СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда при формировании речевой культуры детей в школе-интернате

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда при формировании речевой культуры детей в школе-интернате»

 

Составила: Воспитатель КОУ ВО «школа-интернат№7» Лупарева Н. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2015г.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда осуществляется в следующих направлениях: - коррекция речи; - коррекция неречевой симптоматики; - решение образовательных задач; - формирования связной речи. Воспитатели совместно с учителем- логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а так же связанных с ними неречевых функций (моторика, внимание, мышление, память). Кроме того логопед и воспитатель должен учитывать характер этих нарушений и владеть основными приемами коррекционного воздействия и уметь исправлять их.  В связи с этим основным задачами в работе логопеда и воспитателя являются: - всесторонняя коррекция речи; - формирование неречевых процессов; - формирование личности ребенка в целом. Воспитатель должен хорошо ориентироваться в структуре речевого дефекта и конечно же знать уровень актуального развития каждого ребенка и все это использовать для организации своей работы. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в произношении, но и в лексико-грамматическом интонационном оформлении, ведь любые несовершенства в речи детей это не случайность, а симптомы их речевого несовершенства. Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым закрепляя компенсаторные возможности детей, осуществлять коррекционную работу в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период    обучения.                                                                                                                                                                                                                                                                                         Совместно коррекционно - логопедическая работа осуществляется следующим образом: 1.Учитель - логопед формирует у детей первичные речевые навыки. 2. Воспитатель закрепляет сформированные навыки. В соответствии с этим происходит разделение функций воспитателя и Функции логопеда: 1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально - личностных особенностей ребенка и определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым; 2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи; 3. Работа над просодической стороной речи - интонация, ударение и темп речи;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          4. Коррекция недостатков звукопроизношения; 5. Совершенствование фонематических процессов;

7.Отработка новых лексико-грамматических категорий;

9. Предупреждение нарушений письма и чтения; 10.Формирование послогового чтения; Функции воспитателя: 1.Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели; 2.  Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов; 3. Закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях; 4. Обязательное слежение за грамматическими формами речи детей; 5. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения детей;

7. Заучивание стихотворений, потешек и текстов;

