СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

За страницами учебника

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«За страницами учебника»

МКОУ «Тесовская ОШ»


Принята на заседании педагогического совета от "30" августа 2018 г. Протокол № 1


Утверждаю:

Директор школы:

А.А. Усов

"30" августа 2018 г.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа естественнонаучной направленности


"За страницами учебника «Математика»"

Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год


Разработала учитель математики: Ефремочкина Татьяна Анатольевна


2018-2019



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа является непосредственным продолжением программы по математике для 6 класса. Данная программа направлена на формирование умений применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, так же на развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений. Внеурочной деятельность будет осуществлять в форме кружковых занятий.

Направленность программы - естественнонаучная.

Уровень - ознакомительный.

Первоисточник: Программа составлена учителем математики Ефремочкиной Т.А. Эта программа была создана для ведения кружковой работы в общеобразовательной школе. Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий для увлечённых математикой детей. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружковое занятия организуются для всех учащихся, желающих интересно провести досуговое время.

Данное дополнительное образование направлено на дифференциацию и индивидуализацию подхода к ребенку. Так же программа создаёт условия для успешной реализации одной из важнейших целей федерального компонента государственного стандарта общего образования - подготовка учащихся к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Поэтому одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Реализация данной программы способствует достижению этой задачи. Это позволяет за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Обучающимся предоставляется возможность выбора индивидуальной ой траектории развития познавательных способностей и самореализации.

Программа нацелена на формирование и развитие в школе основных видов компетентностей: информационная, социальная и коммуникативная компетентность.

Основная цель программы - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов. Данная программа должна:



-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимый источник информации, находить необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы достижения поставленных целей, оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учениками.

Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат.

Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, давать им оценку. Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Новизна программы:

Актуальность программы объединения дополнительного образования «За страницами учебника «Математика» определяется, прежде всего, тем, что математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных,

так и гуманитарных.

Актуальность:

Данная программа составлена учителем-практиком, она не дублирует программы по дополнительному образованию по математике, существовавшие ранее. В ней нашли отражение требования к учащимся 6-х классов по предмету. Она ориентирована на применение теоретических и практических навыков, умений, знаний в дальнейшем в нестандартных ситуациях.


Педагогическая целесообразность:

Объединение дополнительного образования по математике педагогически целесообразно, так как у многих обучающихся снижен познавательный интерес к предмету. На уроках не всегда удается индивидуализировать процесс обучения, показать нестандартные способы решения



заданий, рассмотреть задачи повышенного уровня сложности, вопросы, связанные с историей математики. На уроках нет возможности углубить знания по отдельным темам школьного курса. Целесообразно проведение внеклассной работы по предмету в рамках объединения дополнительного образования, где больше возможностей для рассмотрения ряда вопросов занимательного характера, не всегда связанных непосредственно с основным курсом. На занятиях объединения есть возможность вовлекать ребят в проектную деятельность.


Цели программы:

  1. Сформировать интерес к изучению математики;

  2. Повышение математической культуры;

  3. Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся

  4. Оказать помощь по созданию условий для развития у учащихся умений адаптироваться в современном обществе, применять свои знания на практике.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Формировать у учащихся представления о математике как средстве моделирования явлений и процессов, развивать пространственное воображение через вариативную организацию работы.

  2. Создать условия для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды).

  3. Организация исследовательской деятельности учащихся по предоставленным темам; формирование умений у учащихся представлять информацию в различных формах (в виде столбчатых, линейных, круговых диаграмм, графиков изменения величин) через проведение данных занятий. При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо придерживаться следующих принципов: принципа естественности (проблема должна быть не надуманной), принципа осознанности (понимание как проблемы, цели и задач исследования, так и его хода и его результатов); принципа самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт) принципа наглядности, принципа равноправия. Развивающие:



  1. Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике при выполнении работ на местности( территория школы).

  2. Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике при выполнении измерительных работ на местности (школьная территория) .

  3. Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.

Воспитательные:

  1. Формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность.

  2. Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.

  3. Развитие самостоятельности учащихся; приобщение их к использованию научно- популярной и учебной литературой.

