Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие учителя-логопеда с родителями учащихся"»
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями учащихся
Подготовила Дрожжина Т.А.
Учитель-логопед МКОУ «СОШ№1» г.Поворино
Взаимодействие школы и семьи –
- необходимое условие полноценного речевого развития школьников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми
Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
роль всех членов семьи в воспитании ребенка
Необходимо учитывать
позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку
тип семейного воспитания
- Учитывая индивидуальность каждого из родителей, учитель-логопед должен рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами , их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню и т.п.
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
- Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
- Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
- Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
- То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
- Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!
- Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
- Если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место!
Коррекционно-педагогический процесс:
Просветительский блок
Консультативный блок
Коррекционная работа
- Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.
- Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», родительские семинары, «круглые столы».
Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей. Организация индивидуальных консультаций, «телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.
- Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.
- Коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.