СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие тьютора и учителя-логопеда при сопровождении младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Построение образовательного процесса ориентированно на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей детей с ОВЗ, актуальным и важным является сопровождение детей с ТНР помимо учителя-логопеда и других специалистов, тьютором. Построение эффективного взаимодействия учителя-логопеда и тьютора в сопровождении младших школьников с ТНР является достаточно новым и актуальным направлением работы с данной категорий детей. Модель взаимодействия учителя-логопеда и тьютора в процессе сопровождения  обучающихся с ТНР.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие тьютора и учителя-логопеда при сопровождении младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи»


Сегодня одной из приоритетных целей социальной политики России выступает модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Это, в свою очередь, определяет изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, в том числе детей с речи тяжелыми нарушениями речи, которые встречаются у детей с каждым учебным годом все чаще. Поэтому проблема требует комплексного подхода для ее решения.

Построение образовательного процесса ориентированно на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей детей с ОВЗ, поэтому актуальным и важным является сопровождение детей с ТНР помимо учителя-логопеда и других специалистов, в том числе тьютором.

Построение эффективного взаимодействия учителя-логопеда и тьютора в сопровождении младших школьников с ТНР является достаточно новым и актуальным направлением работы с данной категорий детей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория, у которой имеются отклонения в речевом развитии, при этом у них сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но имеются серьезные речевые дефекты, которые влияют на становление психики. Из-за этого возникает вторичное отставание в развитии психических процессов, что влечет за собой трудности в усвоении образовательной программы в школе и включению в социум.

У таких детей снижена вербальная память, то есть продуктивность запоминания мыслей и слов, при этом сама смысловая и логическая память сохранна. В процессе обучения сложные инструкции в заданиях воспринимаются с трудом, некоторые моменты объяснения заданий пропускаются, а иногда даже меняется их последовательность.

Психическое развитие детей с ТНР, чаще всего опережает их речевое развитие. Поэтому возможно у части детей может присутствовать критичность к своей речи. Нарушение речи как первичный дефект имеет негативное влияние на изначально сохранный интеллект. И только при своевременной коррекции в рамках логопедической работы происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности всех психических процессов. Чтобы у ребенка успешно прошел процесс социализации, адаптации, и освоение образовательной программы имело стойкую положительную динамику, необходимо своевременно, целенаправленно устранять «барьеры» образовательной среды посредством создания специальных, благоприятных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалистов сопровождения.

Тьюторство как достаточно новая педагогическая деятельность в российском образовании становится главным средством в создании практики с личностно-ориентированной и гибкой системой сопровождения ребенка с ТНР.

Тьютор помогает детям с ТНР во время урока удерживать внимание на уроке, выполнять требования учителя и поддерживать адекватное общение со своими сверстниками.

Логопедическое сопровождение представляет собой комплекс, который включает исследовательские, коррекционно-развивающие, профилактические, организационные и просветительские мероприятия, необходимые при коррекции проблем речи у детей, которые препятствуют обучению в образовательных учреждениях и изучению образовательной программы, в также затрудняют процесс социализации детей.

Учитель-логопед является ведущим специалистом, организующим данный процесс. Будучи участником логопедического сопровождения он сопровождает и координирует взаимодействие всех участников.

Частью логопедического сопровождения школьников с ТНР является взаимодействие учителя-логопеда и тьютора. Эффективный контакт учителя-логопеда и тьютора существенно облегчает, как работу тьютора, так и делает более эффективным процесс логопедической коррекционной работы.

Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и тьютора существенно облегчает, как работу тьютора, так и делает более эффективным процесс логопедической коррекционной работы. Одна из основных форм взаимодействия учителя-логопеда и тьютора в процессе обучения – индивидуальная помощь ребенку с ТНР.

