СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Забайкальское казачество на рубеже конца XIX начала XX веков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель настоящей работы заключается в изучении особенностей религиозного и социального развития Забайкальского казачества накануне русско-японской войны, роль Забайкальского казачества в этой войне. Актуальность данной работы состоит в том, что проблема определения места казачества в современном обществе тесно связана с его многовековой историей, опыт установления православной религии в Восточной Сибири и социального развития Забайкальского казачества может быть полезен современному российскому обществу в современных условиях.

Просмотр содержимого документа
««Забайкальское казачество на рубеже конца XIX начала XX веков»»



Содержание

  1. Введение ------------------------------------------------------------------------------------2стр

  2. Часть 1---------------------------------------------------------------------------------------3-6 стр

  3. Часть 2---------------------------------------------------------------------------------------7-8стр

  4. Часть3----------------------------------------------------------------------------------------9-10стр

  5. Часть4----------------------------------------------------------------------------------------12стр

  6. Часть 5---------------------------------------------------------------------------------------13-14стр

  7. Заключение----------------------------------------------------------------------------------15стр

  8. Использованная литература--------------------------------------------------------------16стр










































Введение



Цель настоящей работы заключается в изучении особенностей религиозного и социального развития Забайкальского казачества накануне русско-японской войны, роль Забайкальского казачества в этой войне. Актуальность данной работы состоит в том, что проблема определения места казачества в современном обществе тесно связана с его многовековой историей, опыт установления православной религии в Восточной Сибири и социального развития Забайкальского казачества может быть полезен современному российскому обществу в современных условиях. Особый интерес в современных условиях реформирования местного самоуправления вызывает опыт религиозного и социального развития казачьего войска, который в царской России имел широкое распространение и был достаточно эффективен при организации защиты границ империи.

Самым значительным достижением дореволюционной историографии, по изучению вопроса регионального казачества, стал труд А.П. Васильева «Забайкальские казаки». Источниками работы стали архивные материалы, опубликованные документы, которые были впервые введены в научный оборот. Г.Ц. Цыбиков в труде «Забайкальское бурятское казачье войско» предпринял попытку определения социальной сущности бурятского казачества, анализировал процесс классового расслоения казачества. В 1954 г. вышла двухтомная «История Бурят-Монгольской АССР» (ред. А.П. Окладникова и П.Т. Хаптаева), где давались общие сведения о Забайкальском казачьем войске.

В 90-х годах ХХ века появляются новые монографические исследования истории Забайкальского казачества, посвященные анализу социального и религиозного сознания, духа казачества: А.С. Зуев опубликовал свой труд «Русское казачество Забайкалья во второй четверти XVIII – первой половине XIX вв.», Н.Н.  Смирнов написал книгу «Слово о забайкальских казаках», О.И. Агафонов опубликовал свою работу «Казачьи войска Российской империи», Е.А. Высотина - «Казачество Бурятии в прошлом и настоящем».

















Часть 1

Социальное положение забайкальского казачества



17 марта 1851 года Николаем I был утвержден проект о создании Забайкальского казачьего войска. В это же время Иркутская епархия делится на Иркутскую и Забайкальскую духовные миссии1. Духовные и военные преобразования в Восточной Сибири развивались параллельно и были нацелены на закрепление восточных границ России.

Исходя из штата строевых частей возможно провести анализ социального и религиозного состояния данных подразделений: в четырех русских (вместе с тунгусами) полках должно было состоять 3504 человека, в двух бурятских – 1726 человек; всего конных военнослужащих - 5230 человек.2 Кроме того, в войске было 12 пеших русских батальонов – 12486 человек, всего в войске насчитывалось 17716 человек.

Управление Забайкальского казачества было представлено: высшее звено - наказным атаманом, войсковым правлением, войскового дежурства, особой канцелярией при наказном атамане. Затем шло среднее звено управления, состоящее из шести бригадных управлений. Низшее звено управления было представлено в конном войске 36-ю сотенными управлениями. Пешее войско имело двенадцать батальонных управлений3. Такая система позволяла точнее регулировать военную подготовку казаков и уровень их обеспечения.

