СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика у детей младшего школьного возраста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика у детей младшего школьного возраста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №1 г. Данилова Ярославской области







ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика у детей младшего школьного возраста









Исполнитель:

Волков Егор

Класс: 9г

Научный руководитель:

Соколовская Алена Сергеевна

Должность: учитель физической культуры высшей категории













Данилов

2023

Оглавление

Паспорт индивидуального проекта……………………………………………...3

Введение…………………………………………………………………………...5

Основная часть…………………………………………………………………….

  1. Заболевания опорно-двигательного аппарата……………………………7

  2. Причины заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста……………………………………………7

  3. Симптомы нарушений опорно-двигательного аппарата……………….9

  4. Физкультминутки для укрепления опорно-двигательного аппарата…14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………18

































Паспорт индивидуальногопроекта

Автор

Волков Егор

Класс

9

Буква

Г

Учебный проект

Физическая культура

Тема проекта

Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика у детей младшего школьного возраста

Тип проекта

Информационный

Область проектной деятельности

Физическая культура, информатика

Продукт проекта

Физкультминутки

Цель

составить физкультминутки для профилактики опорно-двигательного аппарата?

Задачи

1. Рассмотреть причины заболеваний опорно-двигательного аппарата у младших школьников.

2. Описать симптомы нарушений опорно-двигательного аппарата.

3. Дать характеристику последствий заболевания опорно-двигательного аппарата.

Проблемный вопрос

какие физкультминутки способствуют профилактике опорно-двигательного аппарата?

Руководитель проекта

Соколовская Алена Сергеевна

Этапы проекта

Сбор информации, анализ, обработка

Результат

Готовые физкультминутки (дидактический материал)

Практическая значимость

составленные нами физкультминутки будут способствовать профилактике заболевания опорно-двигательного аппарата у младших школьников.






Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека.

Опорно-двигательный аппарат - главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т.д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. В зависимости от количества составляющих опорно-двигательного аппарата существует большое многообразие его заболеваний.

Перед нами встал проблемный вопрос – какие физкультминутки способствуют профилактике опорно-двигательного аппарата?

Исходя из проблемы, была обозначена цель исследования – составить физкультминутки для профилактики опорно-двигательного аппарата?

Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть причины заболеваний опорно-двигательного аппарата у младших школьников.

2. Описать симптомы нарушений опорно-двигательного аппарата.

3. Дать характеристику последствий заболевания опорно-двигательного аппарата.

Для решения задач мы будем применять следующие методы: анализ, обобщение, наблюдение, сравнение.

Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, сравнение

Значимость исследования - составленные нами физкультминутки будут способствовать профилактике заболевания опорно-двигательного аппарата у младших школьников.

Основная часть

  1. Заболевания опорно-двигательного аппарата

Опорно — двигательный аппарат  — совокупность костей скелета, суставов, сухожилий, мышц и их сосудистой сети и нервных образований. При помощи нервной регуляции он обеспечивают передвижение и другую двигательную деятельность. . [1]:

Болезни опорно-двигательного аппарата делятся на те, что связаны с нарушением функций позвоночника, и те, что связаны с системой костей и суставов. В свою очередь, и те, и другие, бывают врожденными, приобретенными и сопутствующими. Наиболее часто встречаются следующие болезни опорно-двигательного аппарата:

Артрит - процессы воспаления в области суставов.

Артроз - развивается на фоне артрита: хронические процессы воспаления в области суставных сумок.

Бурсит - развивается на фоне травм или из-за инфекции: процессы воспаления слизистой околосуставной сумки.

Кифоз - развивается на фоне травм позвоночника или на фоне инфекции: образование горба из-за искривления позвоночника назад, в область грудного отдела.

Миозит - развивается на фоне травм и инфекций: хронические процессы воспаления в мышцах. Миопатия, развивается на фоне нарушения обменных процессов в тканях: деградация мышечных тканей.

Остеомиелит - развивается на фоне инфекций и травм: процессы воспаления в костном мозге.

Остеохондроз - дистрофические процессы в области костной и хрящевой ткани (межпозвоночных дисков).

Периартрит - процессы воспаления области околосуставных тканей и связок крупных суставов. . [8]:

Это только часть болезней опорно-двигательного аппарата, и как видите, практически все они представляют собой воспалительные процессы. Поэтому нельзя вылечить эти болезни только лишь массажем ил гимнастикой. Требуется комплексный подход.

2.Причины заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:

  • дети с церебральным параличом (ДЦП);

  • с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;

  • с миопатией;

  • с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.

В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.

Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.

Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.

