СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Взаимосвязь физического и психологического здоровья человека»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Взаимосвязь физического и психологического здоровья человека»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9.



Гуманитарный цикл



Проектная работа по предмету психология

на тему:

«Взаимосвязь физического и психологического здоровья человека»






Проект подготовил: Виталий Фролов Викторович

Ученик 9 «А» класса

Научный руководитель: Горлова Галина Ивановна








Воронеж

2020 г.


Оглавление

Введение 2

1. Теоретическая часть 4

1.1. «Психологическое здоровье» 4

1.2. «Физическое здоровье» 8

1.3. Что такое «психосоматика»? 10

2. Практическая часть 13

2.1. Эмпирическое исследование 13

2.2. Результаты исследования 14

Заключение 19

Список литературы 21



Введение

Часто ли вы замечаете за собой такие вещи: например, поругавшись с другом, вы начинает хуже выполнять свои обязанности, или постоянно отвлекаться, или у вас начинает болеть голова, появляется слабость?

Я заметил за собой, что когда мне одиноко, тревожно или грустно, то у меня начинает болеть голова или живот.

Странно не правда ли?

Поэтому темой моего проекта стала «Взаимосвязь психологического состояние человека на его физическое здоровье».

Тело и душа связаны между собой. Болезни тела оказывают влияние на наше настроение, например, хронические или тяжёлые болезни могут повергнуть человека в депрессию. Но есть и обратная связь: психология человека оказывает влияние на его самочувствие и здоровье. Например, замечено, что психологическая агрессия, направленная в себя, постоянные переживания связаны с возникновением злокачественных опухолей. То есть явные два процесса: тело оказывает влияние на психологическое состояние человека.

Здоровое, красивое, молодое тело усиливает психологический комфорт. Самолюбие возрастает. Восхищение окружающих поднимает настроение и уменьшает вероятность, что начнётся депрессия. Конечно, нельзя говорить, что только тело делает человека счастливым или несчастным, но влияние на психологическое состояние оказывает большое.

Психологическое состояние человека влияет на тело.

Я считаю, что эта тема очень актуальна, т.к. подростковый организм очень сильно подвержен влиянию со стороны и различным эмоциональным переживаниям, что, в свою очередь, может сказываться на его общем физическом состоянии и здоровье. Думаю, мой проект сможет помочь понять некоторые механизмы взаимодействия психологического и физического здоровья.

В психологической науке есть направление, исследующее влияние психики на здоровье человека. Это – психосоматика, а болезни, которые провоцирует психологическое состояние, называются психосоматическими. Большая вероятность, что психологические причины определяют некоторые онкологические болезни, болезни желудка и язвы двенадцатиперстной кишки, бронхиальной астмы, сердца и возникновения множества других болезней., это можно взять как небольшое вступление.

Цель проекта: выявить влияние психологического здоровья на физическое

Предмет: здоровье подростка.

Объект: физическое и психологическое здоровье подростка.

Задачи: Провести анкетирование по выявлению взаимосвязи между психологическим и физическим здоровьем обучающихся.

Выявить взаимосвязь между психологическим здоровьем и физическим.

Провести анализ научной литературы по теме проекта.


Гипотеза психологическое и физическое здоровье взаимосвязаны между собой и могут влиять друг на друга.








  1. Теоретическая часть
    1. «Психологическое здоровье»

Физическое и наше психическое здоровье тесно связаны между собой. Если вы не привыкли уделять своему физическом здоровью должного внимания, то на этом фоне у вас может наблюдаться различные заболевания, проблемы. Падает психологическое здоровье. И наоборот. Многие заболевания. Например, язва, зависят от нашего психического состояния. Если вы не чувствуете спокойствия, уверенности, то возникает стресс. А на его почве и болезни.

Здоровье — это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма” или “правильная, нормальная деятельность организма” [“Толковый словарь русского языка”, с. 187]. Термин «психологическое здоровье» был введен И. В.Дубровиной.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов). Толковый словарь.

Психи́ческое здоро́вье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Анализ литературы позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты (В. И. Слободчиков):

1. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять самые разные стороны, вступая с ними в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих различные стороны личности и дать возможность другому человеку быть самим собой в его собственной целостности.

2. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.

3. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.

Наибольшему количеству стрессов мы подвергаемся в подростковом периоде. Сюда можно отнести и половое созревание, и окончание школы, с ее окончанием связано много других стрессов. Так, оканчивая школу, мы вынуждены сдавать выпускные экзамены. Следом, вступительные. Особенно много расстройств психики приходится у молодых людей именно на этот период жизни. Больше всего страдают юноши. У девушек этот период протекает менее травматично. Но уже в 25-30 лет именно у них начинает развиваться множество стрессовых ситуаций. Это и начало самостоятельной жизни, и рождение ребенка, и смена рода деятельности, и ответственность за детей и семью.

Человек живет не сам. Его окружает социум. И от его окружения, семьи, работы, коллег, близких, зависит его состояние. Огромную поддержку должна оказывать семья и близкие. Так как нам важно знать о заботе, самим оказывать ее. Не стабильные отношения, не внимание, не забота, дают нам поводы для развития стресса. А он, расшатывая психику, ведет к срывам. Чтобы человек имел силы сопротивляться обстоятельствам, менять ситуацию в лучшую сторону, ему необходима поддержка и внимание. Так, семья и близкие должны поддерживать и показывать любовь всем своим членам. Сложные взаимоотношения с супругом, затягивание выяснения отношений, откладывание на потом различных неприятных, но нужных разговоров, все это создает нервное напряжение, а оно нарушает как физическое, так и психологическое здоровье. Не создавайте себе сами такие ситуации. В таких ситуациях надо делиться своими эмоциями, переживаниями. Если вас не могут понять, то обратитесь за помощью к врачу.

4. Развивающий компонент предполагает наличие динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии. Не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний. Человек находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей.

5. Социально – культурный компонент определяет возможность человека успешно действовать, развиваться в окружающих его социально- культурных условиях. Умение понимать и взаимодействовать с людьми.

Понятно, что представленный образ «психологического здоровья» можно рассматривать как эталон, но дети в большинстве своем имеют те или иные отклонения.

Критерии психологического здоровья.

позитивное самоощущение (позитивный эмоциональный фон настроения)

высокий уровень развития рефлексии

успешное прохождение возрастных кризисов

адаптированность к социуму (умение приспосабливаться к изменяющимся условиям)

Психологически здоровый человек: не испытывает страхов, когда на этого нет реальных оснований; не боится брать ответственность за свои поступки; предпочитает мыслить самостоятельно.

Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Ключевое слово для описания психологического здоровья является слово «гармония» или по-другому «баланс». Прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Кроме того, это и гармония между человеком и окружающими людьми.


    1. Физическое здоровье

Говоря о физическом здоровье, подразумевается, что у человека отсутствуют какие-либо физические дефекты, заболевания.

Что же такое физическое здоровье?

Физическое здоровье человека – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Физическое здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его жизни. ВОЗ

Выделяют следующие признаки физического здоровья в различных концепциях:

1. Отсутствие болезни - традиционный взгляд. Например, «здоровье - такое состояние организма, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения».

2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность - к статистической.

3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций. «Здоровье - это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций». Элементы этого признака здоровья содержатся во многих формулировках.

4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов.

Так, по определению ВОЗ: «Здоровье - свойство человека, которое характеризуется полной гармонией всех физиологических функций в организме, реализуемой в его субъективных ощущениях, как осознание оптимального соответствия личности и окружающей среды.

Например, «здоровье - состояние динамического равновесия (вернее, процесс поддержания такого состояния) внутри каждой данной подсистемы: органа, личности, социальной группы, общества».

5. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). «Здоровье определяет процесс адаптации.

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Конечно, многое зависит от генетики. Также, по статистике, на наше физическое здоровье влияют окружающая среда, экологическая обстановка, медицинское обеспечение, образ жизни. Даже данное природой крепкое физическое здоровье надо сберечь и пронести по жизни.

