СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы дистанционной встречи в рамках работы Школы молодого учителя-логопеда г. Оренбург. Авторы-составители: руководители стажерских площадок для молодых специалистов, учителя-логопеды высшей квалификационной категории МОАУ "СОШ №76" Кислина О.Р. МОАУ "СОШ №19" Шлюпикова Н.И. 

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений»





















Материалы дистанционной встречи в рамках работы Школы молодого учителя-логопеда.

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогическим коллективом.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.









Подготовили руководители стажёрских площадок

для молодых специалистов,

учителя-логопеды высшей квалификационной категории

МОАУ «СОШ №76» Кислина О.Р.

МОАУ «СОШ №19» Шлюпикова Н.И.

Успешность деятельности учителя-логопеда во многом зависит от правильно организованной совместной работы с другими участниками образовательных отношений. Являясь специалистом образовательной организации, учитель-логопед строит свою работу совместно с другими специалистами коррекционного профиля, а также с педагогами школы. Весь педагогический коллектив – это команда, деятельность которой направлена на обучение и воспитание новой гармоничной личности, полноценного члена общества.

Модель взаимодействия

учителя-логопеда с другими специалистами



Схема 1.

Модель взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами и социальными институтами



У читель – логопед


городское ТПМПК • Родители

школьный ППк • Педагог- психолог логопеды ДОУ • Педагоги начальной школы • Администрация ОО



Взаимодействие логопеда и учителя в начальной школе. 


Количество учеников, нуждающихся в логопедической помощи, велико. Для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, врачей-специалистов, психолога. 

Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (учитель-логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например, «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе сопровождения обучающегося. 

Сотрудничество состоится только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у педагога желание участвовать в решении проблемы. 
Поэтому при разговоре с учителем важно учитывать следующие моменты: 

  • Установить партнёрские отношения в процессе сопровождения обучающегося.

  • Учитель-логопед должен хорошо знать программный материал, чтобы определить уровень требований педагога.

  • Учителю-логопеду желательно не употреблять сложные специфические, малопонятные учителю термины.

  • Необходимо обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные трудности, их конкретные проявления.

Совместное проведение учителем-логопедом и учителем диагностики учебных трудностей ребёнка не исключает, а дополняет логопедическое обследование. Важно, чтобы педагог не занимал пассивную позицию, ожидая, когда логопед во всем разберется и объяснит ему возникшую проблему, а сам попробовал в ней разобраться. Это даст возможность увидеть сложности ученика со всех точек зрения: учебного процесса и физиологии (недоразвитие, нарушение речевых функций). 

Особенно важно при обсуждении проблемы с учителем воссоздать картину психологической обстановки, окружающей обучающегося в школе и дома, т.к. именно это может быть причиной возникновения учебной проблемы, а также сильно влиять на ее проявления и выбор пути ее решения. 

Формы сотрудничества.

Учитель-логопед может организовать взаимодействие с педагогом любыми удобными способами:

- консультации, которые могут освещать результаты диагностических процедур, разрабатывать программы сопровождения, способы и методы индивидуальной работы с обучающимся, динамику работы;

- индивидуальные беседы в рабочем порядке;

- тематические консультации;

- выступления на педагогических советах с целью пропаганды логопедических знаний;

- круглые столы и семинары с целью обучения практическим приёмам работы с обучающимися с нарушениями речи;

- взаимное посещение уроков и занятий логопеда.


Организация сотрудничества


Взаимодействие начинается с ознакомления учителем-логопедом педагога с результатами диагностики устной и письменной речи учеников класса. За этот период и учитель, и логопед собирают необходимые данные об особенностях учеников класса. В конце периода обследования (конец сентября) логопед и педагог обсуждают полученные данные и определяют стратегию дальнейшей работы с каждым учеником. Утверждаются списки учеников для коррекционных занятий с логопедом, вырабатываются единые требования к обучающимся, планы коррекционных мероприятий. Кроме того, педагог получает рекомендации по организации работы с остальными учениками, входящими в группу риска по возможным нарушениям письменной речи. Педагог оказывает существенную помощь в решении организационных вопросов, а также активно работает с родителями, формируя ответственное отношение к логопедическим занятиям. В дальнейшем учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогу, совместно с учителем осуществляет анализ письменных работ учеников, отслеживает динамику коррекционной работы в условиях класса.

