СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ыыыыыыыыыыыыыыы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ыыыыыыыыыыыыыыы»

КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау»










Предупреждение ошибок письма

у младших школьников





Доклад на ХХ научно-практической конференции








Урусова Т.Н.

логопед











Темиртау 2018

КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау»









Предупреждение ошибок письма

у младших школьников







Доклад на ХХ научно-практической конференции

«Качество образования: новые подходы в условиях

обновления содержания образования»







Урусова Т.Н.

логопед

КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау»












Темиртау 2018

Тема: Предупреждение ошибок письма у младших школьников


Тема моей методической работы – «Преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальной школы».

На первый взгляд, тема узкоспецифическая, но если анализировать деятельность учащихся, имеющих речевые нарушения, то можно сделать вывод, что именно речевые нарушения достаточно часто являются причиной низкой успеваемости учащихся . Низкие показатели техники чтения сказываются на устных предметах, и наконец, проблемы психологического характера, когда у ребенка могут возникнуть комплексы в общении со сверстниками.

Не всегда уровень речевой подготовки дошкольников соответствует нормам развития речи. Причины этого разные:

  1. Непосещение детьми дошкольных учреждений.

  2. Недостаточная организация логопедической помощи в детских садах.

  3. Недостаточное внимание родителей к проблемам нарушения речи собственного ребенка.

  4. Врожденные патологии.

Следует сказать, что любое нарушение речи может привести к неприятным последствиям. Например, нарушение фонетического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняет изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии , истории ,географии , где тоже требуются связные высказывания и ответы. Нарушения мелкой моторики (т.е. движение пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении рисованию, труду и письму.

Нарушение письма является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения.

Цель данной работы - устранить нарушения в письменной речи у младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить специфические ошибки чтения и письма;

  2. Обследовать письменную и устную речь младших школьников;

  3. Провести анализ результатов обследования и выявить учащихся с нарушением письменной и устной речи;

  4. Составить план коррекционной работы с выявленными учащимися.


1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ


Нарушение письма, становится причиной неуспеваемости у 15 -25% младших школьников – это связано с нарушением или несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс письма.


Такие авторы как Р.И. Лалаева и Е.В. Мазанова выделяет пять форм дисграфии:


1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме, т.е. пишет так, как произносит и пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии.

Эта форма проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф и т.д.) и неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии .Для нее характерны такие ошибки как:

-перестановка букв и слогов; пропуски их, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила"), недописывание слов, и др.

-;

4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

- недописывание , добавление лишних элементов; зеркальное написание букв.


2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза включает 4 серии заданий:

Серия I. Обследование письма.

Методика обследования письма включает 3 вида заданий.

Задание 1. Письмо под диктовку (слуховые диктанты).

Задание 2. Списывание с печатного текста.

Задание 3. Списывание с рукописного текста.

Серия II. Обследование фонематического восприятия

Методика обследования фонематического восприятия включает серию заданий на слуховую дифференциацию звуков речи по противопоставлениям:

1. звонкость – глухость

2. твёрдость – мягкость

3. свистящие - шипящие, аффрикаты

Серия III. Обследование фонемного анализа.

Методика обследования предусматривает производство полного фонемного анализа. Ученик должен ответить на вопросы по следующей схеме:

  • Сколько звуков в слове?

  • Какой звук первый?

  • Какой звук последний?

  • Какой звук стоит перед звуком…….?

  • Какой звук стоит после звука………?

  • Какой звук стоит между звуками?

Серия IV. Обследование фонемного анализа через синтез или фонемного синтеза через анализ.

Назови последний согласный звук в словах (учитываются фонетические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и особенности предшествующего звука).



3. АНАЛИЗ ОШИБОК ПИСЬМА
В РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

После обследования провожу анализ ошибок в письменных работах учащихся для подбора эффективных методов коррекционной работы.



4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК
ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Коррекционную работу, направленную на устранение этих ошибок, следует проводить с учётом ведущих механизмов их возникновения.


4. 1. Развитие фонематического восприятия
при устранении ошибок письма.


Работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.


4. 2. Работа по дифференциации смешиваемых звуков


На первом этапе:

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

  2. Выделение звука на фоне слога.

  3. Формирование умения определять наличие звука в слове.

  4. Определение места звука в слове.

  5. Выделение слова с данным звуком из предложения.

На втором этапе:

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков.

  2. Выделение звуков на фоне слога.

  3. Формирование умения дифференцировать звуки в слове.

  4. Определение места звука в слове.

По указанному плану отрабатывается каждая пара из смешиваемых звуков.


4.3.Развитие фонематического анализа и синтеза.


Работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.

  2. Вычленение звука, находящегося в различной позиции в слове.

  3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

ВЫВОД


Проведение данной работы позволяет скоррегировать специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у младших школьников.

Отклонения в речевом развитии носят различный характер и степень тяжести и поэтому результаты коррекционной работы будут проявляться в различные сроки.

Таким образом, своевременная коррекционная работа по нарушению звукопроизношения, развитие фонематического и языкового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, высших психических функций, а так же общей и мелкой моторики, даёт возможность овладеть чтением и письмом учащимся младшей школы, и ведет к более успешному обучению в среднем и старшем звене.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!