СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь детско-родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа опубликована в сборнике статей международной научно-практической конференции "Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании"  10.09.2021  г. Казань.  https://aeterna-ufa.ru/events/nk-371

 

 

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь детско-родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста»

СмирноваН.Б. Учительначальныхклассов,ГБОУшкола№1440, г.Москва,РФ


ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.



Аннотация

В последнее время тема агрессивности приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. В данной статье нами был выявлен уровень агрессивности детей младшего школьного возраста и установлена его взаимосвязь с типом детско-родительских отношений.


Ключевые слова.

Агрессивность, младший школьный возраст, детско-родительские отношения


Несмотря на многочисленные исследования, проблема агрессивности детей младшего школьного возраста по - прежнему актуальна. Всё чаще агрессивность у детей становится результатом внутрисемейных отношений. Социальная среда, в которой находится ребенок, формирует его основные чувственные и понятийные жизненные характеристики. Первой социальной средой является семья. В исследованиях по проблеме влияния внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка особо выделяются детско - родительские отношения. Большинство как зарубежных, так и отечественных исследователей агрессии указывали на то, что воспитание и психологический климат в семье играют огромную роль в возникновении и закреплении агрессивности у детей. Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, именно в ней идет формирование взаимоотношений ребенка с действительностью, а также его адекватных реакций на различные явления действительности. При этом взаимоотношения родителей и ребенка являются важным источником детского развития, в них формируются активность ребенка, его стремление и умение решать возникающие проблемы[1,с.358].

Цель нашего исследования – выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста.

Экспериментальнуювыборкусоставилидетимладшегошкольноговозраста(10-11лет), в количестве 50человек, обучающиеся в ГБОУ№1440 г.Москва и их родители(50чел.).

С целью выявления предполагаемой нами связи между типом отношений родителей к детям и проявлением ими агрессивности, мы воспользовались диагностикой типов детско-родительских отношений (А.Я.Варга, В.В.Столин). Результатыпредставленывтаблице1.





Таблица1.Типыдетско-родительскихотношенийпометодикеА.Я.Варга,В.В.Столина


Типы

детско-родительских отношений

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во семей

%

Кол-во семей

%

Кол-во семей

%

«Отвержение/Принятие»

15

30%

12

24%

23

46%

«Кооперация»

13

26%

15

30%

22

44%

«Симбиоз»

16

32%

6

12%

28

56%


«Авторитарная гиперсоциализация»

12

24%

14

28%

24

48%


«Маленький неудачник»

14

28%

17

34%

19

38%




На наш взгляд, наиболее оптимальным является уровень детско - родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Такой уровень родительских отношений используют всего 13семей (26 % ). У данных семей выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие показатели по данной шкале имеют 22 семьи (44 % ). Эти показатели говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку занимает противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего учителя. 15 семей (30 % ) имеют средний уровень, который можно выделить, проанализировав данные. Как правило, такие родители положительно относятся к своему ребенку, но не всегда признают его индивидуальность, проводят с ним достаточно времени, в большинстве случаев пытаются перевоспитать своего ребенка глядя на чужого. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». По шкале детско - родительских отношений «симбиоз» высокий уровень отношений наблюдается у 16 семей (32 % ). Это говорит о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности по этой шкале. Низкий уровень отношений используют 28 семей (56 % ). Признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. 6 семей (12 % ) находятся на среднем уровне, который можно выделить при обработке данных. На этом уровне отношений, как правило, находятся родители, которые устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, но ненадолго и проявляют среднюю заботу о ребенке.

Тип отношений «маленький неудачник» на высоком уровне используют 14 семей (28 % ). Признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкий уровень по данному типу отношений имеют 19 семей (38 % ). Такие данные, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. 22 семьи (44 % ) по обработанным данным находятся на, так называемом, среднем уровне. Этот уровень будет характеризоваться противоречием в отношениях между детьми и родителями. Часто взрослый не одобряет увлечения ребенка, но все же верит в его успех. К отрицательному уровню детско - родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация». Тип детско - родительских отношений «принятие / отвержение» на высоком уровне используют 15 семей (30 % ). Этот уровень характеризуется высоким общим эмоционально положительным (принятие) отношением к ребенку, а вот низкий уровень (отвержение) характеризует эмоционально отрицательное отношение к ребенку. Тип отношений «авторитарная гиперсоциализация» на высоком уровне используют 12 семей (24 % ). Эти результаты говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. Низкие показатели по данному типу отношений имеют 24 семьи (48 % ). Такие данные напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки,от3до5баллов.Такоеколичествоимеют14семей(28%).

По результатам методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что может приводить к возрастанию агрессивности у детей.

Для определения уровня агрессивности у младших школьников, мы использовали методику для учителя Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко «Критерии агрессивности у ребенка».

Результатыданнойметодикипредставленывтаблице2.



Таблица2.Уровеньагрессивностидетеймладшегошкольноговозраста пометодике«Критерииагрессивностиуребенка»(Г.П.Лаврентьева,Т.М.Титаренко)

Уровень агрессивности

Кол-во чел.

%

Минимальный уровень

7

14%

Средний уровень

16

32%

Повышенный уровень

19

38%

Высокий уровень

8

16%



Таким образом, высокий уровень агрессивности имеют 8 человек (16 % ) . Такие дети очень вспыльчивые, постоянно ссорятся и мешают другим детям. Чаще всего наблюдается агрессивность по отношение не только к людям, но и к животным. Повышенный уровень агрессивности имеют 19 детей (38 % ). Это является распространенным случаем и зачастую связан он с эмоциональным расстройством ребенка. В таких случаях рекомендуется чаще уделять внимание ребенку. Средний уровень агрессивности характерен для 16 человек, что составляет 32 % . Особое внимание стоит уделить минимальному уровню агрессивности. Его имеют 7 детей (14 % ). Подавленная агрессия - такой же повод для беспокойств, как и агрессивность. Не проявляющий никаких признаков агрессии ребенок не сможет настаивать на своем, высказывать свою точку зрения и постоять за себя.

Для того чтобы определить достоверность наличия взаимосвязи детско - родительских отношений и агрессивности у младших школьников, мы применили коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Расчеты производились в программе SPSS.

Результаты показали, что существует взаимосвязь между детско - родительскими отношениями и агрессивностью детей младшего школьного возраста, а именно: для отношений к ребенку как к неудачнику, эмоциональных, авторитарных отношений

характерен высокий уровень агрессии, для симбиотических отношений и кооперации –средний и низкий уровни агрессии.

На основании результатов нашего исследования, нами были разработаны рекомендации для родителей по взаимоотношению с детьми младшего школьного возраста, имеющими агрессивность.






Список использованной литературы

1. Павлова К. Е., Евдокарова Т. В. Детско - родительские отношения как основа благополучной социализации детей // Научно - методический журнал «Концепт». 2017. Вып.25.(400).С.358–360.

©СмирноваН.Б.,2021




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!