СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

XVIII городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа. Проблемы социофобии у подростков

Просмотр содержимого документа
«XVIII городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»»

14


XVIII городская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»





Секция Социология

Направление Гуманитарное













Проблемы социофобии подростков в современных условиях.



Автор: Гареева Алла, ученица 7 «Б» класса

МОБУ Гимназии № 9 г. Сочи

Руководитель:

Ковтун Ксения Сергеевна, учитель истории

и обществознания МОБУ Гимназии № 9;







.



г. Сочи 2018



Научная статья

Содержание



I.Введение

II. Основная часть

Глава 1 «Определение социализации и социофобии»

Глава 2 «Актуальность проблемы социализации и социофобии подростков в современном мире»

Глава 3 «Практика»

III. Заключение

IV. Список используемых источников

Приложение



Введение.

Социализация – неотъемлемая часть жизнедеятельности любой личности. С самого начала своего жизненного пути люди являются объектами социализации. Именно в подростковом возрасте человек формируется как индивид, пытается сопоставить себя и внешний мир, найти свое сходство и отличие от окружающих людей. Бывает, что подросток приходит к выводу, что он очень отличается от окружающих и начинает испытывать дискомфорт при нахождении в обществе. Он начинают стесняться, боится высказать своё мнение. Кто-то не принимают эти проблемы близко к сердцу, а кто-то, наоборот, пытается уйти в себя и старается всячески избегать социума. Это и есть одна из проблем социализации –социофобия, которая может разрушить жизнь и стать преградой на пути к светлому будущему. Многие пытаются найти пути решения проблемы социофобии, но, к сожалению, не каждому это удаётся.

Именно потому, что я сама нахожусь в подростковом возрасте и считаю проблему социализации очень актуальной, я и избрала темой своей работы изучение проблемы социализации у подростков и социофобии, как одной из проблем социализации.

Цель: выяснить, существуют ли проблемы социофобии у подростков 12-13 лет на примере учащихся 7 класса.

Задачи проекта

  1. -узнать, что такое социализация и социофобия

  2. -выявить, существуют ли проблемы социофобии у моих одноклассников

  3. -разработать анкету и провести анкетирование среди одноклассников

  4. -проанализировать полученные данные

  5. -оформить результаты анкетирования

  6. -сделать выводы

  7. -результаты работы отразить в виде презентации

Методы исследования: сбор и обработка информации (изучение и обобщение), анкетирование, оформление результатов.

Предмет исследования – социофобия подростков

Объект исследования - факторы, влияющие на процесс социализации подростков

Целевая группа - одноклассники (подростки 12-13 лет)

Проблемные вопросы:

-существует ли проблемы социофобии в моём классе

-в чём отличие социализации подростка от социализации других групп?

Гипотеза: проблемы социализации подростка имеют свои отличительные признаки и особенности по сравнению с другими демографическими группами.

Срок реализации: 2 месяца

















Основная часть.

Глава 1. Определение социализации и социофобии.

Чтобы разобраться в данной теме, первым делом следует изучить основные термины.

Социализация (от латинского socialis- общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полнопра-вного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы,

влияющие на ее формирование. Несмотря на широкое употребление,  термин "социализация" не имеет однозначного

толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других – с формированием личности. [1]

Социофобия - вид невроза, характеризующийся страхом публичности, боязнью публичных выступлений. [2]

Каждый человек в процессе своего взаимодействия с окружающим обществом, т.е. социализацией, не только вбирает в себя ценности и знания, которыми обладает общество, но и сам служит источником тех самых знаний. Это очень сложный и многогранный процесс, который не каждому взрослому по плечу. Что же можно сказать о процессе социализации подростка, когда в добавок к физическим изменениям, происходящим в организме, прибавляются и изменения в сознании и психологии молодого человека. С одной стороны, взрослые, которые располагают определенным жизненным опытом и стремятся поделиться им с подрастающим поколением. Взрослые считают, что только их опыт и знания должны использоваться подростком, все то новое, что появляется в мире, таит в себе опасность и неизвестность.

Взрослым противопоставляются ровесники подростка, которые считают, что все знания предыдущих поколений в большинстве своем ничтожны, никто из ранее живущих не испытывал всего того потока эмоций, которые выпадают на долю подрастающего поколения. Если ко всему этому добавить тот поток информации, который ежедневно доносится до подростка средствами массовой информации, то можно представить, что творится в голове у подростка. И получается, то юный, еще не сформировавшийся организм находится в постоянном противостоянии между тем, как послушать взрослых, ведь они достаточно мудры, но при этом и доводы ровесников не лишены логики- когда пробовать, как не сейчас. Но у каждого человека есть еще и самолюбие, которое требует самовыражения и это самое самолюбие очень обострено именно в подростковом возрасте. Подросток должен принять решение, как же вести себя с обществом- бороться и доказывать, а, может, легче свести свое общение с окружающими к минимуму. Именно в этот момент и велик риск появления такого состояния как социофобия.

