« Взаимодействие специалистов сопровождения, педагогов, родителей в новых стандартах образования для детей с ОВЗ, как условие их успешной коррекции» (на основе опыта работы рабочей группы МБОУ « Марьяновская школа » Красногвардейского района Республики Крым) Выступление на республиканской конференции «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» 8 декабря 2016 года
Подготовили:
Специалисты сопровождения
МБОУ «Марьяновская школа»
Красногвардейского района Республики Крым
зам. директора по УВР Апостолова О.В .
педагог-психолог , социальный педагог
Щербакова Т.В.
Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека – хотя бы одного, на Земле все будут счастливы. Ю.Никулин
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Основная задача сопровождения
- Создание системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ
Специалисты сопровождения
Учитель
начальных
классов
(кл.рук.)
Библиотекарь
Педагог-
психолог
Родители
Администрация
Медицинская сестра,
Специалист
физической реабилитации
Логопед
Данные по детям с ОВЗ в МБОУ «Марьяновская школа»
Всего детей в школе: 314 человек.
Детей инвалидов : 5 человек; 2% от общего числа
Из низ детей со статусом ОВЗ – 2 человека (1 кл) - 1%
Начальная школа – 133 человека;
(2 ученика с ОВЗ - 2% детей из1-4 кл.)
Средняя школа - 142 человека;
(1инвалид – около 1 %)
Старшая школа – 39 человек;
(2 человека со статусом инвалид - 5% от числа обучающихся в 10-11 кл.)
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБОУ «Марьяновская школа» (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя начальных классов, специалиста по физической реабилитации) в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Педагог-психолог
- организует взаимодействие всех специалистов; • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; • организует специальную коррекционную работу;
- повышает уровень психологической компетентности педагога; • проводит консультативную работу с родителями;
- является наставником молодому учителю начальных классов, работающему с детьми с ОВЗ.
Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь);
• консультирует педагога и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Специалист физической реабилитации (медицинская сестра)
- проводит занятия по адаптивной физкультуре;
- осуществляет укрепление здоровья детей;
- совершенствует психомоторные способности учащихся;
- проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей и соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм (посредством регулярных осмотров и индивидуальных занятий).
Учитель начальных классов (классный руководитель)
- проводит индивидуально с каждым занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, математическое представление и конструирование). Организует совместную с учителем и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, медработника);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат на уроках;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
№ п/п
Фамилия, Имя, Отчество преподавателя
1
Преподаваемый предмет
1-4 классы
Учитель начальных классов
Учитель начальных классов
Специализированные предметы учебного плана
1
Учитель начальных классов
8
2
Внеурочная деятельность:
Учитель начальных классов
Проектная деятельность. ПДД
1
Внеурочная деятельность:
3
Специализированные предметы учебного плана
2
Художественно-эстетическое направление. Творческая мастерская
Учитель начальных классов
4
Внеурочная деятельность:
8
Учитель начальных классов
Итого:
2
Проектная деятельность. ПДД
1
8
Учитель-логопед,
Внеурочная деятельность:
Учитель-логопед,
Внеурочная деятельность:
учитель дефектолог, олигофренопедагог
2
Творческая мастерская
1
Индивидуальные и групповые занятия развивающей направленности:
Коррекционно-развивающее направление «Альтернативная коммуникация»
2
Учитель-логопед,
2
учитель дефектолог, олигофренопедагог
Внеурочная деятельность:
Учитель-логопед,
учитель дефектолог, олигофренопедагог
1
Курс коррекционно-развивающих занятий.
8
Коррекционно-развивающее направление «Альтернативная коммуникация»
2
1
учитель дефектолог, олигофренопедагог
Индивидуальные и групповые занятия развивающей направленности:
Курс коррекционно-развивающих занятий.
