СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие дошкольного образовательного предприятия и родителей как одно из условий реализации Государственного общеобязательного стандарта по предмету самопознание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе мы раскрываем инновационные формы по работе с семьями воспитанников, которые применяются уже второй год не только на занятиях по предмету «Самопознание». Одной из нетрадиционных и, как показал практический опыт, эффективных форм сотрудничества педагогов и родителей, а также активного взаимодействия взрослого и ребенка — осуществляется через семейные проекты: «Фамильные драгоценности», «Осенние чудеса», «Фестиваль театров», созданы совместно детьми и родителями нашего детского сада. 

 

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие дошкольного образовательного предприятия и родителей как одно из условий реализации Государственного общеобязательного стандарта по предмету самопознание.»


«Взаимодействие дошкольного образовательного предприятия и родителей как одно из условий реализации Государственного общеобязательного стандарта по предмету самопознание.


К.В.Ковшова


заведующий КГКП «Ясли-сад «Алем»»


Восточно-Казахстанская область, г. Риддер


«Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».

Назарбаева Сара.

Произошедшие коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни нашего общества, в том числе систему образования и первую ее ступень — дошкольное воспитание и обучение.

Государство начинается с семьи. Значит, в центре сферы образования должны стать ответ на вопрос «Кто я такой?» и тема «Моя семья». И главными они должны быть не только для детей, а для всех членов семьи, чтобы в первую очередь родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка, почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит, станет ли малыш в будущем хозяином СВОЕЙ судьбы, СВОЕЙ мечты, СВОЕЙ семьи.

Семья и детский сад, как две руки человека, - одинаково важны.

Из всех видов взаимодействия детского сада и семьи, на наш взгляд, сегодня наиболее актуально становится приоритетным направление развития национальной системы нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание»


Стремление педагогического коллектива детского сада «Алем»» работать по-новому, с учетом программы самопознания для дошкольного образования явилось мощным стимулом для творческих поисков и экспериментальной работы по внедрению инновационных технологий и программ по работе с детьми и семьями воспитанников.

В докладе мы раскрываем инновационные формы по работе с родителями, которые применяются уже второй год не только на занятиях по предмету «Самопознание», но и во второй половине дня.

Планируя работу с семьями мы опирались на основную цель программы «Самопознание». Приобщение, познание и усвоение детьми старшего дошкольного возраста общечеловеческих нравственно-духовных ценностей, благодаря которым последовательно формируется личность ребенка, его внутренний мир, реализуется познание самого себя, и на этой основе развивается отношение к миру непосредственного окружения. Опираясь на цель программы предмета «Самопознание» ставили следующие задачи:

  • гармонизовать нравственно-ценностную сферу личности дошкольника;

  • формировать положительную нравственную самооценку ребенка, воспитывать желание и готовность помогать окружающим;

  • способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество;

  • развивать чувство «мы», нравственность, доброжелательное отношение к окружающим;

  • раскрывать потенциальные возможности семьи в воспитании и развитии нравственности у детей.

Одной из нетрадиционных и, как показал практический опыт, эффективных форм сотрудничества педагогов и родителей, а также активного взаимодействия взрослого и ребенка — осуществляется через семейные проекты: «Фамильные драгоценности», «Осенние чудеса», «Фестиваль театров», созданы совместно детьми и родителями нашего детского сада.

Остановимся немного подробнее о них.

Проект: «Фамильные драгоценности» в подготовительной группе №1.

Воспитатели Кузнецова Светлана Тимофеевна и Щербакова Валентина Павловна.

Основная идея проекта создание единого пространства воспитания детей в детском саду и семье для формирования у детей чувства уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.

Разработка и выполнение проекта осуществлялась в несколько этапов.

1. Предварительная работа:

  • семинар для родителей: Тема: «Родители и педагогический коллектив: методология взаимодействия»;

  • индивидуальное консультирование родителей;

  • рекомендации по работе с проектом в виде памяток.

2. Основной этап

Предусматривает непосредственную реализацию проекта в семье (выбор темы, сбор материала, оформление коллажа своими руками).

3. Итоговый этап

Презентация проектов детьми.

«Моя любимая мама», «Мы на море отдыхаем», «Мои семейные ценности», «Мой дом».

Самый интересный и важный проект, который отметил коллектив детского сада, как мы его назвали «со слезами на глазах» создала семья Милены Рудько. Со слов мамы Елены Михайловны, девочка сама выбрала тему: «Война». Она рассказала о прабабушке Анне Ивановне. Служила она прожектористом в особой части 16 — го батальона. Как удерживала оборону Сталинграда, как перекидывали батальон на север Белого моря, на второй украинский фронт. Как встретила победу в Одессе. Не забыла Милена рассказать и о том, что прабабушка Анна была награждена медалью «За отвагу», показав реальные фотографии тех страшных лет войны.























Услышав рассказ Милены, дети стали на шаг ближе к пониманию страданий, с которыми столкнулся наш народ.

Девочка задела самую больную тему НАШЕГО поколения, взрастить уважительное отношение не только к ветеранам, но и к пожилым людям.



Проект: «Осенние чудеса» выбран был не случайно. В разделе программы «Я человек» ребенку дошкольнику важно показать формирование личности на основе связи человека с природой. Готовился проект в подготовительной группе №2 под руководством педагога Павловой Татьяны Александровны. Татьяна Александровна поставила задачи перед родителями воспитывать любовь к малой Родине, уважение к старшему поколению, приобщать к родной культуре и духовным ценностям, неразрывную связь человека и природы.





