Социальная фобия накладывает огромный отпечаток на поведение человека. Ему кажется, что все окружающие только и заняты тем, что наблюдают и оценивают, причем именно негативно, поступки социофоба. Он чувствует себя неподходящим, некомпетентным неуместным в любой ситуации, какой бы сферы деятельности она не касалась.

Мне очень понравилось одно из названий социофобии- болезнь упущенных возможностей. И это именно так. Ведь человек- это существо в первую очередь социальное, ему необходимо общение. А замыкаясь в своем внутреннем мире, избегая общения, человек лишается очень многого- он не получает новых знаний, эмоций, опыта; рискует пропустить важное в своей жизни- новых друзей, любовь, предложение по интересному проекту или работе; да много всего важного.























































Глава 2. Актуальность проблемы социализации и социофобии подростков в современном мире.

Проблема социофобии очень важна, ведь недаром ей посвящено множество научных трудов и психологических исследований. Например, всемирно известный специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги посвятил данной проблеме свои труды « Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», а также « Как перестать беспокоиться и начать жить» [3].

Мне кажется, что проблема борьбы с социофобией очень актуальна именно в наше время компьютеризации в связи с тем, что, имея неограниченный доступ с информации, подросток, стремясь найти решение своим проблемам в интернете, способен попасть под влияние различных группировок, негативно влияющих на общество. Например, в последнее время в средствах массовой информации широко обсуждается деятельность группировки ИГИЛ или виртуальной игры Синий кит. В основе всех действий данных групп лежит внушение человеку мысли о том, что он избранный, непонятый окружающим миром и лишь действия под руководством данных групп являются верными. К несчастью, все эти действия приводят лишь к смерти, причем не только внушаемого человека, но и множества других. А ведь если бы человек не боялся общения, не боялся делиться своими идеями и переживаниями, многих бед бы можно было избежать.

Таким образом, к факторам, влияющим на процесс социализации подростков можно отнести:

- семью подростка, включая родителей, бабушек и дедушек, сестер и братьев, тетей и дядей и т.д.;

- ровесников подростка: друзей, приятелей, одноклассников и т.д.;

- средства массовой информации- телевидение, интернет, газеты;

- прочее окружение подростка- учителя, тренеры, врачи и прочее.

Действие всех этих факторов оказывает влияние на то, как подросток определяет себя во внешнем мире и свое взаимодействие с этим. миром.



Глава 3. Практика.

В процессе проведения исследования я предложила ответить одноклассникам на вопросы разработанной мной анкеты (приложение 1).

В анкетировании участвовали 6 мальчиков и 17 девочек.

Все мальчики, за исключением одного, проводят свое свободное время, общаясь с друзьями и семьей; один, кроме того, посещает кружки и секции; четверо рисуют и посещают познавательные сайты в интернете. Большинство мальчиков (четверо из шести) накануне сдачи проектной работы чувствуют себя спокойно и уверенно. Лишь один из отвечающих мальчиков посчитал, что его мнение не интересует его близких и родных. И также один из подростков чувствует себя неуверенно в кругу незнакомых людей. Двое из моих одноклассников еще не определились с будущей профессией, остальные избрали профессии, не связанные с публичными выступлениями (повар, архитектор, хирург, сотрудник МЧС).

Из 17 девочек 6 ответили, что свободное время они предпочитают проводить в кругу семьи и друзей и все они без исключения считают, что их ближайшее окружение считается с мнением опрашиваемых при принятии решения. Девочки данной группы в большинстве (4 из 6) будут спать спокойно накануне выступления, но только 3 из них уверенно чувствуют себя в окружении незнакомых людей. И именно эти 3 мои одноклассницы в будущем хотят работать с людьми, оказывая на них влияние (менеджер, учитель, юрист).

Проводить свободное время в обществе книг и интернета предпочитают 7 моих одноклассниц. Перед выступлением четверо из них переживают, также 4 девочки неуверенно чувствуют себя в обществе незнакомых людей. Трое подростков этой группы считает, что их мнение не интересует окружающих. Разброс будущих профессий в этой группе очень широк- от повара до актрисы. Что интересно, в данной группе 4 девочки хотят в будущем творить прекрасное- быть художниками, пластическим хирургом и архитектором.