Отличительные особенности программы - при разработке программы учитывались основные принципы, которым должно было соответствовать содержание программы курсов:

  1. быть близким к учебной программе предмета, но обязательно новым, в какой-то степени углубляющим какой-то раздел программы;

  2. представлять собой системы последовательных проблем;

  3. быть практически интересным, связанным с жизнью, учитывать желания учащихся;

  4. иметь занимательную сторону, включая эстетическую.

Возраст детей: 11-13 лет.

Сроки реализации программы: 1 год (34 часа).

Формы и режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут во второй половине дня

практикум решения текстовых задач, уравнений, неравенств, задач на построение графиков, подготовка к олимпиадам и конкурсам, в том числе к мероприятиям предметной недели математики в школе.

Формы подведения итогов программы - в участии детей в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, поступлении в 7-ой математический класс.



Ожидаемые результаты:

  1. овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

  2. привлечение максимально возможного числа учащихся к внеурочным занятиям;

  3. разработка мероприятий с целью воспитания культурного, социально адаптированного и коммуникативного человека, умеющего решать жизненные задачи различными способами.


Универсальные учебные действия

Личностные результаты:

  1. Готовность и способность к саморазвитию.

  2. Сформированность мотивации к обучению.

  3. Самостоятельность мышления.

  4. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических

знаний

  1. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

  2. Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной

жизни.

  1. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

  2. Способность к самоорганизованности.

  3. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

Предметные результаты:

  1. Овладение умениями распознавать и изображать геометрические фигуры

  2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  3. Овладение основами математической речи

  4. Умение применять полученные математические знания для решения учебнопрактических задач.



N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат.

1

0.5

0.5

Тестирование

2

Рождение счета. Поговорим о нуле.

1

0.5

0.5

Собеседование


3

В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса.

1

0.5

0.5

Встроенное педагогич. наблюдение

4

Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число».

1

0.5

0.5

Собеседование

5

Круги Эйлера. Графы.

1

0.5

0.5

Защита

исследовательс.работы

6

Решение логических задач. Принцип Дирихле.

1

0.5

0.5

Сам.работа

7

Задачи на переливания. Симметрия.

1

0.5

0.5

Сам.работа

8

Математический КВН. Божественные числа.

1

0

1

Встроенное педагогич. наблюдение

9

Как решать задачи? Решаем задачи.

1

0.5

0.5

Тестирование

10

Всяк на свой аршин мерит.На все времена у всех народов.

1

0.5

0.5

Собеседование

11

Быстрый счет. Обыкновенные дроби.

1

0.5

0.5

Опрос

12

Среднее арифметическое. Путешествие в страну «Геометрия».

1

0.5

0.5

Встроенное педагогич. наблюдение

13

Введение в комбинаторику. Факториал.

1

0.5

0.5

Сам.работа

14

Теория вероятностей. Случайные события и их вероятность.

1

0.5

0.5

Сам.работа

15

Теория вероятности вокруг нас.

1

0.5

0.5

Собеседование

16

Математическая викторина.

1

0

1

Встроенное педагогич. наблюдение

17

Математические аттракционы и истории.

1

0.5

0.5

Собеседование

18

Новый знак деления. Признаки делимости.

1

0.5

0.5

Сам.работа

19

Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор.

1

0.5

0.5

Тестирование

20

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.

1

0.5

0.5

Сам.работа

21

Некоторые приемы устных вычислений.Конкурс художников.

1

0.5

0.5

Встроенное педагогич. наблюдение


22

Пифагорейский союз. Софизмы.

1

0.5

0.5

Собеседование

23

Числовые ребусы. (Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии.

1

0.5

0.5

Опрос

24

Путешествия. Денежные расчеты.

1

0.5

0.5

Встроенное педагогич. наблюдение

25

О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории.

1

0.5

0.5

Собеседование

26

Решение задач на совместную работу.

1

0

1

Сам.работа

27

Решение задач «обратным ходом».

1

0

1

Сам.работа

28

Старинный способ решения задач на смешение веществ.

