МКОУ «Тесовская ОШ»
Принята на заседании педагогического совета от "30" августа 2018 г. Протокол № 1
Утверждаю:
Директор школы:
А.А. Усов
"30" августа 2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа естественнонаучной направленности
"За страницами учебника «Математика»"
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала учитель математики: Ефремочкина Татьяна Анатольевна
2018-2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является непосредственным продолжением программы по математике для 6 класса. Данная программа направлена на формирование умений применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, так же на развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений. Внеурочной деятельность будет осуществлять в форме кружковых занятий.
Направленность программы - естественнонаучная.
Уровень - ознакомительный.
Первоисточник: Программа составлена учителем математики Ефремочкиной Т.А. Эта программа была создана для ведения кружковой работы в общеобразовательной школе. Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий для увлечённых математикой детей. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружковое занятия организуются для всех учащихся, желающих интересно провести досуговое время.
Данное дополнительное образование направлено на дифференциацию и индивидуализацию подхода к ребенку. Так же программа создаёт условия для успешной реализации одной из важнейших целей федерального компонента государственного стандарта общего образования - подготовка учащихся к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Поэтому одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Реализация данной программы способствует достижению этой задачи. Это позволяет за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Обучающимся предоставляется возможность выбора индивидуальной ой траектории развития познавательных способностей и самореализации.
Программа нацелена на формирование и развитие в школе основных видов компетентностей: информационная, социальная и коммуникативная компетентность.
Основная цель программы - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов. Данная программа должна:
-научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимый источник информации, находить необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы достижения поставленных целей, оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учениками.
Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат.
Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, давать им оценку. Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Новизна программы:
Актуальность программы объединения дополнительного образования «За страницами учебника «Математика» определяется, прежде всего, тем, что математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных,
так и гуманитарных.
Актуальность:
Данная программа составлена учителем-практиком, она не дублирует программы по дополнительному образованию по математике, существовавшие ранее. В ней нашли отражение требования к учащимся 6-х классов по предмету. Она ориентирована на применение теоретических и практических навыков, умений, знаний в дальнейшем в нестандартных ситуациях.
Педагогическая целесообразность:
Объединение дополнительного образования по математике педагогически целесообразно, так как у многих обучающихся снижен познавательный интерес к предмету. На уроках не всегда удается индивидуализировать процесс обучения, показать нестандартные способы решения
заданий, рассмотреть задачи повышенного уровня сложности, вопросы, связанные с историей математики. На уроках нет возможности углубить знания по отдельным темам школьного курса. Целесообразно проведение внеклассной работы по предмету в рамках объединения дополнительного образования, где больше возможностей для рассмотрения ряда вопросов занимательного характера, не всегда связанных непосредственно с основным курсом. На занятиях объединения есть возможность вовлекать ребят в проектную деятельность.
Цели программы:
Сформировать интерес к изучению математики;
Повышение математической культуры;
Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся
Оказать помощь по созданию условий для развития у учащихся умений адаптироваться в современном обществе, применять свои знания на практике.
Задачи программы:
Образовательные:
Формировать у учащихся представления о математике как средстве моделирования явлений и процессов, развивать пространственное воображение через вариативную организацию работы.
Создать условия для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды).
Организация исследовательской деятельности учащихся по предоставленным темам; формирование умений у учащихся представлять информацию в различных формах (в виде столбчатых, линейных, круговых диаграмм, графиков изменения величин) через проведение данных занятий. При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо придерживаться следующих принципов: принципа естественности (проблема должна быть не надуманной), принципа осознанности (понимание как проблемы, цели и задач исследования, так и его хода и его результатов); принципа самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт) принципа наглядности, принципа равноправия. Развивающие:
Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике при выполнении работ на местности( территория школы).
Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике при выполнении измерительных работ на местности (школьная территория) .
Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
Воспитательные:
Формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность.
Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
Развитие самостоятельности учащихся; приобщение их к использованию научно- популярной и учебной литературой.
Отличительные особенности программы - при разработке программы учитывались основные принципы, которым должно было соответствовать содержание программы курсов:
быть близким к учебной программе предмета, но обязательно новым, в какой-то степени углубляющим какой-то раздел программы;
представлять собой системы последовательных проблем;
быть практически интересным, связанным с жизнью, учитывать желания учащихся;
иметь занимательную сторону, включая эстетическую.
Возраст детей: 11-13 лет.
Сроки реализации программы: 1 год (34 часа).
Формы и режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут во второй половине дня
практикум решения текстовых задач, уравнений, неравенств, задач на построение графиков, подготовка к олимпиадам и конкурсам, в том числе к мероприятиям предметной недели математики в школе.
Формы подведения итогов программы - в участии детей в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, поступлении в 7-ой математический класс.
Ожидаемые результаты:
овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
привлечение максимально возможного числа учащихся к внеурочным занятиям;
разработка мероприятий с целью воспитания культурного, социально адаптированного и коммуникативного человека, умеющего решать жизненные задачи различными способами.
Универсальные учебные действия
Личностные результаты:
Готовность и способность к саморазвитию.
Сформированность мотивации к обучению.
Самостоятельность мышления.
Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических
знаний
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной
жизни.
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Способность к самоорганизованности.
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.
Предметные результаты:
Овладение умениями распознавать и изображать геометрические фигуры
Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Овладение основами математической речи
Умение применять полученные математические знания для решения учебнопрактических задач.
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат. | 1 | 0.5 | 0.5 | Тестирование |
2 | Рождение счета. Поговорим о нуле. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
3 | В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса. | 1 | 0.5 | 0.5 | Встроенное педагогич. наблюдение |
4 | Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число». | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
5 | Круги Эйлера. Графы. | 1 | 0.5 | 0.5 | Защита исследовательс.работы |
6 | Решение логических задач. Принцип Дирихле. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
7 | Задачи на переливания. Симметрия. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
8 | Математический КВН. Божественные числа. | 1 | 0 | 1 | Встроенное педагогич. наблюдение |
9 | Как решать задачи? Решаем задачи. | 1 | 0.5 | 0.5 | Тестирование |
10 | Всяк на свой аршин мерит.На все времена у всех народов. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
11 | Быстрый счет. Обыкновенные дроби. | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
12 | Среднее арифметическое. Путешествие в страну «Геометрия». | 1 | 0.5 | 0.5 | Встроенное педагогич. наблюдение |
13 | Введение в комбинаторику. Факториал. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
14 | Теория вероятностей. Случайные события и их вероятность. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
15 | Теория вероятности вокруг нас. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
16 | Математическая викторина. | 1 | 0 | 1 | Встроенное педагогич. наблюдение |
17 | Математические аттракционы и истории. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
18 | Новый знак деления. Признаки делимости. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
19 | Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор. | 1 | 0.5 | 0.5 | Тестирование |
20 | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
21 | Некоторые приемы устных вычислений.Конкурс художников. | 1 | 0.5 | 0.5 | Встроенное педагогич. наблюдение |
22 | Пифагорейский союз. Софизмы. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
23 | Числовые ребусы. (Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии. | 1 | 0.5 | 0.5 | Опрос |
24 | Путешествия. Денежные расчеты. | 1 | 0.5 | 0.5 | Встроенное педагогич. наблюдение |
25 | О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории. | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
26 | Решение задач на совместную работу. | 1 | 0 | 1 | Сам.работа |
27 | Решение задач «обратным ходом». | 1 | 0 | 1 | Сам.работа |
28 | Старинный способ решения задач на смешение веществ. | 1 | 0 | 1 | Тестирование |
29 | Прямая и обратная пропорциональности. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сам.работа |
30 | Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел | 1 | 0.5 | 0.5 | Собеседование |
31 | Возраст и математика. | 1 | 0 | 1 | тестирование |
32 | Решение задач на движение. | 1 | 0 | 1 | Сам.работа |
33 | Игра «Математическое ралли» | 1 | 0 | 1 | Встроенное педагогич. наблюдение |
34 | Обобщающий урок | 1 | 0 | 1 | Презентации |
Содержание тематического плана
Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат.
