Взаимодействие педагога-психолога и педагогического коллектива – одно из важных условий эффективности образовательного процесса
Завьялова Л.Н.,
педагог-психолог МОУ «СОШ №5»
г. Тихвин, Ленинградская обл.
Психологическая служба сегодня стала одним
из элементов системы образования, основной
целью которой является изучение и создание
условий, максимально содействующих
развитию индивидуальности человека.
Школьный психолог может внести свой вклад в
достижении этой цели, если в своей
профессиональной деятельности выступает по
отношению к образованию проектировщиком и
организатором развивающих сфер. Решение
этой задачи невозможно без взаимодействия
психолога с педагогическим коллективом в
целом и конкретными педагогами.
Вместе с тем, направление работы с
педагогами является одним из наименее
разработанных направлений
деятельности школьного психолога.
Возможно, это связано с тем, что данное
направление является наиболее
сложным для психолога по нескольким
причинам :
- Низкая мотивация педагогов.
- Низкий уровень доверия, настороженное отношение.
- Установка администрации на оценочную работу психолога.
- Неразработанность практического подхода в психологии к этой теме.
- Деликатность темы, связанная с тем, что она затрагивает личностные особенности педагогов.
- Опасения педагогов, что проводимая работа будет строиться по принципу “субъект – объектных отношений”.
В связи с этим я поставила перед собой следующие
задачи организации работы с педагогами:
- Усиление мотивации педагогов на сотрудничество с психологом, повышение интереса к этой работе.
- Формирование доверительного отношения со стороны педагогов к психологу.
- Развитие представлений педагогов о том, что в работе с психологом они могут выступать как равноправные субъекты.
- Создание предпосылок для развития способности педагогов к анализу и самоанализу педагогической деятельности в противовес оценочному подходу.
- Разработка стратегии и тактики работы психолога по повышению психологической компетентности педагогов.
Принципы построения работы
с педагогами
:
- принцип личностно-ориентированного стиля общения с педагогами;
- принцип сотрудничества: формирование новых знаний, нового опыта в ходе совместной работы психолога педагога у каждого из участников взаимодействия;
- принцип дифференцированного подхода: учёт индивидуальных особенностей педагогов;
- принцип безопасности: создание атмосферы доброжелательности, гарантии конфиденциальности данных;
- принцип эмоционального комфорта: создание при взаимодействии с педагогами атмосферы, помогающей им раскрывать свои ресурсы и возможности и адекватно воспринимать обратную связь;
- принцип вариативности, гибкости: готовность психолога учитывать при взаимодействии с педагогами нестабильность их эмоционального состояния и непредсказуемость самой ситуации общения.
Залогом успешной работы психолога с
педагогами также является многообразие
применяемых форм и методов
психологического сопровождения:
консилиум, организационно деловые и
ролевые игры, тренинги, лекции,
семинары, дискуссии.
Работа с педагогами включала несколько этапов:
- Анкетирование и тестирование педагогов. (Анкета для педагогов «Стили педагогического взаимодействия»).
- Проведение анкетирования учащихся с целью получения обратной связи об их взаимодействии с учителями. (Анкета «Стили педагогического взаимодействия», диагностика «Дерево взаимоотношений»).
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Психолого-педагогические консилиумы.
Важно на любом этапе образовательного
процесса вырабатывать согласованные
единые подходы к решению вопросов,
принимать совместные решения с
участием администрации, педагогов,
родителей .