Основные причины нарушений ОДА у детей:

Внутриутробная патология; инфекции у матери в период беременности; тяжелые патологии эндокринной, нервной и сердечно-сосудистой системы у беременной; сильный токсикоз матери в период беременности; конфликт резус-фактора и группы крови у матери и плода; интоксикации во внутриутробном периоде; травмы в родах; асфиксия в родовом периоде; инфекции, перенесенные в первый год жизни; травмы; осложнения после профилактических прививок и некоторых лекарственных препаратов. . [4]:













3. Симптомы нарушений опорно-двигательного аппарата

Исходя из анализа литературы, мы составили таблицу, в которой отражены заболевания опорно-двигательного аппарата и их симптомы.

Таблица 1

Симптомы нарушений опорно-двигательного аппарата

Заболевания

Симптомы

Артрит

Развиваются постепенно. Сначала появляется небольшой отек и дискомфорт при движении суставом, затем развиваются острые болезненные ощущения, которые усиливаются при движении и в ночное время суток. Вторичные симптомы:

  • скованность движения по утрам

  • опухание пораженной зоны

  • красноватый оттенок у кожных покровов

  • повышенная температура в воспаленной области

  • снижение двигательной активности

  • чувство жжения во время мочеиспускания

  • ограниченность движений — контрактура

  • деформация суставных тканей. [9]:


Артроз

  • Так называемые «стартовые» боли, возникающие спонтанно после пребывания в состоянии покоя (например, когда ребенок сидел, стоял или лежал, а потом резко встал, пошел или побежал);

  • болезненность и дискомфорт в области суставных соединений после физических нагрузок;

  • боли, появляющиеся преимущественно в ночное время;

  • резкая болезненность при крутых поворотах, нестандартных движениях;

  • нарастающая усталость после активных игр, спортивных занятий, длительных прогулок;

  • покраснение и припухлость кожи в районе суставных сочленений;

  • явные деформации в области суставов.

Ребенок с таким заболеванием жалуется на утреннюю скованность, неприятные ощущения во время активных действий. При поражении нижних конечностей может меняться походка, при этом дети стараются избегать любых физических нагрузок, стремятся присесть, прилечь, прислониться к стене, столу или другой опоре. [10]:

Бурсит


  • Боль, воспаление и отечность в плече, локте, бедре, или колене, особенно заметные при разгибании суставов.

  • Скованность или снижение диапазона движений в суставе с или без боли.

  • Слабость в мышцах из-за боли. Бурсит может быть причиной боли и болезненности в области заинтересованной кости или сухожилия. Сумки могут увеличиваться в размерах что может быть причиной затруднения движения. Как правило, бурситы бывают в области плеча локтя колена и бедра. [6]:

Кифоз

Основополагающим фактором является степень искривления.

Кифоз 1 степени проявляется усталостью и легкой болью в мышцах, в основном под конец дня. Также можно наблюдать нарушение осанки, сутулость.

Кифоз 2 степени, когда кифоз усугубляется и дополняется компенсаторным лордозом, боли и сутулость усиливаются, голова и плечи опускаются вниз.

Кифоз 3 степени сопровождается ограничением подвижности позвоночника, появляются нарушения в работе внутренних органов в результате сдавливания их деформированной грудной клеткой. [11]:

Миозит

Доказано, что развитие шейного миозита у детей происходит уже в течение нескольких часов после воздействия патологического фактора. Поэтому важно своевременно обнаружить болезнь и обратиться за помощью. Острый миозит длится в течение около 3-х месяцев, после чего переходит в хронический. Догадаться о возникновении болезни у детей, особенно младшего возраста, довольно сложно. Все выводы делаются, исходя из поведения и реакций ребенка. Даже подростки не всегда могут точно описать характер боли и ее локализацию. Основными симптомами недуга можно назвать:

  • При небольшом переохлаждении ухудшается состояние мышц. Они быстро каменеют и движения становятся скованными.

  • Появление болей в районе шеи и позвоночника. Даже лежа смена положения вызывает неприятные ощущения.

  • Ограничение подвижности в пораженных участках. Ребенок не может свободно повернуть голову, а при резких движениях появляется страх перед возможными неприятными ощущениями.

  • Уплотнение мышц шейно-плечевого пояса. При надавливании на них возникают сильные боли.

  • Сильные боли в шее, которые отдаются в заднюю часть черепа и на лицо. Они могут вызывать неожиданные гримасы и слезы.

Маленькие дети при этом заболевании подвержены повышению температуры и головным болям. Более того, нарушается двигательная функция мышц. [9]:

Остеомиелит

Заболевание имеет стремительное развитие — первые его признаки дают о себе знать в течение двух суток. Наблюдается постоянное нагнетание симптомов. При отсутствии своевременной медицинской помощи в течение длительного времени происходит распространение поражения на близлежащие мышечные ткани. Это вызывает флегмону — пропитывание волокон гнойными массами. При этом может возникнуть временное улучшение, которое, однако, не является признаком выздоровления. К симптомам остеомиелита у детей относятся:

  • сильная ноющая боль в определенном участке кости;

  • низкое давление при учащенном пульсе;

  • резкое повышение температуры;

  • тошнота и рвота;

  • увеличение лимфоузлов;

  • возникновение отека на месте костного поражения.