В созданном казачьем войске сотенных правлений было 22 в большинстве своем православные.4 Называются конкретные поселения, где в 1851 году находились сотенные правления – это: Верхнеудинское, Баргузинское, Селенгинское, Талецкое, Усть-Брянское, Новобрянское, Санномыссовское, Укырское, Погромнинское, Кульское, Колесовское, Чертовкинское, Кударинское, Быковское, Тресково, Брянское, Толстихино, Уринское, Сувинское, Бодонское, Нестерово, Харашибирское. Большинство сотенных правлений того времени находилось на территории современной Республики Бурятия.5 Социальное положение казачества изменилось в связи с реформой 31 мая 1872 года, которая отменила: ежегодный 3-х рублевый сбор, на содержание бригадных и батальонных управлений (за 8 лет с 1860 по 1867 г. недоимка составила 20500 рублей); общественную запашку в пеших батальонах; упразднены «магазины (склады) мундирных и амуничных вещей» (снаряжение в которые сдавались казаками в обязательном порядке); ежегодные полковые и батальонные сборы для обучения строевой службе и т.п6. Эта реформа улучшила положение Забайкальского казачества. Существующие ранее управления, канцелярии, войсковое дежурство были отменены7.

В этот период казак нес немалые денежные повинности. В газете «Сибирь» № 10, С.3. за 1875 г. отмечалось: «В настоящее время все денежные повинности забайкальского казака могут быть выражены в следующих цифрах: ежегодно земские повинности – 1 руб. 70 копеек.; на покрытие дефицита по войсковым сметам – 1 руб. 10 коп.; … выход на очередную службу через два года в третий обойдется убылью из дома работника по местным ценам 80 руб. и экипировкою 30 руб. и всего за три года 110 руб., а за один год 36 руб. 60 коп. С денежными повинностями составится 45 руб. 50 коп. …. Следовательно 200 пудов дадут чистой прибыли 120 руб., за уплатою повинностей останется 75 руб., то есть по 25 рублей на каждого члена семьи. На эти деньги нужно заготовить одежду, обувь, чай, соль и пр. При таких условиях, понятно о сбережении на черный день невозможно и думать» 8. По Положению 1872 г. в мирное время Забайкальское казачье войско выставляло учебные части: конный дивизион, пеший батальон и конно-артиллерийскую бригаду. В крупных воинских формированиях существовали полковые церкви, за духовное состояние военнослужащих отвечали церковнослужители. В военное время по мобилизации формировалось 9 пеших батальонов, 6 конных полков, 2 конно-артиллерийские батареи. Именно эти воинские формирования, отмобилизованные в начале «китайских событий 1900-1901 гг.»9, и вступили первыми в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Среди призванных казаков находились и церковнослужители. На службу призывали с 21 года. Число казаков, призванных на службу, распределялось пропорционально между станицами, закрепленными за полковыми и батальонами округами. Юноша, вытянувший жребий, зачислялся в разряд казаков «служилого разряда»; из этого времени он 15 лет служил в «полевой службе», а 7 лет на «внутренней». После 22 лет службы казак увольнялся в отставку.

В мирное время не было необходимости держать в строевых частях все 11000 казаков служилого разряда, поэтому 2/3 пользовались временной отсрочкой (по семейному положению, состоянию здоровья, учебе и т.п.).

