СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие проектных и информационных технологий на пути достижения социально желаемого уровня личностного развития обучающихся .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшая тенденция образовательного процесса–активное применение новейших технологий. Информационные и проектные технологии в образовании и их взаимосвязь. Рассматриваются направления работы учащихся инновационных образовательных учреждений в режиме применения технологий.

Ключевые слова: образовательный процесс, технологии, воспитание, информатизация, проект, деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие проектных и информационных технологий на пути достижения социально желаемого уровня личностного развития обучающихся .»

Взаимодействие проектных и информационных технологий на пути достижения социально желаемого уровня личностного развития обучающихся .


Богачева Татьяна Анатольевна

МАОУ лицей №44 г. Липецка


Учитель высшей квалификационной категории,

Победитель национального проекта Президента РФ «Образование» 2007, 2012гг.


Важнейшая тенденция образовательного процесса–активное применение новейших технологий. Информационные и проектные технологии в образовании и их взаимосвязь. Рассматриваются направления работы учащихся инновационных образовательных учреждений в режиме применения технологий.

Ключевые слова: образовательный процесс, технологии, воспитание, информатизация, проект, деятельность.


«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни».

А. Дистервег.

ФГОС второго поколения определяют переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного развития обучающихся.

Цели образования сегодня формируются так:

  1. достижение индивидуально-личностного результата человеческой деятельности.

  2. создание условий для формирования новых качеств личности.

  3. способность самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на основанный социальный опыт.

Образование с таких позиций означает, что формирование знаний уже не является целью образования. Они становятся одной из составных частей образования в силу их необходимости для решения проблем и задач, возникающих в конкретной деятельности. Это означает также, что уровень образования человека будет определяться сложностью проблем, решаемых несколькими рабочими единицами: задача, время, форма, способ работы мониторинг. С точки зрения получение образование важнейшими становятся формы и способы работы, среди которых на первое место выходят способы поиска и отбора необходимой информации, ее анализа и т.д.

Необходимым условием образовательно-воспитательного процесса является собственная активность учащихся, формы проявления которой и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы на основе творческого использования определенных образцов и алгоритмов деятельности. В современном образовательном учреждении реализация учебного процесса практически немыслима без применения новейших технологий, среди которых особое место, несомненно, принадлежит методам проектной и информационных технологий.

Основные направления работы учащихся в режиме Интернет-технологий:

  1. поиск необходимой, в том числе и важнейшей информации по заданным темам. Эта информация может быть использована при подготовки к семинарам, практикумам, написании рефератов, подготовки докладов и сообщений для участия в уроках типа «круглый стол», «пресс-конференция» и т.д. Например, «круглый стол» «Выборы, как механизм демократии» или «пресс-конференция» «Экономические проблемы современного общества».

  2. оформление работы в электронном виде (презентации).

  3. проведение мониторинга.

  4. создание исследовательских проектов.

Последняя позиция в современном образовательном учреждении занимает особое место и имеет интегрированнный характер, соединяя многообразие применяемых в процессе исследовательской деятельности методов.

Применять методы проектной технологии в образовательном процессе, значит строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для учащихся, для решения которой им необходимо первоначально получить (в том числе с помощью Интернет-технологий), а затем применить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, со единить в себе знания и умения, компетенции и ценности

Внедряя методы технологии проектирования в жизнь учащихся, мы пришли к выводу, что учебный процесс будет более эффективным если:

- удовлетворяются потребности школьников в общении, творчестве и самореализации;

- каждому школьнику обеспечивается позиция активного участника;

- в процессе организации исследовательской деятельности школьников используются социокультурные возможности как образовательного учреждения, так и города, региона в целом.

Педагоги МАОУ лицея №44 активно используют элементы проектной технологии в своей деятельности уже достаточно давно. Работа над проектами осуществляется как индивидуально, так и группами. Это такие проекты, как «Живая память», «Я – гражданин России», «Моя законотворческая инициатива», «Твори добро», «Россия – мой дом» и т.д. Но, особо хотелось бы представить проект «Бессмертный полк лицея», который был реализован учащимися и педагогами лицея в процессе подготовки к празднованию 70-летия Великой Победы, в рамках городской воспитательной акции «Победа в сердце каждого!», по аналогии с общероссийской акцией, с целью сохранения в каждой семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны и тружениках тыла.

Проект «Бессмертный полк лицея» был реализован в 2014-2015 учебном году (октябрь – март) под девизом «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…».

Задачи проекта:

• воспитание чувства уважения к героическому прошлому России;

• формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности истории своей семьи к истории России;

• повышение эффективности работы педагогических коллективов с семьёй по патриотическому воспитанию школьников;

• внедрение новых форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Участниками проекта стали лицеисты, педагоги, другие работники лицея, желающие выразить дань уважения и памяти героическому подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и рассказать о своих близких родственниках, которые являлись участниками Великой Отечественной войны или тружениками тыла, и награждены орденами и медалями.

Для реализации проекта каждому участнику предстояло рассказать о своём родственнике, ориентируясь на определенную схему:

• Ф.И.О.;

• биографические данные (годы жизни, звание, род войск и пр.);

• краткая информация о боевом (трудовом) пути;

• краткая информация о получении наиболее значимых наград;

• фотография.

Вся информация о героическом родственнике должна была быть размещена на едином слайде презентации (см «Приложение»).

В результате проделанной работы было создано около 400 слайдов, которые были разделены на 4 альбома (1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы, педагоги). Работа над реализацией данного проекта объединила всех лицеистов буквально в одну семью. В течении всего учебного года учащиеся проводили тестирование своих родственников, искали данные в архивах, изучали документы, находящиеся дома, использовали возможности Интернет-ресурсов и т.д. Лицеисты получили реальную возможность соприкоснуться с историей, понять важность проекта, осознать себя потомком героев и гражданином великой страны. Информация, собранная лицеистами и педагогами, стала составной частью материалов виртуального военно-исторического зала «Рубежи Славы» и была размещена на сайте лицея.

Большое значение Интернет-технологии имеют в организации работы по проектным модулям (по праву и истории в профильных социально-гуманитарных классах). Посредством проектной деятельности формируются навыки и знания о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Как элемент учебного процесса она оказывается очень эффективной и предоставляет учащемуся свободу в реализации задач, что повышает интерес к ее решению и способствует творческому развитию личности. Использование Интернет-технологий в проектной деятельности – это реальность сегодняшнего дня.

В результате соединения Интернет-технологий с элементами проектной деятельности процесс воспитания и обучения становится более эффективным, так как активизируются все формы чувственного восприятия и теоретического анализа материала.























Приложение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!