Да, мы не в состоянии поменять свои гены. Но мы в состоянии защитить свой организм от болезней. Регулярные медицинские осмотры помогут выявить начинающиеся проблемы. А устранить любую проблему со здоровьем легче, если не запускать ее. Очень важно и сохранить то, что дала природа. Не разрушить, а именно сохранить. А если удастся, то и укрепить.

Итак, прежде всего, надо уделять внимание укреплению своего организма. Для этого как нельзя лучше подходят занятия спортом, физкультура. Невозможно сохранить физическое, да и психологическое здоровье без физических нагрузок. Необязательно профессионально заниматься спортом, чтобы поддерживать себя в форме. Достаточно регулярных занятий спортом, игр на свежем воздухе, прогулок, зарядки. Физическая активность необходима в любом возрасте.

Не надо наносить вред себе вредными привычками. Курение, наркотики, алкоголь – все это разрушает нас изнутри. Способствует развитию различных заболеваний. Провоцирует раннее старение. Сюда же можно добавить и злоупотребления просмотрами телевизора, увлечения компьютерными играми.

Не маловажно и наше питание и образ жизни. Надо чередовать периоды активности, сна, отдыха. Обязательно должен быть четкий график дня. В нем должно быть время на полноценный сон, не менее 8 часов. Иначе организм человека не отдыхает и не успевает восстановить силы. Это, в свою очередь, провоцирует развитие заболеваний, как физических, так и психических, поэтому и говорят, что от здорового сна зависит не только физическое, но и психическое здоровье. Недостаток сна снижает иммунитет. И даже минимальная простуда способна повалить вас в постель. Следите и за питанием. Не употребляете вредные продукты. Помните, что основой нашего питания должна быть здоровая пища. А это крупы, мясо, овощи, рыба, фрукты. Сладкое, мучное, копченое, соленое, при неограниченном и постоянном употреблении не добавят вам сил и здоровья. У каждого из нас есть свои рецепты правильного питания. Выбрав из множества систем питания свою, придерживаясь ее, вы избавляете свой организм от опасностей ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и прочего.

К этим составляющим остается добавить позитивный эмоциональный настрой и личную гигиену. Обязательно следите за своим внешним видом, одеждой. Конечно, это не входит в понятии о физическом здоровье, но очень влияет на психическое здоровье восприятие себя в целом.


    1. Что такое психосоматика

Психосоматика — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности и тем или иным соматическим заболеванием.

Популярно мнение в альтернативной медицине, что все болезни человека возникают по причине психологических несоответствий и расстройств, возникающих в душе, в подсознании, в мыслях человека. Психосоматические заболевания могут возникнуть в результате нерешенных проблем в межличностных отношениях со своими родителями, друзьями и другими близкими людьми, длительного пребывания в состоянии стресса, обиды или вины, о которыми человек не может забыть, которые терзают его в течение многих лет, а также других психологических причин, обусловленных различными внешними факторами или внутриличностными конфликтами.

Причины психосоматических заболеваний.

Внутриличностный конфликт. Наличие у человека одновременно двух или более противоречивых желаний, принципов или мотивов называется в психологии внутриличностным конфликтом. Человек испытывает постоянное напряжение и противоборство между частями своей личности, желающими разного. И когда борьба между ними приводит к условной победе одной из них, другая начинает проявлять себя через психосоматический симптом.

Отношение к проблеме. Бывает, что тело человека физически выражает состояние, возникающее у нас в сложной жизненной ситуации. Достаточно внимательно послушать, как сам человек характеризует свою проблему: «голова идет кругом», «это одна сплошная головная боль», «не перевариваю его», «сердце выпрыгивает», «аж в глазах потемнело», «глаза мои на него бы не глядели», «прямо руки опускаются» и т.д.

Травмирующий опыт из прошлого. Пережитая травмирующая ситуация часто является причиной появления психосоматики. Это могут быть как тяжелые детские травмы, так и переживания, полученная в более взрослом возрасте.

Данное событие могло произойти относительно давно но оно может оставить на человека след, на всю жизнь,, так как все еще эмоционально воздействуют на человека. Переживания из прошлого, с которыми не удалось справиться сразу, как будто отпечатываются, застревают в теле и ждут, когда у человека найдется способ и силы переработать их.