Добровольцы на военную службу, вытянувшие жребий на 1 год освобождались от натуральных повинностей. С 1872 года по 1893 год внутренняя жизнь казачьего войска управлялось общественным станичным управлением, совместно со священником, которые создавались в каждой станице Восточной Сибири и России. Станичным управлением заправлял атаман (выборная должность). В Национальном Архиве Республики Бурятия хранятся фонды Боргойского, Верхнеудинского, Никольского и Янгажинского станичных правлений, анализ которых подробнее рисует религиозный и социальный уровень жизни казаков региона .10

Верхнеудинское станичное правление было учреждено 1 января 1872 года на основании «Положения об общественном управлении в казачьих войсках» и согласно распоряжения бригадного правления Забайкальского казачьего войска. В функции станичного правления входило решение хозяйственных и административных вопросов, выдача ссуд хлеба из «экономических магазинов» для посева и пропитания, раздел земельных и пашенных угодий, строительство и ремонт религиозных сооружений, сбор и учет государственных, губернских, частных земских повинностей и т.п. Эти функции выполнялись всеми станичными управлениями без исключений. Помимо указанного, Верхнеудинское станичное правление выполняло функции местной исполнительной власти для станичного общества и подчинялось управлению 1-го военного отдела Забайкальского казачьего войска. По статистическим данным на 1902 год в ведении 1-го Верхнеудинского отдела находилось 18 станичных обществ. В 1903 году Верхнеудинским станичным атаманом был избран В.И. Дружинин.11 Станичное правление над сиротами устанавливало строгую опеку. Указанный факт имеет большую актуальность в современной России.

Каждый год составлялись мобилизационные списки и льготные списки казаков. Каждая станица вела подробный учет рожденных мальчиков и девочек, православные станичные храмы также вели учет рожденных и умерших, вопросы усыновления регистрировались в 1-ом военном отделе Забайкальского казачьего войска зачастую под патронатом церкви.

Казаки, не способные к несению военной службы по возрасту, освобождались «приговором» станичного сбора от службы и облагались денежным сбором в пользу станичного правления. В конце XIX века Забайкальское казачье войско имело 139 учебных заведений, в которых обучалось 3953 человека. В 1896 году количество учащихся составило 4278 человек. В высших и средних учебных заведениях обучалось 65 человек из казачьего сословия12. Постановкой школьного дела в церковно-приходских школах занимался созданный в Чите в 1899 году Комитет православного миссионерского общества. Ученические библиотеки формировались из фондов Училищного Совета при Св. Синоде. Крупные книжные склады в Забайкалье имелись в городах Верхнеудинск и Кяхта.

Одним из состоятельных казачьих станичных правлений в 90-х годах XIX века было Боргойское. Это станичное правление имело 3 экономических магазина – Боргойский, Темнинский, Ацульский (через эти населенные пункты на запад по Кяхтинско-Байкальскому тракту гоняли для продажи скот). Боргойское станичное правление построило одноклассное приходское училище и ремесленную мастерскую, а также фельдшерский пункт с 1 фельдшером на службе.13

Одним из последних было основано Янгожинское станичное правление в 1884 году. Его резиденция находилась в городе Троицкосавске (г. Кяхта). Станица Янгожинская имела 54 двора, кроме того ей подчинялось 4 урочища: Гильбиринское – 62 двора, Оронгойское – 31 двор, Иволгинское – 70 дворов, Сутойское – 34 двора.14 Атаманы урочищ подчинялись станичному атаману. Янгожинское станичное правление тоже имело одно приходское училище. Медицинское обслуживание Забайкальского казачьего войска, по сравнению с прочим населением края, было хорошо развито; обслуживание велось в 4 войсковых больницах и пяти приемных покоях.

В то же время уровень социального обеспечения казачества был значительно выше чем у крестьян. С военной точки зрения Забайкальские казаки идеально отвечали предъявляемым требованиям, но отсутствие государственной финансовой поддержки сдерживало их социальное развитие либо разоряло их хозяйства в случае войны.



















Часть 2

Религиозное развитие Забайкальского казачества

Православие пришло в Забайкалье вместе с первыми отрядами казаков в ХVII веке. В 1681 году была образована Даурская миссия для распространения православной религии в Забайкалье, позднее в 1727 году вместо миссии была открыта Иркутская епархия.