Теория: Какие качества необходимы при изучении математики. Квадрат-танграм. Историческая справка.
Практика: решение задач, сложить фигуры в «Танграме».
Рождение счета. Поговорим о нуле.
Теория: Историческая справка о римской и арабской нумерации. Свойства нуля, показать, что такое доказательство в математике.
Практика: решение задач.
В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса.
Теория Знакомство учащихся с большими числами и их аналогами в древности. Поверхность, что это такое? Может ли быть что-нибудь неожиданное и даже таинственное?
Практика: Выполнение исследовательских заданий.
Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число».
Теория: Историческая справка. Счет чисел более простым и быстрым способом.
Практика: Соревнование в умении быстро считать и решать уравнения.
Круги Эйлера. Графы.
Теория:Наглядность и простота задач, решаемые с помощью кругов Эйлера. Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графов.
Практика: Решение задач различными способами.
Решение логических задач. Принцип Дирихле.
Теория: Табличный способ решения задач. Способ, по которому можно установить соответствие между двумя множествами.
Практика: Историческая справка. Построение таблиц. Решение задач.
Задачи на переливания. Симметрия.
Теория:Построение простейших алгоритмов. Осевая симметрия.
Практика: Историческая справка. Практические задания.
Математический КВН. Божественные числа.
Теория Геометрическая интерпретация некоторых чисел.
Практика: Проведение КВН.
Как решать задачи?Решаем задачи.
Теория: Показать этапы решения задачи и прием самоконтроля при решении задач.
Практика: Решение задач.
Всяк на свой аршин мерит.На все времена у всех народов.
Теория: Старинные единицы измерения: длины, массы, стоимости и т.д. Приставки, которые изменяют основную единицу измерения, делая ее дольной или кратной.
Практика: Историческая справка. Решение задач.
Быстрый счет. Обыкновенные дроби.
Теория: Проверка вычислительных навыков учащихся. Обыкновенные дроби. Практика:Выполнение вычислительных заданий. Решение задач.
Среднее арифметическое.Путешествие в страну «Геометрия».
Теория: Среднее арифметическое в реальной жизни. В игровой форме выявить знания геометрии, полученные учениками.
Практика: Игра «Математический поезд в страну Геометрия».
Введение в комбинаторику.Факториал.
Теория:Основы комбинаторики. Понятие «факториал», используемое в изучении теории вероятности.
Практика: Решение задач.
Теория вероятностей.Случайные события и их вероятность.
Теория: Начальные понятия теории вероятности, вопросы, связанные с построением математических моделей реальных ситуаций, На интуитивном уровне начальные вероятностные представления. Возможные подходы к вычислению вероятности.
Практика: Историческая справка. Разбор ситуаций. Решение задач.
Теория вероятности вокруг нас.
Теория: Дать учащимся почувствовать себя в роли экспериментатора.
Практика: Практическая деятельность учащихся на уроке.
Математическая викторина.
Практика: Математическая игра.
Математические аттракционы и истории.
Практика: В игровой форме обобщить материал, изученный ранее.
Новый знак деления. Признаки делимости.
Теория: Обозначение деления, выделение целой части из неправильной дроби, показать, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида.
Практика: Решение задач.
Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор.
Теория: Один из способов нахождения НОД и НОК, связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК, сформировать умение осуществлять перенос знаний и способов действия на новые ситуации.
Практика: Решение нестандартных задач.
Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.
Теория: Принцип Дирихле. Применение при решении задач.
Практика: Решение задач.
Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников.
Теория: Устные вычисления. Перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить.
Практика:Решение задач.
Пифагорейский союз. Софизмы.
Теория: Показать, что софизмы способствуют повышению строгости рассуждений и содействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики.
Практика: Историческая справка. Обсуждение и разбор некоторых ситуаций.
Числовые ребусы. (Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии.
Теория: Различные виды симметрии, формировать умение делать несложные геометрические построения.
Практика: Отгадывание ребусов, построение симметричных фигур.
Путешествия. Денежные расчеты.
Теория:Различные способы решения задач на движение, использовать традиционные формулы скорости, времени и расстояния. Графический способ решения задач.
Практика: Решение задач.
О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории.
Теория: Старинные меры, их использование при решении задач, перевод единиц измерения. Традиционные и нестандартные способы решения задач.
Практика: Решение задач.
Решение задач на совместную работу.
Теория: Показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение. Практика: Решение задач.
Решение задач «обратным ходом».
Теория: Графический способ решения задач.
Практика: Решение задач.
Старинный способ решения задач на смешение веществ.
Теория: Различные способы решения задач.
Практика: Решение задач.
Прямая и обратная пропорциональности.
Теория:Прямая и обратная пропорциональности.
Практика: Решение задач.
Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел.
№ п/ п | Дата проведе ния занятия | Время проведе ния занятия | Форма занятия | Количес тво часов | Тема занятия | Место проведен ИЯ | Форма контроля |
1 | | | Группо вая | 1 | Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат. | Кабинет математ ики | Тест |
2 | | | Группо вая | 1 | Рождение счета. Поговорим о нуле. | Кабинет математ ики | Собеседование |
3 | | | Группо вая | 1 | В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса. | Кабинет математ ики | Встроенное педагогич. наблюдение |
4 | | | Группо вая | 1 | Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число». | Кабинет математ ики | Собеседование |
5 | | | Группо вая | 1 | Круги Эйлера. Графы. | Кабинет математ ики | Защита исследовательс.р аботы |
6 | | | Группо вая | 1 | Решение логических задач. Принцип Дирихле. | Кабинет математ ики | Сам.работа |
7 | | | Группо вая | 1 | Задачи на переливания. Симметрия. | Кабинет математ ики | Сам.работа |
8 | | | Группо вая | 1 | Математический КВН. Божественные числа. | Кабинет математ ики | Экспертная оценка |
9 | | | Группо вая | 1 | Как решать задачи? Решаем задачи. | Кабинет математ ики | Тестирование |
10 | | | Группо вая | 1 | Всяк на свой аршин мерит. На все времена у всех народов. | Кабинет математ ики | Собеседование |
11 | | | Группо вая | 1 | Быстрый счет. Обыкновенные дроби. | Кабинет математ ики | Опрос |
12 | | | Группо вая | 1 | Среднее арифметическое Путешествие в страну «Геометрия». | Кабинет математ ики | Экспертная оценка |
13 | | | Группо вая | 1 | Введение в комбинаторику. Факториал. | Кабинет математ ики | Сам.работа |
14 | | | Группо вая | 1 | Теория вероятностей. Случайные события и их вероятность. | Кабинет математ ики | Сам.работа |
15 | | | Группо вая | 1 | Теория вероятности вокруг нас. | Кабинет математ ики | Собеседование |
16 | | | Группо вая | 1 | Математическая викторина. | Кабинет математ ики | Экспертная оценка |
17 | | | Группо вая | 1 | Математические аттракционы и истории. | Кабинет математ ики | Собеседование |
18 | | | Группо вая | 1 | Новый знак деления. Признаки делимости. | Кабинет математ ики | Сам.работа |
19 | | | Группо вая | 1 | Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор. | Кабинет математ ики | Тестирование |
20 | | | Группо вая | 1 | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость. | Кабинет математ ики | Сам.работа |
21 | | | Группо вая | 1 | Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников. | Кабинет математ ики | Экспертная оценка |