Изучив специфику сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях школы, мы сделали следующие выводы:

в 2021-2022 учебом году обучается 141 ученик, из них 13 обучающихся с ОВЗ и 4 обучающихся, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Проанализировав работу за три предыдущих года можем говорить о том, количество обучающихся с ОВЗ и с трудностями обучения с каждым годом увеличивается: в 2019-2020 уч году – 5 детей с ОВЗ, в 2020-2021 уч году – 11 детей с ОВЗ, в 2021 -2022 уч году на начало учебного года было 15 человек, при этом 2 детей были переведены в другие ОО (АООП 5.2 и АООП 8.1)


СЛАЙД 5 Обратите внимание на следующий слайд, в предоставленных ранее и в новых заключениях ПМПК на 2021-2022 учебный год были даны следующие рекомендации обучения:

  • по АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) - 1 ребенку;

  • по АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) - 5 детям;

  • по АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) 1реб,

  • по АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) - 1 ребенку;

  • по АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) - 5 детям;

  • по АООП ООО для обучающихся с ЗПР 1 ребенку;

Не смотря на то, что в образовательной организации такое количество обучающихся с ОВЗ и обучающихся, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, нуждающихся в сопровождении специалистов, в штате образовательной организации нет достаточного количества специалистов для сопровождения.

В штате школы работает 19 педагогических сотрудников

Основная нагрузка при сопровождении детей с ОВЗ по АООП НОО возлагается на учителей начальных классов, а коррекционная работа ведётся учителем-логопедом, с частью детей начальных классов, у которых в заключении ПМПК обозначены направления коррекционной работы учителя-логопеда.

Обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом их ООП и индивидуальных возможностей в первую очередь требует создания специальных условий в образовательных организациях, а именно необходимо увеличивать штат сотрудников, которые будут готовы к работе с детьми с ОВЗ. Необходимо при сопровождении таких детей организовать комплексную работу и взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе специалистов сопровождения. Например, при сопровождении по АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) необходим комплексный подход и сотрудничество всех специалистов, в том числе взаимодействие тьютора и учителя-логопеда.

Создание условий для обеспечения равного доступа к образованию обучающихся с ОВЗ по АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) с учетом их ООП и индивидуальных возможностей для школы является новым направлением инклюзивного образования.

Субъектом, требующим сопровождения, будет выступать обучающийся 1 класса, который по результатам обследования на ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2-4/5лет).

По решению ППК от 28.12.2021 года данному ребенку в новом учебном году рекомендовано начать сопровождение учителем-логопедом (в данном учебном году ребенок не был зачислен на логопедический пункт, т.к. заключение ПМПК не было предоставлено при зачислении в образовательное учреждение) и сопровождение тьютором на уроках русского языка и литературного чтения.

Сопровождение ребёнка с ТНР в образовательной организации осуществляется через тесное сотрудничество всех специалистов, сопровождающих ребенка с ОВЗ. Учитель-логопед при сопровождении ребенка с ТНР является ведущим специалистом. Будучи участником логопедического сопровождения, учитель-логопед сопровождает и координирует взаимодействие всех участников образовательных отношений, в том числе выстраивает взаимодействие с тьютором.

Деятельность тьютора и учителя-логопеда при сопровождении обучающегося с ТНР на уроке может быть представлена в виде модели.

За основу модели возьмем подход С.В. Алехиной. При описании модели взаимодействия учителя-логопеда и тьютора в процессе сопровождения обучающихся с ТНР можно представить следующие этапы: диагностический, проектировочный, коррекционный.

Этапы

Учитель-логопед

Тьютор

Формы

Результат

Диагностический

(в начале учебного года, в середине и в конце учебного года и по необходимости).

Знакомится с личными делами, заключениями ПМПК, медицинской

документацией детей.

Проводит диагностические мероприятия по исследованию устной и письменной речи обучающихся: изучает состояние звукопроизносительной стороны речи; сформированность слоговой структуры слова, звуконаполняемости слов; уровень развития лексико-грамматического строя; владение связной речью и коммуникативными навыками; умение списывать печатный текст, буквы, с печатного текста письменными буквами; развитие фонематического слуха, владение звукобуквенным анализом и синтезом;

анализирует письменные работы школьников. Анализирует результаты.