Накануне русско-японской войны Забайкальское казачество совместно с Православной церковью играли очень важную роль не только в охране государственной границы Российской империи, поддержании ее интересов в регионе, но и были важнейшей составляющей в процессе дальнейшего освоения края, развитии грамотности и культуры среди местного населения. В современных условиях казачье сообщество, которое предпринимает попытки своего возрождения, мало использует исторический опыт общественного казачьего самоуправления. Возрождающемуся казачеству необходима государственная финансовая поддержка, тщательно проработанные и эффективные законы. При выполнении этих условий современное казачество способно эффективно решать вопросы по охране границ и геополитических интересов России на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.

Во всех поселениях существовали православные храмы и церковные школы. Каменные храмы периода ХVIII- ХIХ веков сохранились в настоящее время в г. Улан-Удэ (бывший Верхнеудинск) - Одигитриевский собор, Свято-Троицкий храм, Спасская церковь, Никольская церковь, Свято-Вознесенская церковь; с. Троицк-Троицкий Селенгинский мужской Епархиальный монастырь, г. Кяхта- церковь в честь Вознесения Господня,c.Новоселенгинск - Церковь Вознесения Господня (проект К.Торна), уникальным памятником являются руины Спасского собора в Староселенгинске (правый берег реки Селенга напротив Новоселенгинска). Эти православные храмы строились на пожертвования казаков и являлись духовными и культурными центрами жизни.

Анализ результатов религиозного и социального развития Забайкальского казачества в ХIХ - нач. ХХ веков приводит к неоднозначным выводам: с одной стороны православная религия получила широкое распространение в казачьей среде накануне войны с Японией (в общей массе); с другой – часть казаков « инородцев» исповедовала буддизм или шаманизм, происходило своеобразное перетекание из одной религии в другую по различным соображениям. Политика веротерпимости создала в Забайкалье уникальную политкорректную и поликультурную среду.

Н.Н. Смирнов отмечает, что население Забайкальской области «было практически поголовно верующее». Православных к 1896 году было 168765 человек, единоверцев – 1236 человек, раскольники – 134, христиан других исповеданий – 198, ламаистов – 26350 человек, «магометан» - 63 человека.15 Для проведения обрядов, богослужения в Забайкальской области существовало 90 приходских и приписных церквей, около 60 молитвенных домов, 33 дацана. В соответствии с «Положением о ламаистском духовенстве Восточной Сибири» 1853 года казаки имели право уволиться из своего сословия и перейти в «хувараки» буддийского дацана, но при этом лишались какого-либо земельного наследства.16











































Часть 3

Забайкальское казачество на русско-японской войне



Война началась в ночь на 27 января 1904 г. нападением японских миноносцев на русские корабли в Порт-Артуре. 28 января вышел указ о приведении в военное положение войск Сибирского военного округа, 9 февраля – Забайкальской области. В этот же день высочайшим приказом было объявлено о создании Маньчжурской армии. К 5 марта 1904 г. развертывание Маньчжурской армии было завершено. 1-ый Верхнеудинский казачий полк попал в Отдельную Забайкальскую казачью бригаду под командованием П.И. Мищенко. 2-ой Верхнеудинский казачий полк вошел в состав Забайкальской казачьей дивизии под командованием П.К. Ранненкампфа и составлял часть общего резерва, находящегося под городом Лаоян. В Порт-Артур была направлена 4-ая сотня 1-го Верхнеудинского казачьего полка, под командование генерал-лейтенанта А.М. Стесселя. С 27 января до 30 января 1-ый Верхнеудинский казачий полк охранял побережье бухты Талиенван на границе с Кореей, с 30 января полк выступил в направлении Дагушаня для поиска противника. 1-ым Верхнеудинским казачьим полком командовал полковник Мациевский. 8 февраля казаками 5 сотни был занят город Ыйесу, где захвачено 6 японцев и 3 японки, которые занимались наблюдением за русскими войсками. 12 февраля казаки Мищенко двинулись к Пеньяну (Пхеньяну) в Корею. У древней столицы Кореи русские казаки встретились с японским десантом [8.С.49]. Сообщению Мищенко о высадке японских войск армии Куроки в штабе русской армии не поверили. Казачья конница, в результате нескольких боев, была вытеснена из Кореи.

