Взаимодействие классного руководителя с родителями
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
«Семья» – одно из приоритетных направлений воспитательной работы классного руководителя.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
Большую помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе оказывает родительский комитет.
Родительский комитет класса обязан:
помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
влиять на формирование культуры родительского общения;
быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательного и воспитательного процесса в школе;
соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.
-
Родительский комитет имеет право:
активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
присутствовать на внеклассных мероприятиях;
высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
проводить беседы с проблемными учащимися;
поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами в защиту прав ребенка и семьи.
Список использованной литературы
Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
Журнал «Начальная школа», № 6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2;
Журнал «Классный руководитель», №1,2003; №3,1,2004,