ВЫЯВЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО МОТИВА УЧЕНИЯ 7-11 класс
Просмотр содержимого документа
«ЫЯВЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО МОТИВА УЧЕНИЯ 7-11 класс»
ВЫЯВЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО МОТИВА УЧЕНИЯ ( 7-9 кл.) ( 9-11 кл.)
/ Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 –160с.; стр.33-34 /.
На уроке ученикам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, различающиеся по:
сложности и характеру деятельности ( творческая или репродуктивная);
практической или теоретической направленности познавательной деятельности;
характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).
Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
1. Желание себя испытать. 2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету. 3. Интерес к предмету. 4. Желание как можно больше узнать из данной области науки. 5. Полезно пригодится в будущей работе. 6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования. 7. Уверенность в успехе по данному предмету. 8. Легко учиться. 9. Желание преодолеть трудности. 10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету. 11. Желание иметь авторитет среди товарищей, т.к. этот предмет престижен в данном коллективе. 12. Нравится учитель. 13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей. 14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни. 15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества. 16. Чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.
БЛАНК
№ | Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Все названные мотивы учения учитель распределяет по основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:
Интерпретация Показатели
1. Самоопределение -5, 14, 15 2. Познавательные -3, 4 3. Узкопрактические -5, 6 4. Саморазвитие -1, 2, 9 5. Общение с учителем -12 6. Общение со сверстниками -10, 7. Самоутверждение -13 8. Избежание неприятностей -8, 16
Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить уч-ся на три группы: Первая группа включает уч-ся, воспринимающих учёбу с позиции настоящей необходимости.
Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа уч-ся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учёбу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.