Помимо работы, направленной на конкретный классный коллектив, учитель-логопед занимается регулярный просветительской деятельностью с педагогическим коллективом всей образовательной организации. Проводит круглые столы, семинары, мастер-классы с целью пропаганды логопедических знаний. Учитель-логопед также работает в составе школьного ППк.

Учитель-логопед ведёт отдельную папку по взаимодействию с педагогами, в которой находится план работы на год, разработанные методические материалы для педагогов.


Схема анализа учебной проблемы обучающегося 

(для учителя и учителя-логопеда) 

  • Предмет, по которому ученик не успевает.

  • Чему не получается научить ученика?

  • Как педагог объяснял принцип. Понял ли обучающийся суть принципа выполнения задания? Или заучил формулировки?

  • Каков алгоритм действий. Как действует ученик при выполнении задания?

  • Как ученик должен комментировать свои действия? Как он выполняет действия, комментирует, использует ли алгоритм? Как организует свои действия? Контролирует их

  • Как учили обучающегося проверять. Как ученик проверяет результат выполнения задания? Результат выполнения задания?


Алгоритм работы с обучающимися, имеющими учебные затруднения. 


Фамилия, имя ученика ______________________
Дата рождения ______класс ______школа _____
Учитель __________________________________
Логопед __________________________________

Проблемы в обучении - действия педагога 
1. Описание учебных затруднений ученика. 
1.1. Описать конкретные проявления учебных затруднений обучающегося. 
1.2. Определить максимально точно учебные затруднения. 
2. Какие операции успешно выполняются, какие не выполняются?

2.1. Определить, что ученик умеет, какими знаниями обладает. Каков актуальный уровень знаний, умений и навыков.
2.2. Определить, чего он не умеет делать, чего не знает. Каковы возможные резервы. 
3. Постановка целей. Какие знания, умения должен приобрести ученик в результате обучения? Через какое время и какого результата он должен достичь? Каким образом?

3.1. Какие конкретные задачи надо решить? Для того, чтобы этого добиться, нужно … 
3.2. Время выполнения. Сроки.
4. Какими способами ученик может преодолеть трудности в обучении?

4.1. Выбор метода. 
5. Достиг ли ученик того учебного уровня, который был запланирован на определенный срок.

5.1. Провести анализ учебных умений и навыков (тест, контрольная работа и т.д.). 

Памятка для учителя

 

Что должно насторожить педагога в устной и письменной речи учеников: 

  • неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию; 

  • особый характер ошибок на письме: 

  • ошибки не на правило; 

  • стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения; 

  • регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка; 

  • искажение графических образов букв; 

  • пропуски, перестановки, добавления букв и слогов; 

  • смешивание парных согласных в устной и письменной речи; 

  • грубые аграмматизмы в устной речи и на письме; 


Если вы наблюдаете у ученика ошибки такого рода, пожалуйста, убедите его родителей обратиться за помощью к логопеду! 

Просим вас: 

  • оказать содействие в первичном логопедическом обследовании каждого обучающегося; 

  • обсудить вместе с логопедом проблему каждого из ваших учеников; 

  • объяснить родителям необходимость логопедической помощи для их ученика; 

  • содействовать обеспечению посещаемости учеником необходимых ему логопедических занятий. 

Только взаимодействие учителя и учителя-логопеда может помочь обучающимся преодолеть трудности в учебе и сделать учебный труд для них радостным творчеством! 



Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом.

В рамках работы службы сопровождения в образовательной организации совместно работают учитель-логопед и педагог-психолог. Л.С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

 Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

Таким образом, прослеживается необходимость взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ученика с нарушениями речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство.

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе всех направлений деятельности: диагностическом, коррекционно-развивающем, аналитическом, в работе с педагогами и родителями.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых обучающимся.

Основой преемственности является активизация развития учеников в различных сферах деятельности.

 Таким образом, выделяются следующие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в образовательной организации:  

 – проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),

 – коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные или бинарные занятия с обучающимися;

−а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.  

В результате взаимодействия учителя−логопеда и педагога-психолога по сопровождению учеников с речевыми нарушениями, отмечается:

 – обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;

 – осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

 – обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

 – высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

 – одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.