6 мая 1904 г. казаки 1-го Верхнеудинского полка с успехом отразили атаку японской пехоты, выручив 4 сотни Читинского казачьего полка, у деревни Сюян. Чаще всего казаков использовали для разведки противника. Наиболее применяемым видом разведки на местности населенных пунктов, у забайкальских казаков было развертывание и атака лавой. В русско-японской войне сторожевое охранение противника было плотным, преодолеть его было сложно, это приводило к большим потерям. Для разведки в тылу врага приходилось спешиваться, в результате задержек разведчиков данные устаривали, не смотря на личное мужество и героизм казаков.

26 мая казаки 1-го Верхнеудинского полка, 2-ая и 3-я сотни сражались с врагом за Тахулинский перевал, японская атака была отражена. Бой был настолько напряженным, что в 1-ой сотне в строю, кроме коневодов, осталось 8 человек; во 2-ой – 12 человек. Попытка японских войск прорваться к Порт-Артуру не удалась, в бою у Вафангоу забайкальские казаки участия не принимали.

С 10 июля развернулись упорные бои под Дашичао в которых отличилась 5-ая сотня 1-го Верхнеудинского полка, прикрывавшая 1 Забайкальскую казачью батарею.

Казаки вырыли окопы перед артиллерийской батареей и отражали штурмы японской пехоты [9.С.246] .На помощь поспешили стрелки Барнаульского полка, но потеряв около 400 человек убитыми и ранеными отошли.

Призванные на войну со «льготы», казаки привыкли к военным будням и получили необходимый опыт. 18 июля 1904 г. японская армия Куроки атаковала восточный отряд. Русское командование поручило казакам спешиться и вести «упорную оборону». Под Лаояном генерал Куропаткин планировал дать «генеральный бой» японской армии и укреплял оборону. К тому времени, по оценке военных историков, «…положение генерала Куропаткина стало ужасным. Оно могло бы быть лучше, если бы своевременно прибывали подкрепления по Транссибирской магистрали. Со времени сражения при Ялу он потерял 30 000 человек убитыми и ранеными» [10.С.91] . Видя переправляющегося врага, генерал Любавин, имея в своем распоряжении 17 сотен казаков и артиллерию, не помешал противнику. Контрудара, по переправившимся и пока слабым частям 1 японской армии так и не было нанесено. Куропаткин отдает приказ о начале отступления к Лаояну. 19 августа русские войска покинули и этот китайский город. За бой под Лаояном, после войны в 1906 г., серебряными медалями, было награждено 4 казака 2-го Верхнеудинского полка: старший урядник Георгий Иннокентьевич Путинцев, старший уряднк Федор Андреевич Токарев, старший урядник Роман Дружинин, младший урядник Александр Вавилович Еремеев. 58 казаков 1-го и 2-го Верхнеудинских полков были награждены «светлобронзовой с бантами» медалью, 35- «темнобронзовой» медалью. [11.Л.2] Осенью, в октябре 1904 г., в Забайкалье собирают теплую одежду и отправляют в казачьи полки [12.Л.3]. Впервые японские войска были обнаружены у Квантунских берегов 22 апреля 1904 г. казаками 4-ой сотни 1-го Верхнеудинского полка. 2 мая казаки донесли командованию о занятии противником северных высот, окружающих Цзиньчжоунскую долину. Во время 4-го штурма крепости казаки участвовали в боях за гору Высокая. 20 декабря 1904 г., после многочисленных и кровопролитных боев генералы Стессель и Фок, полковник Рейс сдали крепость японцам. Вместе с крепостью противнику досталось: 610 орудий разного калибра, 207 855 снарядов, 9 тяжелых пулеметов, 4 500 000 винтовочных патронов, 32 400 солдат и моряков (из них 5 809 раненых и больных). Кроме всего прочего, японские трофеи составили: 434 тонны муки, 775 тонн сухарей, 46 тонн сахара, 671 железнодорожный вагон [13.С.323]. С такими запасами крепость могла бы еще полтора месяца активными боями сковывать 100 тысячную армию генерала Ноги и существенно облегчить положение русских армий генерала Куропаткина.