Основной этап состоял:

  • сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации об осени) для создания альбомов и стенгазет: «Художница осень».

  • оформление альбома семейных фотографий детей группы «Путешествия в осень»;

  • оформление выставки семейных работ по темам: «Театр овощей» «Осенние сюрпризы»;

  • привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;

  • «Домашняя мастерская слова» - совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе).

Результаты поисково - экспериментальной деятельности превзошли все наши ожидания. Фотографии семей в разделе «Художница осень» знакомят нас с родным городом, его историческим прошлым и настоящим в осенний период. Рассматривая фотографии мы взрослые вместе с детьми, очарованы красотой нашего города, так как порой из-за жизненной суеты мы не замечаем краски которые нас окружают. Фотографии семей Серовых, Смирновых, Белозеровых и Гуреевых, сделанные с большим профессионализмом и художественным вкусом, вызвали у нас чувство гордости не только за свой родной город, но и за родителей которые смогли увидеть и передать осеннюю красоту.

Дети из этих семей Виктория, Артем, София, Никита с гордостью рассказали о том, как они совместно с родителями слушали шепот ветерка, шорох листочков под ногами, прикоснулись своими детскими ручками к красивейшему цветку золотой шар, рассмотрели золотые колосья. Во время этих наблюдений дети не просто знакомятся с теми или иными объектами живой или неживой природы, они учатся правильно вести себя на природе, слышать, видеть и чувствовать ее такой какая она есть в действительности, а не на картинке.

Особое место в проекте занял раздел «Театр овощей». Беседуя с родителями они рассказали, о том, что дети стали активными участниками в подготовке поделок из овощей. Нас встретили мышки, бабочки, зайчики, добрая семейка из лука, крокодил Гена, гусеница, рак, свинка, поросята, два друга сова и пингвин, еж, букет из роз и еловая корзина.















В разделе «Мастерская слова» родителями и детьми было использовано большое количество литературы, сведений из журналов, Интернета. Мама Гуреева Никиты Надежда Александровна рассказала, что мальчик научился исследовать, экспериментировать и открывать что-то новое. Чтобы ответить на все его вопросы, приходится использовать много литературы, затаив дыхание мальчик , может часами слушать рассказы Виталия Бианки.

Приведу высказывание мамы «Было любопытно наблюдать за реакцией ребенка. Он получал огромное удовольствие от совершения открытий. Оказалось, что такие привычные явления, как ветер, дождь, воздух, время имеют строго научные объяснения. Новые слова пополнили словарный запас ребенка. Участие в проекте обогатило не только моего сына, но и меня. Я получила огромное удовольствие от того, что помогала своему ребенку познавать мир. Кто, как не мы, взрослые, должны быть источником знаний для наших детей».

Одним из направлением духовно-нравственного воспитания на занятиях по предмету «Самопознание» является знакомство с художественным словом. Художественное слово вводит детей в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти свое место в жизни. Педагогами детского сада используется на занятиях прием знакомство со сказками. Сказки несут в себе глубокую мудрость. Совместный анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения тех или иных ситуациях. Дети на занятиях сопереживают героям, оценивают поступки, осмысливают проблемы, стараются поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Наблюдая за детьми во второй половине дня мы увидели как играя, дети пытаются инсценировать ту или иную сказку, выбирают роли, входят в образы героев, превращая сказку в «настоящий спектакль». Вот здесь и возникла идея проекта «Фестиваль театров».

Проект готовили все группы. Как говорят, от «мала до велика». Прежде чем начать данный проект мы с педагогами ознакомились, с формами театрализованной деятельности и с классификацией театров. И только затем приступили к работе (выбор сказки, выбор театра, знакомство родителей с разновидностями атрибутов в театральной деятельности (куклы, шляпы, маски и.т.д.).

Были задействованы преподаватели: хореограф, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Итог проекта — драматизация сказки. Главный результат — нормализация детско-родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать своих детей, активнее интересоваться тем, что происходит с ними в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития.

Для родителей был проведен фестиваль театров, где семьи были награждены грамотами и призами за активное участие, за лучшую маску, за золотые руки, за лучшую куклу.






Средняя группа №1 готовила театр Шляп, сказку «Гуси-лебеди»,













Средняя группа №2 — театр «Тантамареска», сказка «Теремок», Тантамерска — полотно с каким -либо изображением и отверстием для лица.












Старшая группа - театр шапок «Оригами», сказка «Пых»,


















Подготовительная группа №1 театр Ростовых кукол «Муха -Цокотуха»,
















Подготовительная группа №2 театр масок на волшебной палочке «Телефон».














На примере действий положительных персонажей наши дети осознанно усваивают такие понятия как милосердие, сопереживание, умение помочь ближнему в трудную минуту. Сказка позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, а также позволяет глазами ребенка взглянуть на окружающий мир и мир близких людей.

Таким образом, процесс нравственно- духовного воспитания на занятиях по предмету «Самопознание» имеет специфические особенности. Они заключаются в подборе методов, средств и форм нравственного воспитания. Вся проведенная работа позволяет повышать уровень нравственности у дошкольников, воспитывать у них доброту, честность, справедливость, чувство долга и ответственности, чувство патриотизма, уважения к людям.

Вся проделанная работа позволила сделать определенные выводы. Были удачные и неудачные моменты (возможные риски: нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях). Но вся работа которую мы проделали, дала положительные результаты. Во взаимодействии взрослого с ребенком, реализуется потребность в развитии физического, интеллектуального и духовного «Я», происходит совместное культурно-исторического развитие, осваиваются традиции; ребенок включается в проблемы, актуальные для семьи, детского сада, города, страны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!