Знакомится с результатами диагностики ребёнка, проведённой специалистами, с медицинской картой ребёнка, встречается со специалистами ППК для получения рекомендации, получив общие сведения, знакомится с самим ребёнком и его семьёй узнает об его особенностях, интересах, слабых сторонах. Устанавливает контакт с ребенком.

Консультации, встречи, ППК.

Диагностические и речевые карты, протоколы ППК.

Проектировочный

(сентябрь, в течение учебного года, по необходимости)

Проводит комплектование групп учащихся по результатам диагностики, составляет план работы логопедического кабинета на учебный год, заполняет речевые карты, разрабатывает и составляет планы индивидуального сопровождения учащихся, ведет заполнение журналов посещаемости, составляет

поурочное планирование занятий,

ведет и проверяет индивидуальные рабочие тетради учащихся.

Совместно с другими специалистами вырабатывает рекомендации по сопровождению ребенка, составляет индивидуальный план работы с ребёнком, ведет дневник наблюдений за успехами ребенка.

Встречи, консультации, беседы, консилиумы, совместная деятельность по разработке и составлению программы сопровождения.

Программа сопровождения, в которой определены задачи и функции учителя-логопеда и тьютора

Коррекционный

(в течение учебного года)


Проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую работу с учащимися: по устранению дефектов произношения, введению поставленных звуков в самостоятельную речь; проводит занятия с учащимися по устранению различных нарушений и

содействует профилактике неуспеваемости на уроках русского языка и литературного чтения; развивает фонематические процессы, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза; проводит работу со звуко-слоговой структурой; обогащает, уточняет и активизацирует словарь детей; устраняет аграмматизмы в устной речи учащихся; развивает связную речь и формирует коммуникативные навыки у детей, проводит работу по профилактике нарушений письменной речи; проведит системную работу

по устранению дислексий, дисграфий, орфографий.

Тьютор присутствует с тьюторантом на занятиях учителя-логопеда при необходимости. Важная задача тьютора сопровождение обучающегося с ТНР на уроках русского языка и литературного чтения, сопровождение осуществляется на данных уроках согласно расписанию.

Для выполнения, поставленных образовательных задач, адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности учащегося с ТНР; использует приёмы, методы и средства обучения, соответствующие уровню речевой подготовки учащихся с ООП; осуществляет контроль автоматизации поставленных звуков, дифференциацию звуков по рекомендации учителя-логопеда. помогает подбирать речевой материал ребенку с ТНР для выступления перед классом; следит за организации рабочего пространства ученика; соотносит задание учителя с возможностями ученика; если ребёнок не успевает полностью выполнить задание, определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее здание для всех детей, сложно для понимания ребёнка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию;

привлекает внимание ребёнка к учителю: "смотри на...", "возьми ручку и пиши" и т.п.

Беседы, встречи, консультации, совместные занятия.

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и тьютора.

Обучающимся с ТНР, сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях или классах, напротив, получать более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они могут в общеобразовательной школе.

Учитель-логопед решает сложные задачи по коррекции и развитию всех компонентов речи обучающегося с ТНР. С педагогической точки зрения тьюторская деятельность рассматривается как успешная интеграция ребенка с дефектами речи в учебную среду общеобразовательного учреждения, помощь ребенку в реализации себя в учебном процессе. Роль тьютора для реализации стандартных идей, дополняет позицию учителя на уроках русского языка и литературного чтения, потому что принцип персонализации лежит в основе его деятельности.

Взаимодействие тьютора и учителя-логопеда при сопровождении детей с ТНР в начальной школе является одним из обязательных условий развития и социализации данной категории детей. Взаимодействие тьютора и учителя-логопеда при сопровождении обучающихся с ТНР в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – освоению АООП НОО.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!