Из попавших в плен казаков 4-ой сотни 1-го Верхнеудинского полка, некоторые пытались бежать, удивляя своим патриотизмом японцев; это казак Михаил Измайлов, хорунжий В.И.Носонов, казак Фирсов [14.С.194]. В 1906 году 118 казаков Верхнеудинской станицы получили медали за воинскую службу; отдельно три человека – серебряные за оборону Порт-Артура: Леонтий Прокопьев, Алексей Вавилович Загузин, Павел Михайлович Краснопеев[15.Л.3].

Вместе с тем, русско-японская война выявила общие ошибки русского командования в военной подготовке, в частности, неверное тактическое использование казачьей кавалерии приводило к большим потерям. Плохое материальное обеспечение войск сказалось на качестве военных действий и разведки (отсутствие карт и неумение ими пользоваться, отсутствие компасов, биноклей и т.д.). К большим потерям среди действующих частей приводило отсутствие горной артиллерии и незнание местности. Эти и другие причины в целом привели Россию к поражению в войне с Японией.







































Часть 4

Помощь государства ветеранам русско-японской войны

После окончания русско-японской войны в Забайкалье появилось большое количество раненных и увечных, которые нуждались в дальнейшем лечении. Специально созданный «Александровский комитет о раненых» начинает проводить реабилитацию военных с 1906 г. Первое управление казачьего войска 14 сентября 1906 г. рассылает предписание станичным атаманам Забайкалья с требованием собрать сведения о раненых и увечных [16.ЛЛ.1-4]. За время с 18 июля 1905 г. по 28 декабря 1906 г. государство «в следствии, ходатайств воинской администрации» отпустило, через станичный попечительский совет материальную помощь семьям призванных из Забайкалья казаков в размере 50 000 тысяч рублей [17.Л.1]. В июне 1905 года офицерами 1-го Военного управления Забайкальского казачьего войска города Троицкосавска (Кяхта) в пользу пострадавших казаков было собрано 600 руб. В ноябре 1905 г. материальную помощь получило 49 казачьих семей, в декабре 1905 г. – 47 семей [18.Л.148]. . Таким образом, государство и общество стремилось оказать финансовую и социальную помощь ветеранам русско-японской войны.





























Часть 5

Казачество Бурятии

Бурят- монгольский народ по собственному желанию и по жизненной необходимости перекочевал из Монголии на привольные степи Прибайкалья, обильные травой и водой, двигаясь к востоку от западной границы Монголии. В то время между Монголией и Россией не существовало границы.

Известно , что с тех пор прошло примерно 382 года. До 1720 года среди джидинских и селенгинских бурят не было деления на казаков и оттоки (бур отог «клан»).

Бурятское слово « хасаг» произошло от русского слова «казак». Казаками назывались те буряты, которые охраняли границы российского государства. Им выдавались военное обмундирование, ружье и сабля, и на них накладывалась воинская повинность. Начало этому было положено в 1727 году.

В начале 1720-х годов приехал представитель российского царя Савва Рагузинский, основав город Троицкосавск ( нынешняя Кяхта). Он провел переговоры с представителями Китая, Монголии, Маньчжурии о необходимости установления государственной границы. Обсуждавшийся на протяжении многих лет договор о границе был подписан в 1727 году ( по некоторым источникам 1728 году) в селе Бури Кяхтинского аймака и вошел в историю как Буринский договор. Затем на границе начали устанавливаться знаки в виде насыпи камней, и к западу от Кяхты до Харацая было создано тринадцать караульных пунктов.