10.Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда; 11. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале. Перед началом коррекционно-логопедических занятий учитель - логопед проводит диагностическое обследование детей. Учитель - логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе, на занятиях, в режимных моментах, для выявления структуры дефекта, особенностей поведения и личностных характеристик ребенка. На этом же этапе обследования одной из основных задачей этого периода является задача объединения детей в «целое» (объяснение правил поведения и требования, которые необходимы соблюдать именно в этой группе, или какие то речевые правила для всех детей). Необходимо создание атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку. Совместно воспитатель и учитель - логопед должны оформлять родительский уголок с рекомендациями для родителей по изучению определенной лексической темы, т. е. нужны рекомендации в помощь родителям как по этой теме они могут пополнить словарный запас, провести дидактические игры, сделать аппликации, составить рассказ и так Речь воспитателя должна быть: - предельно грамотной; - фонетически правильной, так как служит образцом для детей с речевой патологией.      Существуют различные варианты взаимосвязи логопеда и воспитателя: 1. Занятия воспитателя или предшествуют логопедическим занятиям, Например, воспитатель проводит работу по накоплению, расширению и активизации словаря, тем самым создавая речевую познавательную и мотивационную базу для занятий логопеда. В то время как логопед проводит работу с накопленным речевым материалом, но уже с применением специальных упражнений по словообразованию и  словоизменению. 2. Или же Воспитатель закрепляет учебный материал логопедических занятий, тем самым развивая у детей способности применять полученные на логопедических занятиях знания, умения и навыки в различных Очень важным является роль воспитателя в проведении своих занятий . Задачей занятий воспитателя, а так же их содержание соотносятся с задачами                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  логопедических занятий. Основную словарную работу проводит логопед, а воспитатель формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на занятиях по ИЗО деятельности, во время этих занятий воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивыми полными предложениями и самим задавать вопросы. При наблюдении за объектом на природе воспитатель знакомит детей с новым словом, уточняет их знания, способствует повторению этих знаний в разных ситуациях и активизирует детей к собственной речи. Эта работа является основной для проведения логопедических упражнений и способствует совершенствованию речевых навыков. Воспитатель должен поощрять детей в инициативе высказываться, не следует останавливать и прерывать детей, подавляя их в желании высказаться. Необходимо поддерживать инициативу речевых высказываний детей, расширять содержание вопросами, помогать им при высказываниях, создавать интерес к теме разговора у других детей. Логопед на подгрупповых занятиях закрепляет умения и навыки, сформированные у детей воспитателем во время своих занятий, прогулок и свободной деятельности, так как они имеют цель дальнейшего формирования сложной формы речи - планирующая речь. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации общего психического состояния ребенка в целом. В своей работе воспитатель руководствуется обще-дидактическими принципами: системности, доступности, наглядности, последовательности. Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию и содержание методов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемыми задачами конкретного этапа логопедического воздействия. В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приемы работы воспитателя. На начальном этапе работы на первый план выступает наглядно-практический метод и приемы обучения как наиболее доступные для детей с нарушением речи - это символика и схемы. Принцип индивидуального подхода предлагает учет индивидуальных речевых особенностей детей - это наличие речевых нарушений по структуре и тяжести. Закрепление у детей речевых навыков во всех видах деятельности. Воспитатель осуществляет воспитательные задачи и коррекционный блок в своей работе одновременно. При построении своих занятий,  воспитатель должен учитывать все сформированные навыки и умения Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя передразнивать, высмеивать, так как это может привести к снижению речевой активности, сформировать у ребенка отрицательное отношение к воспитателю и обучению в данной группе. Приемы исправления ошибок во время деятельности и вне нее отличаются друг от друга. Во время занятий ошибки фиксируются воспитателем сразу. Моментально и незамедлительно. Уместно использовать такие слова как «неверно», «неправильно», «не так сказал». Во время НОД лучше привлекать к исправлению ошибок всех детей группы, для формирования слежения за речью других. В том случае, если ошибка не может быть исправлена самим ребенком или товарищем, тогда воспитатель должен сам Ошибки вне НОД необходимо исправлять, не привлекая внимания других детей. Лучше отвести ребенка в сторону, незаметно от остальных и предложить прослушать варианты правильного и неправильного исправления, а после спросить: «Как лучше сказать это выражение?». Если ребенок не может найти правильный вариант ответа, тогда воспитатель сам дает правильный вариант ответа. Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно с наименьшим количеством ошибок воспитатель сам должен иметь четкую, достаточно громкую, неторопливую речь. Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения.  Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя  - логопеда и воспитателя. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей  учителя- лого¬педа и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются  учителем - логопедом и вос¬питателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правиль-ной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.). Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении кор-рекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи. Ведущая роль учителя- логопеда в педагогическом процессе объясняет¬ся тем, что учитель- логопед как специалист лучше знает речевые и психо-логические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания с возрастной нормой принципы, методы и приёмы навыков у детей с речевой патологией. В начале учебного года учитель - логопед знакомит воспитателей с  результатами обследования детей обращает их внимание на особенности  поведения, характер детей, объясняя воспитателям цели и задачи  программы обучения. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия. Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно  грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией. Воспитатели обязаны  содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях  в зависимости от задач, поставленных логопедом в определённый период обучения. Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую  логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим  специального отбора. Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором  воспитатели закрепляют учебный  материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной  речи, используемой в различных ситуациях.      Дети не могут самостоятельно овладеть навыком упо¬требления числительных с существительными, поэтому воспита¬тель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы. В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют вос¬питателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков). Формирование навыка согласования числительных с существи¬тельными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе): - употребление наречий мало, много в сочетании с родитель¬ным падежом существительных (много домов, мало книг); - сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек); - сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять-десять бабочек, белочек).      Подводя итог своей консультации, хочу сказать, что основными  направлениями коррекционной работы воспитателя является: •    Артикуляционная гимнастика; •    Пальчиковая гимнастика; •    Вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя; •    Непосредственно – организованная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ; •    Коррекционная работа во время режимных моментов.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!