В результате взаимодействия происходит стимуляция речевого, познавательного и индивидуального развития ученика. Благодаря совместной работе специалистов, удается своевременно достичь положительной динамики развития у учащихся с речевыми и иными нарушениями.




Обеспечение взаимодействия

в работе учителя-логопеда и педагога-психолога

Таблица 1.


Направления взаимодействия


Организационное обеспечение


Педагогическое обеспечение

Для родителей

Для педагогов


Кадровый состав

  • Педагог – психолог

  • Учитель – логопед

• консультации

• открытые занятия

• родительские собрания


• мастер-классы

• семинары

• круглые столы по актуальным вопросам

• взаимопосещение уроков и занятий





Таблица 2.

Направления работы специалистов школы



Диагностическое

Коррекционно-развивающее

Аналитическое


Задачи

• Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6-7 лет(логопед, психолог);

• Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования (логопед, психолог);

• Составление общей карты развития ребенка (психолог).

• Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих занятий;

• Составление индивидуального плана занятий с учетом особенностей взаимодействия специалистов и возможностей ребенка.

• Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы;

• Мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы.



Предполагаемый результат

1. совместный диагностический блок методик;

2. критерии факторов риска;

   


1. интегрированный план коррекционно-развивающих занятий;

2. эффективные методы и приемы взаимодействия специалистов.


1. Лист динамики развития ребенка с учетом выделенных факторов риска;

 2. критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.




Нормативно-правовая база обеспечения преемственности представлена в виде следующих законов и законодательных актов

  • Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948;

  • Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006;

  • Федерального закона «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ;

  • Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012;

  • Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями;

  • Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 03.07.1998;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Письмо МО РФ «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» от 22.01.1998 г. № 20-58-07-ИН/20-4.

  • Письмо МО РФ от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопункта ОУ».

  • Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».


Взаимодействие в работе учителя-логопеда с родителями


Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители обучающихся, посещающих коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда общеобразовательной школы.


Методы изучения семьи:

  1. Анкетирование.

  2. Посещение семьи.

  3. Беседы.

Формы работы с родителями:

Традиционные:

1.Коллективные:

- родительские собрания, конференции.

2.Индивидуальные:

- педагогические беседы, тематические консультации.

3. Наглядно-информационные:

- видеозапись, аудиозапись, фотографии, выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Нетрадиционные:

1.Досуговые:

- праздники, совместные выставки.

2.Познавательные:

- семинары-практикумы, устные педагогические журналы.

3.Нагдядно-информационные:

- информационные проспекты, организация дней открытых дверей, просмотр открытых занятий, выпуск газет.


Первый раз учитель-логопед встречается с родителями обучающихся, зачисленных на логопедические занятия, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он назначает индивидуальные консультации или собирает первое родительное собрание для родителей. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с обучающимися учителя-логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедические коррекционно-развивающие занятия, и на этой почве возникают конфликты.

Для того чтобы не возникали конфликтные ситуации, учитель-логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания, представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, учитель-логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение обучающимся школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в общеобразовательной школе. Подобных осложнений можно избежать, если с обучающимся проводить специальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения желательно, чтобы учитель-логопед привел 1—2 примера из своей практики. Получив, таким образом, самые общие сведения о работе учителя-логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью отнесутся к приглашению на индивидуальную консультацию.

Учитель-логопед сообщает учителю о дате и времени проведения консультации родителей или родительского собрания, а учитель передает эти сведения родителям. Все-таки лучше, если учитель-логопед сам известит родителей о намечающемся мероприятии по телефону или в письменной форме.

На индивидуальных консультациях или собрании учитель-логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного обучающегося и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушениях речи.

Далее учитель-логопед сообщает о составе групп и подгрупп, о расписании занятий оформляет документы, обращает внимание родителей на то, что, поставив свою подписать в документах, они «наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми».

Затем учитель-логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопедических коррекционно-развивающих занятиях обучающиеся каждой группы. Для родителей первоклассников рассказывает и о том, что будут делать обучающиеся на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся учащимся для логопедических занятий (тетради в линейку, из них одна для проверочных работ, и набор шариковых ручек красного, синего и зеленого цвета, для первоклассников — касса букв и слогов).