1
2
2
1
2
1
3
Учитель физкультуры (медсестра)
4
Учитель физкультуры (медсестра)
Специалист физической реабилитации
ЛФК
1
Специалист физической реабилитации
ЛФК
Педагог-психолог
1
Педагог-психолог
(социальный педагог)
Внеурочная деятельность:
Педагог-психолог
Внеурочная деятельность:
2
(социальный педагог)
Коррекционно-развивающее направление.
Коррекционно-развивающее направление.
Педагог-психолог
Внеурочная деятельность:
(социальный педагог)
1
« Коррекционно-развивающие занятия».
2
« Предметно-практические действия».
Всего финансируется
Внеурочная деятельность:
(социальный педагог)
Коррекционно-развивающее направление.
1
1
Коррекционно-развивающее направление.
« Коррекционно-развивающие занятия».
1
« Предметно-практические действия».
36
2
1
2
1
36
Учебные предметы
Годы обучения
Развитие речи и окружающий мир
1 класс
(по плану)
1 класс
1
Альтернативное чтение
1
1класс (консультирование
(по оплате)
4
Графика и письмо
учителя)
0
1
Математические представления и конструирование
3
3
1
3
Музыка и движение
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
2
2
1
Социально-бытовая ориентировка (СБО)
1
0
1
Ручной труд
1
1
1
0
0
2
Адаптивная физкультура
1
Обязательные занятия по выбору школы:
2
3
2
Социально-бытовая ориентировка (СБО)
Всего:
0
0
3
Изобразительное искусство (ИЗО)
0
21
8
1
13
1
Индивидуальное сопровождение осуществляется поэтапно:
- Сбор и анализ информации о ребенке, имеющем ограниченные возможности здоровья (начали взаимодействие задолго до поступления в 1 класс);
- Составление СИПР;
- Решение поставленных задач;
- Анализ ситуации развития ребенка, корректировка дальнейших действий.
Специалисты сопровождения изучили:
• Концепции и структуры ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
• Требования к структуре АООП ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;
- Требования к содержанию образования в соответствии с ФГОС ОВЗ;
- Требования к условиям реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС ОВЗ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Привели в соответствие локальную базу по работе с детьми с ОВЗ Приказы по школе:
- О разработке АООП для обучающихся с умственной отсталостью.
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)на ребёнка ОВЗ
- Об утверждении Положения об адаптированной образовательной программе.
- Об утверждении списка учебников и учебных пособий для 1 класса обучающихся по медицинским показаниям на дому на 2016-2017 учебный год.
- Об утверждении планов ФГОС ОВЗ.
- О создании психолого-медико-педагогического консилиума.
- О переходе на ФГОС ОВЗ для обучающихся с умственной отсталостью.
- О внесении изменений в должностные инструкции.
- Об утверждении программы ОУ по повышению профессионального мастерства педагогических работников и плана – графика повышения квалификации.
- О создании комиссии по проведению обследования и паспортизации МБОУ «Марьяновская школа» предоставляемых в ней услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения и разработке «дорожной карты»
- О создании ПМПк
- О создании в школе социально-психологической службы.
- О порядке обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг и принятия мер по повышению значений показателей доступности в МБОУ «Марьяновская школа».
Программы:
- АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ ПО МЕДИЦИНСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (АООП НОО УО (ИН). II вариант)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП ОО ФГОС ОВЗ.
- Программа психолого-педагогического сопровождения для обучающихся на дому по медицинским показаниям (АООП НОО УО (ИН) 2 вариант
Положения
- Положение о внутришкольном контроле (в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями);
- Положение о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС-ОВЗ для детей с умственной отсталостью;
- Положение об обучении на дому (по медицинским показаниям по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования);
- Положение о работе ПМПк.
- Положение о логопедическом пункте.
Планы
- Учебный план МБОУ «Марьяновская школа» на 2016-2017 учебный год (дети с умственной отсталостью)
- План мероприятий по обеспечению перехода на ФГОС для обучающихся с ОВЗ в МБОУ «Марьяновская школа» в 2016-2017 учебном году
- Перспективный план по реализации инклюзивного образования на 2015-2020 г.г.