При остеомиелите возникают общие признаки интоксикации. К ним относятся озноб, лихорадка, тошно и рвота, расстройства стула. Иногда наблюдается бессознательное состояние. Степень проявления этих признаков зависит от стадии патологии.[2]:

Остеохондроз

  • Регулярные или эпизодические боли в спине, напряженность мышц.

  • Ощущения в шее или области поясницы, которые пациенты описывают как «мурашки по коже».

  • «Прострелы» в спине.

  • Болезненность при подъеме рук кверху или совершении колебательных движений головой.

  • Повторяющиеся время от времени головокружения.

  • Шум в ушах.

  • Тошнота. [5]:

Периартрит

Клинические проявления определяются локализацией и видом патологии. При этом все периартриты объединяет несколько характерных общих признаков. Болевой синдром возникает или усиливается только при определенных движениях. Разлитой отек отсутствует, возможна локальная припухлость в зоне повреждения. Иногда внешние изменения не обнаруживаются. При ограничении активных движений (порой – значительном, затрудняющем самообслуживание) пассивные сохраняются в полном или практически полном объеме. Тугоподвижность формируется только на заключительной стадии заболевания. [3]:







  1. Физкультминутки для укрепления опорно-двигательного аппарата

Для профилактики опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста способствуют физминутки, которые можно проводить как на уроках, так и на переменах.

  • Физкультминутка на русский язык

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

А сейчас мы отдохнем,

Сделаем зарядку.

«1» подняться, подтянуться.

«2» согнуться, разогнуться.

«3» в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

«4» руки шире.

«5» руками помахать.

«6» тихонько за парту сесть. [7]:

  • Физкультминутка на литературное чтение

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки [7]:

  • Физкультминутка на окружающий мир

Девочки и мальчики

Прыгают, как зайчики,

Ручками хлопают

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают. (Приседают, руки произвольно) [7]:

  • Физкультминутка на математику

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас.

Сколько чаек у нас 9

Столько мы подпрыгнем раз.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться. Подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь. [7]:









Заключение

Данное исследование проводилось с целью создать физкультминутки для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста.

Все поставленные задачи были решены. Была проанализирована и систематизирована информация о заболеваниях опорно-двигательного аппарата и для их профилактики.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил сформулировать следующие выводы:

  • К заболеваниям опорно-двигательного аппарата относят: артрит, артроз, бурсит, кифоз, миозит, остеомиелит, остеохондроз, периартрит.

  • К причинам заболевания опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста относят: генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.

  • Каждому заболеванию опорно-двигательного аппарата свидетельствуют их определенные симптомы.

  • Для профилактики опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста способствуют физкультминутки, которые можно проводить как на уроках, так и на переменах.

Данный материал нашего исследования будет полезен учителям и ученикам.





































Список литературы

  1. Всемирная организация здравоохранения: официальный сайт. – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/musculoskeletal-conditions (дата обращения: 20.10.2021)

  2. INVITRO: официальный сайт. – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://www.invitro.ru/library/bolezni/32064/ (дата обращения: 18.03.2021)

  3. Красота и медицина: официальный сайт. – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/rheumatology/periarthritis (дата обращения: 18.03.2021)

  4. MAAM. RU: официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/deti-s-noda-narushenija-oprno-dvigatelnogo-aparata-v-do.html (дата обращения: 20.10.2021)

  5. Медицинский центр SANTERRA: официальный сайт. – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://santerramed.ru/napravleniya/nevrologiya/zabolevaniya/osteokhondroz.html (дата обращения: 18.03.2021)

  6. Московские центры Дикуля: официальный сайт. – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://www.dikul.net/wiki/bursit/ (дата обращения: 18.03.2021)

  7. Образовательная социальная сеть: официальный сайт. – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/02/12/fizkultminutki-po-vsem-predmetam-dlya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 16.04.2022)

  8. Палиха медицинский центр: официальный сайт. – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://palikha-clinic.ru/lechenie-oporno-dvigatelnogo-apparata/ (дата обращения: 20.10.2021)

  9. Сеть клиник ЦМРТ: официальный сайт. – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://cmrt.ru/zabolevaniya/sustavov/artrit/ (дата обращения: 15.03.2021)

  10. СМ-ДОКТОР клиника для детей и подростков: официальный сайт. – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://www.smdoctor.ru/ (дата обращения: 18.03.2021)

  11. Центральная клиническая больница: официальный сайт. – Москва. - Обновляется в течение суток. – URL: https://www.ckbran.ru/cure/spinal-diseases/kifoz-pozvonochnika (дата обращения: 18.03.2021)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!