На бурят, живших недалеко от границы, была возложена обязанность охранять рубежи, за что они получали жалованье и были освобождены от государственного налога. Те подданные были казаками.

Казаки –буряты должны были участвовать в военных действиях. Тех , кто хорошо знал русский язык и умел писать, назначали командирами. Богатым , способным, умным людям присваивалось звание атамана, которое приравнивалось к званию полкового командира.

Недавно мы были в Иволгинском дацане, и там я услышала интересную историю о казаках-бурятах, которые спасли двухметровую статую из сандалового дерева Зандан Жуу от уничтожения в период «боксерского» восстания в Ихетуане в Китае. Есть информация, что в подавлении «боксерского» восстания принимало участие забайкальское казачество, в рядах которых было много бурят-монголов.

Оказалось , что прадед моей одноклассницы был участником этих событий. Его звали Айсуев Бато Базарович .

Айсуевы относились к казакам, и поэтому дед Бато отслужил казачью службу, во время которой лечил лошадей, вернулся домой. По тем временам он был образованный человек: кроме родного языка знал русский, монгольский, был человек сметливый, бойкий, шустрый и вскоре был избран атаманом.

В 1918 году председателем Селенгинского аймачного ревкома был избран атаман Бато Базарович Айсуев.

Примерно в начале XXвека под руководством сартульского казачьего атамана Бато Айсуева была похищена золотая статуя бурхана Зандан-Жуу из императорского музея в Пекине. Говорят, исполнителю этого похищения было заплачено золотом в количестве, равном ушедшем на эту статую. Чтобы замести следы, статую везли окружным путем, скрывались от преследований со стороны монголов. Словом , со многими мытарствами им удалось пересечь границу и привезти священную реликвию в Хамбын (Тамчинский ) дацан.

Думаю , что казаки –буряты не только защищали границы российского государства, но делали все, чтобы сохранить и обогатить традиции своего народа.

Сейчас современное казачество также продолжает традиции своих прадедов, учат нас, молодых, тому, что надо любить свою Бурятию и Россию.































Заключение



Изучение истории формирования, комплектования и состава Забайкальских казачьих полков; роли казаков 1-го и 2-го Верхнеудинских полков при проведении военных операций периода русско-японской войны 1904-1905 годов являются важной проблемой послевоенной реабилитации казаков – участников войны и оценка качества подготовки казачьих подразделений к боевым действиям.

Вопросы, изучающие военную историю казачества и его участия в русско-японской войне , важны и в наше время для пропаганды, развития и возрождения духовно-нравственных и военно - патриотических казачьих традиций в молодежной среде; для развития военно - прикладных знаний, умений и навыков подростков, эффективной подготовки их к военной и государственной службе; содействию сельским семьям в традиционном воспитании детей, профилактике правонарушений и проявлений межнациональной и межрелигиозной нетерпимости среди подростков и молодежи; формирования навыков здорового образа жизни, физического развития детей и юношества;

.































Использованная литература



1. Апушкин В.А. Русско-японская война 1904-1905 гг.[текст] / В.А Апушкин.-.М.: Русская быль,1910 .-С.1.

2. Цыбиков Г.Ц .Забайкальское бурятское казачье войско. [текст] / Г.Ц Цыбиков.- Верхнеудинск //Жизнь Бурятии ,Вып .27,1925 .-С.4.

3 Смирнов, Н.Н. Слово о забайкальских казаках [ Текст]/ Н.Н. Смирнов.- Волгоград, 1994 ,С. 69.


4 Высотина Е.А. Казачество Бурятии в прошлом и настоящем. [Текст]/ .Е.А.Высотина.- Улан-Удэ. Изд-во Бурятского гос.ун-та,2007.-С.90.

5 Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья ХVIII-ХХ веках. [Текст]/ .Ф.Ф.Болонев.- Москва. ИПЦ « ДИК»,2004.-С.240.


