СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь интеллектуального развития с профессиональным самоопределением личности в юношеском возрасте

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Взаимосвязь интеллектуального развития с профессиональным самоопределением личности в юношеском возрасте"

В данной статье я разобрала основные виды развития и их взаимосвязь с самоопределением старшеклассников.

Выходные данные печатной публикации: Человек и природа: сб. материалов студ. научно-практ. конф. / Омск. гос. пед. ун-т ; отв. исполн. А. М. Айсина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2017.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь интеллектуального развития с профессиональным самоопределением личности в юношеском возрасте»


Взаимосвязь интеллектуального развития с профессиональным самоопределением личности в юношеском возрасте

Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы профессионального самоопределения в аспектах его взаимосвязи с уровнем интеллектуального развития, что необходимо для дальнейшей профессиональной интеграции юноши в современное общество.

По мнению Р. Кэттела интеллект - это умственные способности (способности к мышлению, рассуждению), которые опираются на прошлый опыт, на потенциальный интеллект личности, присущий ей от рождения и достигающий наибольшего развития в юношеском возрасте. Ч. Спирмен полагал, что интеллект - это умственная способность, которая проявляется в качестве, точности, скорости решения задач, умение мыслить, в успешности обучения и фактически отождествлял интеллект и способность к обучению.

Д. Векслер выделил в интеллекте две сферы его проявления: вербальный интеллект и невербальный интеллект. Вербальный интеллект - это уровень одаренности человека в области гуманитарных наук и языков, способность искусно владеть письменной и устной речью, взаимодействовать с другими людьми. Он связан с артистичным, социальным типом профессионального самоопределения.

Невербальный интеллект - это интеллект, который проявляет себя в выполнении задач с минимальным использованием вербального материала. Юноши с невербальным типом интеллекта склонны к решению математических задач, выбирают профессии интеллектуального, конвенциального и реалистичного типа.

Юношеский возраст – возраст личностного, социокультурного и профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение — это целостное проявление субъекта, оно является неотъемлемой частью жизненного и личностного самоопределения человека, а также предпосылкой для его самореализации в профессиональной и жизненных сферах. (Зыбина Л.Н.) Основой успешного профессионального самоопределения является сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка и саморегуляция личности. Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте может быть различно.

При выявлении взаимосвязи интеллектуального развития с профессиональным самоопределением личности в юношеском возрасте применялись методики определения типа интеллекта и профессиональных склонностей Дж. Холланд “Самонаправленный поиск” и Р. Амтхауэр “Тест структуры интеллекта”. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ “Приваленская СОШ”, с участием учащихся 11 класса. При исследовании взаимосвязи типа интеллекта и профессиональных склонностей установлена прямая зависимость.

Юноши с невербальным типом интеллекта (27,7%) склонны выбирать профессии интеллектуального, реалистичного и конвенциального типа. С вербальным типом интеллекта (27,7%) профессии артистичного, предприимчивого, социального типа. Со смешенным типом интеллекта (44,6%) профессии реалистичного, социального, артистичного, интеллектуального и конвенциального типа. Таким образом, при вербальном интеллекте, юноши выбирают профессии типа человек-человек, а невербальному типу интеллекта свойственны профессии типа человек-техника.

  1. Ильин Е.П. Психология взрослости. – СПб.: Питер, 2012. — 544 с.;

  2. Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2005. – 419 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!