1

0

1

Тестирование

29

Прямая и обратная пропорциональности.

1

0.5

0.5

Сам.работа

30

Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел

1

0.5

0.5

Собеседование

31

Возраст и математика.

1

0

1

тестирование

32

Решение задач на движение.

1

0

1

Сам.работа

33

Игра «Математическое ралли»

1

0

1

Встроенное педагогич. наблюдение

34

Обобщающий урок

1

0

1

Презентации

Содержание тематического плана

  1. Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат.

Теория: Какие качества необходимы при изучении математики. Квадрат-танграм. Историческая справка.

Практика: решение задач, сложить фигуры в «Танграме».

  1. Рождение счета. Поговорим о нуле.

Теория: Историческая справка о римской и арабской нумерации. Свойства нуля, показать, что такое доказательство в математике.

Практика: решение задач.

  1. В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса.

Теория Знакомство учащихся с большими числами и их аналогами в древности. Поверхность, что это такое? Может ли быть что-нибудь неожиданное и даже таинственное?

Практика: Выполнение исследовательских заданий.



  1. Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число».

Теория: Историческая справка. Счет чисел более простым и быстрым способом.

Практика: Соревнование в умении быстро считать и решать уравнения.

  1. Круги Эйлера. Графы.

Теория:Наглядность и простота задач, решаемые с помощью кругов Эйлера. Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графов.

Практика: Решение задач различными способами.

  1. Решение логических задач. Принцип Дирихле.

Теория: Табличный способ решения задач. Способ, по которому можно установить соответствие между двумя множествами.

Практика: Историческая справка. Построение таблиц. Решение задач.

  1. Задачи на переливания. Симметрия.

Теория:Построение простейших алгоритмов. Осевая симметрия.

Практика: Историческая справка. Практические задания.

  1. Математический КВН. Божественные числа.

Теория Геометрическая интерпретация некоторых чисел.

Практика: Проведение КВН.

  1. Как решать задачи?Решаем задачи.

Теория: Показать этапы решения задачи и прием самоконтроля при решении задач.

Практика: Решение задач.

  1. Всяк на свой аршин мерит.На все времена у всех народов.

Теория: Старинные единицы измерения: длины, массы, стоимости и т.д. Приставки, которые изменяют основную единицу измерения, делая ее дольной или кратной.

Практика: Историческая справка. Решение задач.

  1. Быстрый счет. Обыкновенные дроби.

Теория: Проверка вычислительных навыков учащихся. Обыкновенные дроби. Практика:Выполнение вычислительных заданий. Решение задач.

  1. Среднее арифметическое.Путешествие в страну «Геометрия».

Теория: Среднее арифметическое в реальной жизни. В игровой форме выявить знания геометрии, полученные учениками.

Практика: Игра «Математический поезд в страну Геометрия».

  1. Введение в комбинаторику.Факториал.

Теория:Основы комбинаторики. Понятие «факториал», используемое в изучении теории вероятности.

Практика: Решение задач.

  1. Теория вероятностей.Случайные события и их вероятность.

Теория: Начальные понятия теории вероятности, вопросы, связанные с построением математических моделей реальных ситуаций, На интуитивном уровне начальные вероятностные представления. Возможные подходы к вычислению вероятности.

Практика: Историческая справка. Разбор ситуаций. Решение задач.

  1. Теория вероятности вокруг нас.

Теория: Дать учащимся почувствовать себя в роли экспериментатора.

Практика: Практическая деятельность учащихся на уроке.

  1. Математическая викторина.

Практика: Математическая игра.

  1. Математические аттракционы и истории.



Практика: В игровой форме обобщить материал, изученный ранее.

  1. Новый знак деления. Признаки делимости.

Теория: Обозначение деления, выделение целой части из неправильной дроби, показать, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида.

Практика: Решение задач.

  1. Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор.

Теория: Один из способов нахождения НОД и НОК, связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК, сформировать умение осуществлять перенос знаний и способов действия на новые ситуации.

Практика: Решение нестандартных задач.

  1. Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.

Теория: Принцип Дирихле. Применение при решении задач.