22 | | | Группо вая | 1 | Пифагорейский союз. Софизмы. | Кабинет математ ики | Собеседование |
23 | | | Группо вая | 1 | Числовые ребусы. (Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии. | Кабинет математ ики | Опрос |
24 | | | Группо вая | 1 | Путешествия. Денежные расчеты. | Кабинет математ ики | Встроенное педагогич. наблюдение |
25 | | | Группо вая | 1 | О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории. | Кабинет математ ики | Собеседование |
26 | | | Группо вая | 1 | Решение задач на совместную работу. | Кабинет математ ики | Сам.работа |
27 | | | Группо вая | 1 | Решение задач «обратным ходом». | Кабинет математ ики | Сам.работа |
28 | | | Группо вая | 1 | Старинный способ решения задач на смешение веществ. | Кабинет математ ики | Тестирование |
29 | | | Группо вая | 1 | Прямая и обратная пропорциональн ости. | Кабинет математ ики | Сам.работа |
30 | | | Группо вая | 1 | Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел | Кабинет математ ики | Собеседование |
31 | | | Группо вая | 1 | Возраст и математика. | Кабинет математ ики | тестирование |
32 | | | Г руппо вая | 1 | Решение задач на движение. | Кабинет математ ики | Сам.работа |
33 | | | Г руппо вая | 1 | Игра «Математическо е ралли» | Кабинет математ ики | Экспертная оценка |
34 | | | Группо вая | 1 | Обобщающий урок | Кабинет математ ики | Презентации |
Методы и приемы обучения:
укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением
решение классических и нетрадиционных задач
дидактические игры.
Реализуется безоценочная форма организации обучения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование (мультимедийная доска, проектор, компьютер). Занятия проводятся в кабинете математики.
Используемая литература
Агафонова, И.И. Учимся думать: сб.занимательных логических задач, тестов и упражнений [Текст] / И.И.Агафонова-СПб: МиМ-Экспресс, 2011.-189 с
Винокурова, Н.Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] /Н.Н.Винокурова-М.: АСТ-ПРЕСС,2010.-175 с.
Зайцева, О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. [Текст] / О.В.Зайцева,
Е В.Карпова-Ярославль: Академия развития, 2010
Козловская, Н. А. Математика. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 кл. [Текст] / Н.А.Козловская - М.: ЭНАС, 2007.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников. [Текст] / З.А.Михайлова - М.: Просвещение, 2007.
Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст] / А.Э.Симановский -Я.: Академия развития, 2007.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. [Текст] /
Л.Ф.Тихомирова - Ярославль.: Академия развития, 1997.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова - Ярославль, Академия развития, 2009.
Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова- Ярославль, Академия развития, 2010.
Феоктистов, И.В. Взять в помощники выдумку и смекалку [Текст] / И.В.Феоктистов // Первое сентября. Математика,- 1994. - №19,20
Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. [Текст] / Л.В. Черемошкина - Ярославль:
Академия развития, 2010.
Чилингирова, Л.Н. Играя учимся математике [Текст] / Л.Н.Чилингирова и др. - М.: Просвещение, 1999
Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. [Текст] / - М.: Издательство «первое сентября»,2009.
Я иду на урок математики, бкласс: Книга для учителя. [Текст] / - М.: Издательство «первое сентября», 2011
Литература для обучающихся
Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки. [Текст] / М.А.Гершензон - М.: Детская литература, 2009.
Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки. [Текст] / М.А.Калугин - Ярославль: Академия развития, 2011
Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. [Текст] / Ю.В.Нестеренко -М.: ACT - ПРЕСС, 2009.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы. [Текст] / И. Ф. Шарыгин -М.: Просвещение, 2009.
Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /.- М.: ACT - ПРЕСС, 2009.
500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / - М.: АСТ- ПРЕСС, 2009