Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
В современных исследованиях указывается на неоднородность структуры дефекта при ОНР, обусловленной наличием вербальных и невербальных нарушений. Одним из нарушений невербального характера является нарушение моторной сферы, в частности мелкой моторики, которое выражено недостаточной координацией, недифференцированностью, малым объемом движений пальцев и кисти рук, неловкостью, слабо развитыми тактильными ощущениями, недостаточным темпом и переключаемостью последовательно организованных движений. Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечается утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графомоторных навыков.
Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми групп компенсирующей направленности является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук:
· развивают подражательную способность;
· учат напрягать и расслаблять мышцы;
·развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
· учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
· развивают точную координацию движений;
· учат сгибать и разгибать пальцы рук;
· учат противопоставлять большой палец остальным.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
· Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
· Игровые задания должны постепенно усложняться.
· Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
· Никогда не начинать игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
· Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
· Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
· Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
· Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
· Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
· Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
Развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук следует уделять - ежедневно 15-20 минут.
Виды игр и заданий:
Игры с пальчиками, сопровождающие стихами и потешками
Специальные комплексы пальчиковой гимнастики без речевого сопровождения
Игровые задания на распознание пальцев («Пальчик, пальчик, как зовут?», «Покажи такой же пальчик на другой руке», «Угадай и покажи», «Какой и где пальчик?») и т. д.
Игры с игрушками и предметами (шнуровка, мозаика, конструктор, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание палочек, пуговиц, строительный материал, перчаточный и теневой театр и т. д.)
Массаж, самомассаж кисти рук и пальцев.
Лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами; работа с ножницами и т. д.
Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам,
рисование: по точкам, по клеточкам; печатание букв, слогов, слов и т. д.)
Проведение комплексной, системной работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук показывает положительный результат. У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графомоторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, развивая мелкую моторику, комплексно развиваются различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.
МБДОУ Детский сад №14 «Золотая рыбка»
Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев кисти рук
Подготовила учитель-логопед:
Т.В. Будникова