Практика: Решение задач.

  1. Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников.

Теория: Устные вычисления. Перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить.

Практика:Решение задач.

  1. Пифагорейский союз. Софизмы.

Теория: Показать, что софизмы способствуют повышению строгости рассуждений и содействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики.

Практика: Историческая справка. Обсуждение и разбор некоторых ситуаций.

  1. Числовые ребусы. (Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии.

Теория: Различные виды симметрии, формировать умение делать несложные геометрические построения.

Практика: Отгадывание ребусов, построение симметричных фигур.

  1. Путешествия. Денежные расчеты.

Теория:Различные способы решения задач на движение, использовать традиционные формулы скорости, времени и расстояния. Графический способ решения задач.

Практика: Решение задач.

  1. О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории.

Теория: Старинные меры, их использование при решении задач, перевод единиц измерения. Традиционные и нестандартные способы решения задач.

Практика: Решение задач.

  1. Решение задач на совместную работу.

Теория: Показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение. Практика: Решение задач.

  1. Решение задач «обратным ходом».

Теория: Графический способ решения задач.

Практика: Решение задач.

  1. Старинный способ решения задач на смешение веществ.

Теория: Различные способы решения задач.

Практика: Решение задач.

  1. Прямая и обратная пропорциональности.

Теория:Прямая и обратная пропорциональности.

Практика: Решение задач.

  1. Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел.



п/

п

Дата

проведе

ния

занятия

Время

проведе

ния

занятия

Форма

занятия

Количес

тво

часов

Тема занятия

Место

проведен

ИЯ

Форма контроля

1



Группо

вая

1

Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат.

Кабинет

математ

ики

Тест

2



Группо

вая

1

Рождение счета. Поговорим о нуле.

Кабинет

математ

ики

Собеседование

3



Группо

вая

1

В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса.

Кабинет

математ

ики

Встроенное

педагогич.

наблюдение

4



Группо

вая

1

Задачи Карла Гаусса. Игра

«Волшебное

число».

Кабинет

математ

ики

Собеседование

5



Группо

вая

1

Круги Эйлера. Графы.

Кабинет

математ

ики

Защита

исследовательс.р

аботы


6



Группо

вая

1

Решение

логических

задач.

Принцип

Дирихле.

Кабинет

математ

ики

Сам.работа

7



Группо

вая

1

Задачи на переливания. Симметрия.

Кабинет

математ

ики

Сам.работа

8



Группо

вая

1

Математический

КВН.

Божественные

числа.

Кабинет

математ

ики

Экспертная

оценка

9



Группо

вая

1

Как решать задачи?

Решаем задачи.

Кабинет

математ

ики

Тестирование

10



Группо

вая

1

Всяк на свой аршин мерит. На все времена у всех народов.

Кабинет

математ

ики

Собеседование

11



Группо

вая

1

Быстрый счет. Обыкновенные дроби.

Кабинет

математ

ики

Опрос

12



Группо

вая

1

Среднее

арифметическое

Путешествие в страну

«Геометрия».

Кабинет

математ

ики

Экспертная

оценка

13



Группо

вая

1

Введение в комбинаторику. Факториал.

Кабинет

математ

ики

Сам.работа

14



Группо

вая

1

Теория

вероятностей.

Случайные события и их вероятность.

Кабинет

математ

ики

Сам.работа

15



Группо

вая

1

Теория вероятности вокруг нас.

Кабинет

математ

ики

Собеседование

16



Группо

вая

1

Математическая

викторина.

Кабинет

математ

ики

Экспертная

оценка

17



Группо

вая

1

Математические аттракционы и истории.

Кабинет

математ

ики

Собеседование


18



Группо

вая

1

Новый знак деления. Признаки делимости.

Кабинет

математ

ики

Сам.работа

19



Группо

вая

1

Алгоритм Евклида. НОД и НОК и

калькулятор.

Кабинет

математ

ики

Тестирование

20



Группо

вая

1

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.

Кабинет

математ

ики

Сам.работа

21



Группо

вая

1

Некоторые приемы устных вычислений.

