вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности. Благодаря датам общегражданского календаря народы России предстают как большая семья, у которой есть общий дом – наша страна. А у страны есть день именин – День России, общая праздничная дата для всех российских граждан.

Цели общегражданского единства замечательно служит современный экологический календарь, который к тому же объединяет нас с мировым культурным сообществом, так как дни экологического календаря часто бывают международными.

Важнейшее направление формирования гражданской солидарности, взаимной готовности к дружескому общению во 2-ом классе – системное использование в учебном процессе сезонных игр народов России. Это направление красной нитью проходит в течение года в темах «Народная игра – школа здоровья» и «Будь здоров!».

Зримым образом, который подведет итог диалогу культур во втором классе, для каждого ребенка может стать объемная композиция «Древо года». На каждой из ее четырех сторон можно занимательно разместить символы праздников разных по своему древнему происхождению календарных традиций – земледельческой, охотничьей, скотоводческой, кочевой. Особой деликатности, безусловно, во втором классе требует тема соотношения календарных традиций разных религиозных культур. Здесь необходима осознанная общекультурная компетентность педагога, его профессиональное мастерство и человеческая тактичность .

2.6. Сотрудничество с социальными партнерами как фактор повышения эффективности процесса формирования гражданской идентичности

Как показывает опыт работы базовых школ, ближайшими социальными партнерами педагогов в решении задачи формирования гражданской идентичности чаше всего являются учреждения дополнительного образования и учреждения культуры. Это Дома детского и юношеского творчества, клубы, студии, центры различной направленности, музеи, театры, библиотеки, а также Советы ветеранов и другие общественные и государственные организации, которые занимаются проблемами сохранения природного, историко-культурного наследия, вопросами межкультурного общения. В каждом конкретном случае такое сотрудничество основано на личностной заинтересованности партнеров в решении данной задачи, определяется их убежденностью и яркой позитивной гражданской позицией. И это является залогом успешности и эффективности всех этапов взаимодействия и его результатов. Также конкретным примером сотрудничества образовательного учреждения и социальных партнеров по проблеме исследования может стать проект «Детская игровая культура». Специфика данного педагогического инструмента состоит в том, что он принципиально проектен и целенаправленно формируется в каждой школе в совместной собирательской деятельности педагогов, родителей и детей, выступающих в данном случае как члены дружеской группы этнографов, составляющих свое собрание для использования в урочное и внеурочное время.

Список литературы и источников

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009. – 36 с. – (Стандарты второго поколения).

Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, – 2009. – С.23.

Методические материалы для проведения спецкурсов для педагогических работников по вопросам формирования гражданской идентичности. – М., 2010.

Плешаков А. А. «Перспектива» / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая // Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1–4 классы. : Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – С. 311.

Плешаков А. А. Уроки по окружающему миру. 1 класс. / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян //: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2007.

Новицкая М. Ю. Уроки по окружающему миру. 2 класс. / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян // : Пособие для учителей обще-образоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2009.

Новицкая М. Ю. Уроки по окружающему миру. 3 класс / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян // : Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010.

Новицкая М. Ю. Уроки по окружающему миру. 4 класс. / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян // : Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

Казинцева М. В., Рукотворная кукла / М. В. Казинцева, М. Ю. Новицкая // Комплект учебно-наглядных и методических пособий «Рукотворная кукла. Ведущие типы и технологии изготовления». – М. : Учпрогресс, 2009.

Новицкая М. Ю. Родная земля : Книга для семейного чтения. – М.: Дрофа, 2008.

Борисова И. П. Древнерусская школа. / И. П. Борисова, В. А. Кирюхина, М. Ю. Новицкая, А. О. Гринблат // Комплект учебно-наглядных и методических пособий «Древнерусская школа». – М. : Учпрогресс, 2011.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!