- План методической работы по введению ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- План – график поэтапного повышения квалификации учителей МБОУ «Марьяновская школа» на 2017-2021 гг.
- План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению условий развития доступной среды в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Марьяновская школа» на 2016 – 2018 гг.
- План работы ПМПк на 2016-2017 учебный год.
- План заседаний рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- План внутришкольного контроля по реализации внедрения ФГОС ОВЗ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:
- определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребёнком;
- прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;
- реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение строится на принципах:
- Непрерывность . Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех уровнях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
- Системность . Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
- Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса . На всех этапах сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
- Индивидуальный подход . Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
Основные приёмы в работе специалистов сопровождения МБОУ «Марьяновская школа» с детьми ОВЗ
Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:
- Построение адекватной возможностям ребенка с ОВЗ адаптированной образовательной программы по каждой отдельной компетенции или предмету;
- Технология проведения консилиумов специалистов для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения;
- Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для создания специальных условий сопровождения ребенка и его семьи;
- Технология развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
- Технология поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.
Организация образовательного процесса с детьми имеет следующую специфику:
- на каждом уроке используется большое количество наглядного и дидактического материала;
- обеспечиваются аудио-визуальными техническими средствами обучения;
- близость к учащимся во время объяснения задания;
- используются игровые технологии, как доминирующие;
- организуется практическая деятельность с конкретными предметами;
- проводится постоянная работа по подражанию и многократному повторению изучаемого материала;
- на занятиях соблюдается чередование разных видов деятельности, индивидуальная и дифференцированная работа;
- обязательна эмоционально положительная оценка малейших достижений ребенка.
Создание маршрута сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей
1. Разработана нормативно - правовая база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвовали специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед (дефектолог, олигофренопедагог), администрация и специалист по физической реабилитации;
2. Создан банк данных;
3. Изучены потребности родителей (через анкетирование родителей при подаче заявлений в МБОУ «Марьяновская школа»)
Изучение потребностей родителей
Какая деятельность приносит ребёнку удовольствие? Приносит ли эта активность какие-либо долговременные результаты?
О чём мечтает ребёнок? Каковы его планы на будущее?
Каковы планы на будущее родителей ребёнка? О чём они мечтают для него?
Кем бы вы хотели видеть ученика после окончания школы?
Как вы видите счастливую и наполненную жизнь для ребёнка в будущем? Что может способствовать обретению такой жизни?
Есть ли что-то мешающее исполнению планов на будущее в отношении этого ученика? Как и в какой степени можно устранить эти препятствия?
. Алгоритм работы специалистов сопровождения
• составление перспективного плана работы;
- разработка рекомендаций , исходя из имеющихся нарушений и заболеваний детей;
- работа по индивидуальному плану;
- обследование.
Технология индивидуального сопровождения семьи «9 шагов»
1. Анализ заявки/сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи?
2. Инвентаризация проблем: составление списка всех выявленных проблем.
3. Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
4. Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.
5. Настройка на нужную волну помощи: выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
6. Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.
7. Разработка плана действий.
8. Мониторинг, оценка результативности.
9. Выводы, рекомендации.
Данная технология позволяет разработать программу (конкретный план действий), направленную на решение проблемной ситуации с опорой на найденные в семье и ее окружении ресурсы.
Консультационный пункт
Создан в целях оказания помощи родителям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) школьного возраста.
Принципы работы
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СОБЛЮДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Основные направления
1. Повышение педагогических знаний
2. Оказание содействия в социализации ребенка
Показатели результативности работы
- Наработали определенную систему работы с детьми-инвалидами и их родителями, которую будем в дальнейшем совершенствовать;
- Создали условия для развития детей: физического, психического, эмоционального.
- А самое главное: родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.
...Из всех показателей оценки школы
главным следует
считать самочувствие в ней человека.
Школа хороша,
если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.