В заключение учитель-логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса обучающихся. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребенка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени— 1 часа в 1-м классе, 1 — 1,5 часа во 2—4-х классах, причем в это время входит выполнение всех домашних заданий — и письменных, и устных, и по труду и рисованию.

Родители должны знать, что учащиеся-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать обучающемуся самостоятельно прочитать проработанный текст. При этом полезно дать ученику в руку небольшую указку, чтобы он водил ею по тексту. Такой прием позволяет значительно снизить напряжение, которое испытывает ученик-логопат при чтении незнакомого текста.

На этой же индивидуальной консультации или собрании учитель-логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать учащегося у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). Делается это, прежде всего в интересах обучающегося, для того чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

Для родителей тех обучающихся, которые будут заниматься коррекцией звукопроизношения учитель-логопед сообщает, что эти обучающиеся должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не будет закрепляться, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.

Затем учитель-логопед сообщает о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций.

В течение учебного года учитель-логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их ребенка. Если обучающийся, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

Особенно тесный контакт необходим учителю-логопеду с родителями тех учеников, которые занимаются исправлением звукопроизношения. Если ребенок несколько раз приходит на занятия с невыполненным домашним заданием, учитель-логопед вызывает родителей в школу и внимательно разбирается в причинах, по которым это происходит. Если причины окажутся достаточно уважительными, логопед должен постараться помочь родителям. Родители всегда должны чувствовать, что учитель-логопед не просто механический исполнитель своих обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь. Надо помнить, что авторитет учителя-логопеда в значительной степени зависит от отношения к нему родителей учащихся.

Особенно тактичен и осторожен, должен быть учитель-логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре от учителя-логопеда требуется максимальная доброжелательность, умение убедить родителей в необходимости такой консультации. Здесь нельзя действовать методом грубого нажима. Родителям надо доказать, что для наиболее успешной работы с их ребенком, для выбора именно тех методических приемов, которые дадут наибольший эффект, учителю-логопеду необходимо знать психологические особенности его личности, что только врач-специалист может дать необходимые рекомендации, а если нужно, то и помочь со своей стороны, подкрепить педагогическое воздействие медикаментозным лечением.

В конце учебного года учитель-логопед снова приглашает всех родителей на заключительную индивидуальную консультацию или родительское собрание. На этом собрании он сообщает родителям о результатах своей работы с обучающимися, о том, кто уже не нуждается в помощи учителя-логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития обучающихся при поступлении на логопедические коррекционно-развивающие занятия и после проведенной с ними работы, наглядно, на конкретных примерах показать результаты коррекционной работы. Необходимо отметить и работу самих родителей, их конкретную помощь учителю-логопеду.

Обязательно необходимо проговорить о рекомендациях для занятий с обучающимися в летний период. Прежде всего, напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с обучающимися по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и придется начинать работу по их постановке заново. В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи их детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми по время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему. Если ученик уезжает в оздоровительный лагерь, очень важно добиться, чтобы он как можно чаще звонил, рассказывая, что его окружает, чем он занимается, где бывает и т. д.

Родительские собрания для всего класса учитель-логопед обычно проводит 2-3 раза в год. В начале года установочное собрание. В конце года – подведение итогов. Чаще всего учитель-логопед проводит индивидуальные консультации, т.к. они носят адресный характер и более результативны. Учитель-логопед может посещать родительские собрания, организованные учителем, если рассматриваемая тема может быть освещена с коррекционных позиций. Возможны отдельные мероприятия для группы родителей по разным темам. Например, практические семинары, круглые столы для родителей с целью обучить родителей практическим приёмам для работы с детьми в домашних условиях («Обучение приёмам артикуляционной гимнастики», «Как правильно читать ребёнку с дислексией» и т.д.). Возможно участие учителя-логопеда во всеобучах для родителей, организованных школой.

Учитель-логопед может предлагать родителям различного рода анкеты для получения и уточнения информации, получения обратной связи. Предлагаем несколько вариантов анкет.



Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей школьного возраста».

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с вашей точкой зрения.

Вопрос №1 Интересует ли Вас тема опроса?