Внушение. Психосоматическая болезнь может возникнуть в результате навязывания и внушения чего-либо другими людьми (мнения, жизненных принципов и т.д). Так же некоторые люди могут внушить вам что вы больны или наоборот, что здоровы. И тогда мысль о наличии болезни воспринимается человеком без критического осмысления, на бессознательном уровне. Внушить симптом таким образом могут люди, обладающие в глазах человека авторитетом или являющиеся значимыми (например, родители).

Самонаказание. Психосоматика может играть роль бессознательного самонаказания, связанного с реальным или воображаемым чувством вины, которое испытывает человек долгое время. Самонаказание может несколько снизить переживаемое чувство вины, но с другой стороны, оно заметно осложняет жизнь, проявляясь в качестве болезни.

В стрессовой ситуации тело, защищает психику и принимает удар на себя. На фоне негативных изменений телесного, формируются угнетающие психические реакций. Это отрицательно сказывается на жизнедеятельности организма человека:

повышается уровень тревожности;

появляется недомогание;

снижается жизненный тонус;

наблюдается упадок сил.

  1. Практическая часть
    1. Эмпирическое исследование

Напомню тему моей работы «Взаимосвязь психологического и физического здоровья человека».

Целью проекта является выявить влияние психологического здоровья на физическое.

Предмет: физическое и психологическое здоровье подростка.

Контингент: в моем исследовании приняли участие обучающиеся 14-17 лет (8-10 классы) в количестве 76 человек.

Для своего исследования мною были разработаны следующие методики:

1. Анкета «Мое психологическое здоровье».

2. Опросник «Мое самочувствие».

Задачи:

1. Провести анкетирование по выявлению взаимосвязи между психологическим и физическим здоровьем обучающихся.

2. Выявить корреляцию между психологическим здоровьем и физическим.

4. Сделать обработку данных.

3. Проанализировать результаты, полученные в исследовании.

4. Написать выводы и рекомендации.

Гипотеза:

1. физическое здоровье влияет на психологическое состояние подростка;

2. психологическое и физическое состояние человека взаимосвязаны и могут взаимно влиять друг на друга.



    1. Результаты исследования

Для оценки состояния здоровья учитывается значительное число показателей состояния человека и его образа жизни, что позволяет определить уровень здоровья.

В своем опросе я сделал упор на такие показатели как:

Физическое здоровье, которое подразумевает под собой следующие показатели соблюдение режима дня, занятие спортом/физической культурой, слабость/плохое самочувствие.

Под психологическое здоровьем, в опросе я выделил такие показатели как настроение, переживания стресса (проблемы), самооценка (принятие/непринятие себя).

В ходе исследования было опрошено 76 человек и получены следующие показатели:

  • регулярно занимающихся спортом - 73%

  • не регулярно - 27%.

  • соблюдают режим дня 55% опрошенных,

  • не соблюдают – 45%,

  • слабость/плохое самочувствие испытывают - 23% опрошенных

  • ощущают себя здоровыми - 77%.

На основе этих данных составлен график % - го соотношения опрошенных и их психологического здоровья.

Рисунок 1. «Взаимосвязь психологического и физического здоровья».

В первой диаграмме показана прямая взаимосвязь между психологическим здоровьем и физическим.

А именно, в результате обработки я выявил следующие результаты:

  • подростки, которые соблюдают режим дня, занимаются спортом, активны, у них выявлен высокий уровень принятия себя, низкий уровень депрессии и стабильное настроение. В свою очередь, как подростки, которые не занимаются спортом, не соблюдают режим дня и ведут пассивный образ жизни – более подвержены депрессии, они, обычно, не уверенны в себе и у них наблюдается нестабильное настроение, что говорит нам о том, что физическое и психологическое здоровье взаимосвязаны.








Группа, занимающаяся спортом и соблюдающая режим дня (или с отсутствием очевидных физических заболеваний и минимальным количеством жалоб (28% опрошенных).