Шесть моих одноклассниц проводят свободное время в кружках и секциях. Лишь одна из опрашиваемых данной группы спокойна перед выступлением; половина из них уверена, что друзьям и родственникам важно их мнение; и также половина девочек группы чувствует себя комфортно в обществе незнакомых людей. Здесь подрастает переводчик, ветеринар, художник и один не определившийся с будущей профессией.

В целом получились следующие результаты опроса:

  1. Одинаковое количество одноклассников проводят свободное время в кругу семьи и друзей, а также за чтением книг и в интернете- по 11 человек; кружки посещают 7 человек (Приложение 2);

  2. 11 детей перед выступлением чувствуют себя спокойно, а 12- нервничают (Приложение 3);

  3. 13 моих ровесников не испытывают дискомфорта в обществе незнакомых людей, а 10- робеют (Приложение 4);

  4. Лишь 7 моих одноклассников свою будущую профессию связывают с тесным общением с людьми, 13 предпочитают не столь близкое общение, а 3 человека не определились с будущей специальностью (Приложение 5);

  5. Мнение 17 моих ровесников важно для их окружения, а 6 одноклассников считают, что их мнение не учитывается при принятии решений близкими людьми (Приложение 6).

Проанализировав полученные данные, я сделала следующие выводы:

  1. Поддержка семьи и друзей несомненно накладывает положительный отпечаток на социализацию подростка. Такой индивид уверенно чувствует себя в обществе, причем не только вбирая в себя информацию, но и предоставляя ее.

  2. Дополнительные занятия в кружках и секциях также положительно влияют на процесс социализации.

  3. Проведение свободного времени в интернете и за чтением книг, как мне кажется, не позволяют ребенку на сегодняшний день сформировать понятие о своем месте в социальном обществе- об этом говорит, например, широкий разброс будущих профессий у моих одноклассников, ответивших утвердительно на данный вопрос анкеты.

Однозначно, общение- важнейший из методов социализации подростков. Но, конечно же, чтение, созерцание, наблюдение также оказывают влияние на процесс социализации подростка.

Проявление беспокойства накануне выступления и неуверенность в обществе незнакомых людей я не считаю проявлением социофобии, скорее, это- естественная реакция организма. Возможно, в будущем проявления социофобии и будут нарастать, но, будем надеяться, что моим одноклассникам удастся избежать этого.





















Заключение.

Моя гипотеза подтвердилась. Главная проблема социализации подростка- это вовлечение подростка в сам социум. Процесс очень сложный и многогранный. Ведь в ходе него ребенок не только вбирает опыт, но и сам накладывает отпечаток на формирование понятий и ощущений в социуме, тем более в кругу своих ровесников. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка были сформированы общечеловеческие ценности, он обладал знаниями и учитывал опыт прошлых поколений.

Процессу социализации подростка вполне может помешать социофобия- вид невроза, характеризующийся страхом публичности.

Все процессы, связанные с взаимодействием подростка с окружающим обществом- процесс непрерывный и многогранный. Самое важное в процессе социализации подростка, как показывает проведенное исследование, -это общение, причем живое общение с членами семьи, друзьями, преподавателями и т.д.





























Список использованной литературы.

  1. Бородулин В.И. и др. «Иллюстрированный энциклопедический словарь» /Аутопан, М.: 1998.

  2. Харвест С.Ю. «Словарь практического психолога» /М.: АСТ, Головин. 1998.

  3. Карнеги Д. «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» /пер. с англ. Под общ. ред. Зинченко В. П. – М.: Прогресс, 1992

  4. Алексеева Е.В. «Наш проблемный подросток» / учеб. пос. С-П, 2009

  5. Василькова Ю.В. «Социальная педагогика» /М.: Академия, 2007. 345с.

  6. Галагузова М.А. «Социальная педагогика» /М.:2004











































Приложение 1

Анкета

  1. Укажи свой пол

  • Мужской

  • Женский

  1. Как ты проводишь свободное время ( возможны несколько вариантов)

  • Посещаю кружки/секции

  • Читаю, рисую, посещаю познавательные сайты в интернете

  • Общаюсь с семьёй и друзьями

  1. Перед выступлением с проектной работой ты:

  • Переживаешь, теряешь аппетит, не спишь по ночам

  • Спокойно чувствуешь себя, ведь ты хорошо подготовился к докладу

  1. Как ты считаешь, твое мнение важно для членов твоей семьи и друзей

  • Да

  • Нет

  1. Уверенно ли ты чувствуешь себя в кругу незнакомых людей

  • Да

  • Нет

  1. Какую бы профессию ты избрал в будущем ______________________



















Приложение 2



















Приложение 3























Приложение 4

























Приложение 5





























Приложение 6



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!