6 Забайкальский казачий полк НА РБ, Ф.89. Оп.1, Д. 1. Л.6

7 Санжиева, Т.Е. Распространение православия среди бурят [Текст]/ Т.Е.Санжиева.- Православие в азиатско-тихоокеанском регионе. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 330-летию даурской духовной миссии. Улан-Удэ. Изд-во БГУ. 2012, С.95.





























Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 22» ОАО «РЖД»










XV Всероссийская открытая конференция учащихся « Шаги в науку»

Секция : Краеведение

Тема : «Забайкальское казачество на рубеже конца XIX начала XX веков»





Выполнила : Тищенко Анастасия ,

ученица 7 класса школы-интернат

№ 22 ОАО «РЖД»

Руководитель : Харнутова

Аксана Александровна

















Г Улан-Удэ

2015 год



Аннотация

на исследовательскую работ

Тищенко Анастасии,

ученицы 7 класса

школы-интернат № 22 ОАО»РЖД»





Данная работа состоит из следующих частей: введение, часть первая- «Социальное положение забайкальского казачества», вторая- «Религиозное развитие Забайкальского казачества», третья- « Забайкальское казачество на русско-японской войне», четвертая- «Помощь государства ветеранам русско-японской войны», заключение, список использованной литературы. Ученица проводит анализ отдельным историческим событиям, связанных с казачеством.

Проведена огромная работа по изучению забайкальского казачества, их роли в русско-японской войне, в укреплении границ российского государства.

Данная работа соответствует требованиям исследовательской деятельности учащихся.





Руководитель :Харнутова

Аксана Александровна



















1 Санжиева, Т.Е. Распространение православия среди бурят [Текст]/ Т.Е.Санжиева.- Православие в азиатско-тихоокеанском регионе. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 330-летию даурской духовной миссии. Улан-Удэ. Изд-во БГУ. 2012, С.95.

2 Смирнов, Н.Н. Слово о забайкальских казаках [ Текст]/ Н.Н. Смирнов. -Волгоград, 1994 ,С. 33.



3 Смирнов, Н.Н. Слово о забайкальских казаках [ Текст]/ Н.Н. Смирнов. -Волгоград, 1994 ,С. 35.



4 Забайкальский казачий полк НА РБ, Ф.89. Оп.1, Д. 1. Л.6



5 Географические названия Республики Бурятия[Текст]: топонимический слов./ ред. Л.В.Шулунова.: Улан-Удэ. Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006.

6 Высотина Е.А. Казачество Бурятии в прошлом и настоящем. [Текст]/ .Е.А.Высотина.- Улан-Удэ. Изд-во Бурятского гос.ун-та,2007.-С.90.



7 Высотина Е.А. Казачество Бурятии в прошлом и настоящем. [Текст]/ .Е.А.Высотина.- Улан-Удэ. Изд-во Бурятского гос.ун-та,2007.-С.92.



8 Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья ХVIII-ХХ веках. [Текст]/ .Ф.Ф.Болонев.- Москва. ИПЦ « ДИК»,2004.-С.240.



9 Имеется ввиду участие русских войск в Китае при подавлении восстания «ихетуаней» (прим. автора)

10 НА РБ Ф. 188, Ф. 116, Ф. 422, Ф. 27.



11 НА РБ Ф. 116, 1870-1917 гг.

12 Смирнов, Н.Н. Слово о забайкальских казаках [ Текст]/ Н.Н. Смирнов.- Волгоград, 1994 ,С. 69.




13 НА РБ, Ф.188, 177 Д. 1896-1917 гг.



14 НА РБ, Ф.27. Д. 110,Оп. 1, п. 1.




15 Смирнов, Н.Н. Слово о забайкальских казаках [ Текст]/ Н.Н. Смирнов.- Волгоград, 1994 ,С. 68.




16 НА РБ, Ф. 188, Оп. 1, Д. 3, л. 19.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!