Педагогический совет
«Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса»
Выполнила: учитель физической культуры
Ицкова В.В.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказывается на воспитании детей. Между тем какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.
Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье. А это положение бывает самым различным:
К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определенная часть подростков отделяется от родителей.
Проблемы семьи волнуют и самих детей. На вопрос: «Чего бы вам больше всего хотелось добиться в жизни?» 66,6 % подростков отвечают: «Иметь хорошую семью».
Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой, которые, в свою очередь, проявляются в определенных формах поведения, не всегда оказывающих позитивное влияние на детей.
Психологи отличают следующие типичные страхи родителей:
– страх перед тем, что ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа» часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». Возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;
– страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителями, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов;
– страх, что ребенка будут обижать в школе. В этом случае мы часто сталкиваемся с заменой воспитания у ребенка умения взаимодействовать с другими детьми воспитанием агрессивности;
– страх перед неделикатностью школы в отношении индивидуальных особенностей детей, он порождает скрытность родителей, затрудняет конструктивность взаимодействия.
Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания.
Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо.
В основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы ее возможностей и ответственности.
Взаимодействие с родителями нужно строить на основе таких идей-принципов, как:
- обращение к чувству родительской любви;
- умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
- уважение личности отца и матери, их родительски- забот, трудовой и общественной деятельности.
Задача учителя: помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это неразрывный процесс.
В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.
Работа с семьей – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.
Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родители». Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.
Часто мы своей нетерпимостью и категоричностью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины.
В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей.
Безусловно, всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приемы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, – меняют обстоятельства жизни ребенка в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают возможность почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности.
Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребенок плохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков.
Сегодня многое из этого можно найти в педагогических журналах, газетах, книгах по проблемам воспитания. Все это так. Но все же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Только учитель.
Например, психологические и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия учителей и родителей. Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим, ведь классные родительские собрания не дают нужного эффекта.
Во-первых, потому, что родителей, присутствующих на собрании, как правило, не меньше 10–15 человек. Просто невозможно поговорить с каждым из родителей индивидуально, квалифицированно ответить на интересующие их вопросы. Во-вторых, каждая семья воспитывает ребенка в специфических, особых условиях, как говорят, на «своей территории». Значит, в каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьей, отвечающие потребностям родителей.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
– в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
– в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.
Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет – запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.
Если правильно организовать педагогическое взаимодействие, то участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом станет активнее. Учителя и родители как партнеры в учебно-воспитательном процессе дополняют друг друга.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает 3 основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:
- самая распространенная – это родительские собрания.
В последнее время для многих классных руководителей вопрос их проведения стал одним из самых болезненных и неприятных.
Дело в том, что на собрания ходят одни и те же родители, и их, как правило, немного. Посещаемость родителями собраний в последнее время резко падает. Во-первых, кому приятно идти слушать при всех о своем ребенке плохое. Во-вторых, все родительские собрания похожи друг на друга, и не хочется тратить драгоценное время, пытаясь воспринять то, о чем можно узнать и из записи в дневнике.
Для устранения подобных ситуаций необходимо запомнить и дать себе обещание применять на практике следующие правила:
– не назначать собрание на тот вечер, когда по ТВ идет интересный фильм или футбольный матч;
– не затягивать собрание искусственно. Помнить, что родители приходят к нам после работы, а дома их ждет еще куча дел;
– никогда не говорить на общих родительских собраниях о конкретных детях. Для этого есть индивидуальное консультирование. На них-то и следует приглашать именно тех родителей, для которых данный вопрос актуален, и следовательно, интересен;
– всегда сообщать родителям что-либо новое для них, то, что они могут применить на практике;
– не забывать, что родители могут поделиться друг с другом своим опытом, и создавать условия для этого обмена.
Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.
Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Тема конференции всегда конкретна, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка».
Индивидуальные тематические консультации.
Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать.
Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Консультации полезны и для учителя, и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Родительский лекторий
Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии – чье это дело?», «Умеете ли вы любить своего ребенка?».
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Дни творчества детей и родителей
Помощь в организации внеклассных дел
Также к формам работы классного руководителя с семьями относятся:
- Посещение семьи.
Можно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и «тонкости» домашнего воспитания, выработать план совместных действий по оказанию помощи школьнику в учебе.
- Переписка с родителями.
Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.
- Родительский комитет.
Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей.
Большая роль в организации оптимального взаимодействия педагогов с родителями принадлежит школьному психологу. Он обладает соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести диагностирование учащихся, консультирование педагога и родителей по поводу форм взаимодействия с ребенком.
Таким образом, учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.