Взаимодействие социально-психологической службы гимназии с учреждениями системы профилактики по предупреждению подростковой преступности, правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолених.
Под системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подразумевают совокупность органов и учреждений, в компетенцию которых входит профилактическая деятельность по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Перечень таких органов и учреждений установлен пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 № 120-ФЗ:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- органы управления социальной защитой населения,
- органы управления образованием, образовательные организации,
- органы опеки и попечительства,
- органы по делам молодежи,
- органы управления здравоохранением,
- органы службы занятости,
- органы внутренних дел.
В структурах указанных органов могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4). 2 1
Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 4).
Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подразумевает координацию их действий в целях наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач. Такая координация осуществляется как на основе практической деятельности, так и на основе действующих нормативных правовых актов различных по юридической силе и территории действия..
Образовательная организация взаимодействует:
1) с органами исполнительной и представительной власти: - администрация муниципального образования;
- территориальный орган социальной защиты населения;
- муниципальный орган образования;
- муниципальный орган здравоохранения;
- органы внутренних дел;
- районный (городской) суд;
- районная (городская) прокуратура;
- муниципальный орган занятости населения;
- муниципальный орган по молодежи и спорту;
- муниципальный орган культуры.
2) с межведомственными комиссиями:
- муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- муниципальная комиссия по профилактике правонарушений;
- муниципальная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время.
3) с общественными объединениями, организациями;
4) со средствами массовой информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать: 1) орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий, или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
6) орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
7) орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
8) орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости. Также необходимо проинформировать органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.
В гимназии регулярно проводится работа по взаимодействию социально-психологической службы с учреждениями системы профилактики по предупреждению подростковой преступности, правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолених. Взаимодействие осуществляется со следующими структурами и организациями:
1. КДН по Советскому району, так, например, в апреле 2019 года в нашей школе состоялось выездное заседание КДН, кроме того на КДН рассматриваются особо сложные случаи невыполнения родителями своих родительских обязанностей по воспитанию и обеспечению правом на образование несовершеннолетних (т.е. в случае с нашей гимназией на КДН рассматривались ситуации пропуска учащимися занятий без уважительных причин. При этом родители потакают детям в этом.)
Так же на КДН могут рассматриваться случаи бродяжничества, ухода ребенка из дома и попрошайничества, либо работа на мойках и в других местах в учебное время.
2.Отдел опеки и попечительства Советского района. В нашей гимназии согласно данным социальных паспортов обучаются 3 усыновленных детей, 6-ро детей, находящихся под опекой из них 1 ребенок-круглая сирота. Но еще больше учащихся имеют обоих родителей, но проживают по каким либо причинам у бабушки с дедушкой. Чаще просто у бабушки. Социально-психологическая служба с вашей помощью старается держать на контроле всех детей оставшихся без попечения родителей и оказывать им посильную помощь. Чаще всего эта помощь выражается в обеспечении участия их в благотворительных акциях. Таких как. Посвященные Дню матери, когда дети посещают мероприятия, специально для них устроенные, где проводятся концерты, мастерклассы, показ спектаклей или кинофильма с обязательным компонентом-подарками.
3. Инспекция по делам несовершеннолетних в лице Сиявуша Зайнуллаевича и его коллег
Работа с данными структурами проводится очень тесно и плодотворно. Инспектор ПДН и его сотрудники бывают частыми гостями в гимназии, участвуют в заседаниях Совета профилактики, проводят индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися, как в старшей так и в начальной школе. Темы бесед с классами в этом году были следующие: обеспечение безопасности на дорогах, опасность использования пиротехнических средств, профилактика терроризма и экстремизма, информационная безопасность и т.д.
4. Комитет молодежи РД помогал нам в получении путевок для учащихся в санатории несколько лет назад. Сейчас этим занимается
5. Городское управление образования (в частности общий отдел, отдел воспитания и т.д.) Ну и как вы знаете с прошлого года для организации летнего отдыха стало возможным получить путевки в летние оздоровительные лагеря через МФЦ. Несколько лет назад я помню договаривалась по поводу организации летнего отдыха для ребенка из остронуждающейся семьи в лагере при тогдашнем Республиканском экологическом центре. А в этом году организовала отдых нескольким учащимся через центр туризма и краеведения.
6. Республиканский центр помощи семье и детям «Надежда» на А.Сутана 8б, давно и тесно сотрудничают с нами. Регулярно 1-2 раза в год (весной и осенью) они проводят День открытых дверей. Учащимся показывают реабилитационный центр и его возможности, т.е. комната психологической разгрузки и рассказывают о кружковой деятельности, которую осуществляет центр. К нам в школу работники центра приходят с лекциями по профилактике безнадзорности, а в прошлом году проводилась беседа с ученицами 8-9 х классов. Беседу проводили психолог и врач гинеколог центра. но особый интерес у девочек вызвали рассказы о реальных судьбах женщин и ситуациях, в которые попадают женщины и дети и какую помощь оказывает им реабилитационный центр.
7.Технпарк «Кванториум»
8. ГБУ ДО РД Малая академия наук РД
9. МБУДО АЛЫЕ ПАРУСА
10. Реабилитационный центр «Шаг», г. Каспийск
11. Парк-музей «Россия –моя история»
12. Врач из отдела по наркоконтролю с просветительскими лекциями и беседами выступала неоднократно и на общешкольных родительских собраниях (Всеобучах) и на общешкольных профилактических беседах со старшеклассниками.
И т.д.
Результатом обеспечения эффективного социально-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса является социальная адаптация личности ребенка в обществе, обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, создание доверительного психологического климата между педагогами, учениками и родителями; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учащихся, профилактика зависимого поведения и многое другое.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Внедрение технологий эффективного взаимодействия среди участников УВП;
2. Повышение уровня профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие ПДН и ЗП и других структур.
3. Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данные проблемы.
4. Установление связей и партнерских отношений между семьей и школой;
5. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков
6. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни;
7. Профилактика правонарушений среди подростков;
8. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни
9. Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
10. Обеспечение социальной защиты и прав несовершеннолетних
11. Социально -педагогическое сопровождение учащихся, состоящих на ВШУ;
12.Социально-педагогическое сопровождение учащихся профильного и профессионального самоопределения;
13. Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к
продолжению образования.
МБОУ «Многопрофильной гимназии №38» г.Махачкала
Выступление
на школьном методическом объединении
классных руководителей
На тему:
«Взаимодействие социально-психологической службы гимназии с учреждениями системы профилактики по предупреждению подростковой преступности, правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолених.»
Подготовила:
Социальный педагог Изергина М.Н.
Махачкала, 10.01.2020г.