Рисунок 2. «Взаимоотношение занятия спортом, соблюдение режима для и отсутствие физических заболеваний и психологического состояния»




На данной диаграмме представлена статистика ,которая показывает психологические аспекты у детей которые занимаются споротом, соблюдают режим дня и не имеют больших жалоб на здоровье. У таких детей согласно статистике высокий уровень хорошего натроения-82%,высокий уровень уверенности в себе-63%, стабильное настроение-57%, а так же низкий уровень депрессии-всего 18%.





На данной диаграмме изображена группа обучающихся, занимающаяся спортом не регулярно, не соблюдающая режим дня, с большим количеством жалоб на здоровье, которая составила 16%.

Рисунок 3. «Взаимосвязь нарушения режима дня, малоподвижность, частые заболевания и психологически состояние подростка»



На диаграмме видно, что те обучающиеся которые не занимаются спортом имеют хорошее настроение – 68 %, но при этом уровень депрессии составляет 31 %, что выше чем у детей, которые занимаются спортом, также уровень непринятия себя и нестабильности настроения также вырос в % соотношении по сравнению с обучающимися которые занимаются спортом. Уровень непринятия себя выше у детей которые не занимаются спортом-37%,а дети которые занимаются спортом-34%,нестабильное настроение чаще встречается у детей которые не занимаются спортом, не соблюдают режим дня и испытывают проблемы с физическим здоровьем- 38%,а у детей которые ведут активный образ жизни ,соблюдают своя распорядок дня и не испытывают проблем с физическим здоровьем- 32%.



Эти исследования показывают прямую зависимость как физического здоровья от психологического, так и обратном соотношении.

Данные являются обобщенными и охватывают среднюю статистику всех опрошенных детей в %-ом соотношении.




Заключение

Формирование физического и психического здоровья подростков - актуальная социально-педагогическая проблема, от решения которой во многом зависит не только жизненный успех конкретного человека, но и благополучие всего нашего общества.

В результате своего исследования я, считаю, что подтвердил выдвинутую гипотезу, о взаимосвязи физического и психологического здоровья человека.

Своим исследованием я хотел доказать, что наша душа и тело, наше физическое и психологическое здоровье тесно связаны между собой, и что не только нужно заниматься спортом, соблюдать режим дня, закаляться, вести правильный образ жизни, но и важно беречь свою душу, свое эмоциональное состояние, уметь выстраивать отношения с окружающими, понимать себя, понимать, что движет тобой, свои мотивы, что нравится и что не нравится, сохранять гармонию с собой и окружающими.


Рекомендации

Выявленные, в ходе проведения исследования факты, позволяют дать следующие рекомендации:

1. Популяризация и приобщение детей к занятиям спортом. Целевой установкой в их работе должно стать не достижение детьми максимальных спортивных результатов, а их гармоничное развитие и формирование у них устойчивого интереса к занятиям.

2. Укрепление психологического здоровья. Тренинги, кружки, факультативы.

Следует максимально разнообразить программу занятий, отмечая, какой аспект наиболее заинтересует каждого из детей, и в дальнейшем стараться стимулировать их индивидуальные интересы, чаще использовать на уроках те формы и средства общения, которые вызывают у учеников наименьшее число отрицательных реакций.

3. Так как подростковый возраст — это сложный период взаимодействия ребенка с социумом (школой, семьей), то нужно объяснить, научить гармоничному взаимодействию с людьми, пониманию окружающих (потому что от его настроения, внутреннего состояния, грусти, обиды, эмоций зависит, непременно, его физическое состояние).

4. Следует уделить внимание формам сотрудничества с родителями, путям привлечения их к совместным мероприятиям, праздникам, соревнованиям и просто проведению семейного досуга в кругу семьи.





Список литературы
  1. Кващук В.В. Лекции по психологии здоровья. Таганрог: ТИУиЭ, 2003 г.

  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976 г.

  3. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М, 1990 г.

  4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987 г.

  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998 г.

  6. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994 г.

  7. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: ФиС, 1991 г.

  8. Франц Александер. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. /Пер. С. Могилевского. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002 г.

  9. Большая медицинская энциклопедия. В 30-ти т. Т.17. - М.: БЭ,1998.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!