Конкурс

художников.

Кабинет

математ

ики

Экспертная

оценка

22



Группо

вая

1

Пифагорейский союз. Софизмы.

Кабинет

математ

ики

Собеседование

23



Группо

вая

1

Числовые

ребусы.

(Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии.

Кабинет

математ

ики

Опрос

24



Группо

вая

1

Путешествия.

Денежные

расчеты.

Кабинет

математ

ики

Встроенное

педагогич.

наблюдение

25



Группо

вая

1

О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории.

Кабинет

математ

ики

Собеседование

26



Группо

вая

1

Решение задач на совместную работу.

Кабинет

математ

ики

Сам.работа

27



Группо

вая

1

Решение задач «обратным ходом».

Кабинет

математ

ики

Сам.работа

28



Группо

вая

1

Старинный способ решения задач на смешение веществ.

Кабинет

математ

ики

Тестирование

29



Группо

вая

1

Прямая и обратная пропорциональн ости.

Кабинет

математ

ики

Сам.работа


30



Группо

вая

1

Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел

Кабинет

математ

ики

Собеседование

31



Группо

вая

1

Возраст и математика.

Кабинет

математ

ики

тестирование

32



Г руппо вая

1

Решение задач на движение.

Кабинет

математ

ики

Сам.работа

33



Г руппо вая

1

Игра

«Математическо е ралли»

Кабинет

математ

ики

Экспертная

оценка

34



Группо

вая

1

Обобщающий

урок

Кабинет

математ

ики

Презентации

Методы и приемы обучения:

  • укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

  • знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

  • иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

  • индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением

  • решение классических и нетрадиционных задач

  • дидактические игры.

Реализуется безоценочная форма организации обучения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного

процесса

Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование (мультимедийная доска, проектор, компьютер). Занятия проводятся в кабинете математики.



Используемая литература

  1. Агафонова, И.И. Учимся думать: сб.занимательных логических задач, тестов и упражнений [Текст] / И.И.Агафонова-СПб: МиМ-Экспресс, 2011.-189 с

  2. Винокурова, Н.Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] /Н.Н.Винокурова-М.: АСТ-ПРЕСС,2010.-175 с.

  3. Зайцева, О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. [Текст] / О.В.Зайцева,

Е В.Карпова-Ярославль: Академия развития, 2010

  1. Козловская, Н. А. Математика. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 кл. [Текст] / Н.А.Козловская - М.: ЭНАС, 2007.

  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников. [Текст] / З.А.Михайлова - М.: Просвещение, 2007.

  3. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст] / А.Э.Симановский -Я.: Академия развития, 2007.

  4. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. [Текст] /

Л.Ф.Тихомирова - Ярославль.: Академия развития, 1997.

  1. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова - Ярославль, Академия развития, 2009.

  2. Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова- Ярославль, Академия развития, 2010.

  3. Феоктистов, И.В. Взять в помощники выдумку и смекалку [Текст] / И.В.Феоктистов // Первое сентября. Математика,- 1994. - №19,20

  4. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. [Текст] / Л.В. Черемошкина - Ярославль:

Академия развития, 2010.

  1. Чилингирова, Л.Н. Играя учимся математике [Текст] / Л.Н.Чилингирова и др. - М.: Просвещение, 1999

  2. Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. [Текст] / - М.: Издательство «первое сентября»,2009.

  3. Я иду на урок математики, бкласс: Книга для учителя. [Текст] / - М.: Издательство «первое сентября», 2011


Литература для обучающихся

  1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки. [Текст] / М.А.Гершензон - М.: Детская литература, 2009.

  2. Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки. [Текст] / М.А.Калугин - Ярославль: Академия развития, 2011

  3. Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. [Текст] / Ю.В.Нестеренко -М.: ACT - ПРЕСС, 2009.

  4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы. [Текст] / И. Ф. Шарыгин -М.: Просвещение, 2009.

  5. Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /.- М.: ACT - ПРЕСС, 2009.

  6. 500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / - М.: АСТ- ПРЕСС, 2009




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!