  • Считаю важной;

  • Считаю второстепенной;

  • Не интересует совсем.

Вопрос №2 Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка?

  • Правильное речевое дыхания;

  • Выразительное и правильное интонирование речи;

  • Правильное произношение звуков родного языка;

  • Владение культурой речи;

  • Звуковая культура речи не является проблемой для моего ребёнка.

Вопрос №3 Есть ли у Вашего ребёнка нарушения в речевом развитии?

  • Да;

  • Нет;

  • Не обращал(а) внимания.

Вопрос №4 Если у ребёнка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

  • Обратиться за советом к учителю;

  • Заниматься с ребёнком самостоятельно;

  • Проконсультироваться у логопеда;

  • Регулярно заниматься с логопедом;

  • Не обращать внимание;

  • Другое……………………………………………………………………

Вопрос №5 Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребёнка в настоящем и будущем?

  • Нет;

  • Затруднит в общении со сверстниками в школе;

  • Помешает полноценному общению с людьми в будущем;

  • Послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.

Вопрос №6 Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

  • Достаточно занятий с воспитателем и логопедом;

  • Родители иногда должны заниматься с детьми;

  • Родители должны принимать активное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.

Вопрос №7 Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребёнком Вы хотели бы получить от специалистов школы?

……………………………………………………………………………………



Благодарим Вас за сотрудничество!

Анкета для родителей



1. Фамилия, инициалы _____________________________

2. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок посещает логопедические занятия:

а) положительно

б) отрицательно, моему ребёнку не нужна специальная помощь

в) положительно, но стесняюсь этого

г) другой вариант (укажите)___________________________________

3. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей:

а) потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребёнка

б) потому что это некрасиво

в) считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, всё само пройдёт

г) другой вариант__________________________________________

4. Объясняете ли вы ребёнку, почему необходимо работать над правильной речью:

а) да, иначе он не будет понимать смысл логопедических занятий, не будет стараться

б) просто заставляю его выполнять задания, правильно говорить

в) не считаю нужным это делать

г) другой вариант (укажите)___________________________________

5. Считаете ли вы, что семья должна принимать непосредственное участие в исправлении речевых нарушений у ребёнка:

а) да, только при объединении усилий логопеда, учителя и семьи можно добиться хороших результатов

б) да, но у нас нет на это времени

в) да, но мы не знаем, что нужно делать

г) нет, это задача логопеда

д) другой вариант (укажите)___________________________________

6. Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:

а) все

б) никто

в) некоторые (укажите)_____________________________________

7. Как часто вы выполняете задания и рекомендации логопеда:

а) всегда

б) когда есть время

в) когда есть желание

г) когда хочет ребёнок

д) другой вариант (укажите)_____________________________________

8. Как часто Вы обращаетесь к логопеду по вопросам обучения,

воспитания и развития речи ребёнка:

а) постоянно

б) только в крайних случаях

в) очень редко, потому что стесняюсь

г) мне не нужны ничьи советы, я сам(а) всё знаю

д) другой вариант (укажите)____________________________________

9. Ответы на какие вопросы, касающиеся логопедической работы, Вы хотели бы получить:_______________________________________

10. Как Вы оцениваете работу логопеда:_____________________________

11. Ваши предложения, пожелания по организации логопедической работы: __________________________________________________________________































Список используемой литературы:

1. Бадаева, Н. Е. Мониторинг коррекционно-логопедической работы Текст. / Н. Е. Бадяева, Н. В. Десюкова // Логопед. – 2005. – № 5. – с.62-65.

2. Бездухов В. П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Текст. / В. П. Бездухов, C. Е. Мишина, О. В. Правдина. — Самара: Изд-во Самара. ГПУ, 2001.

3. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2000.

4. Ершова Е. П. К вопросу рациональной организации логопедической работы в общеобразовательной школе. Текст. / Е. П. Ершова, М. Я. Гамерман // Дефектология. – 1987. – № 2. – с.50-54.

5. Ефименкова Л. М. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Текст. : Пособие для логопеда / 2011.

6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

7. Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1-ый класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования).// Дефектология, 2000, №2.

8. Селиверстов В. И. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. Текст. /В. И. Селиверстов. – М: Изд-во МГПИ, 1993.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!